Глава 4. Один день из жизни Империи

"Кто старое помянет - тому глаз вон..."
/народная мудрость/
...
"...а кто забудет - тому оба глаза"
/недостающая часть народной мудрости, которая, как говорят, была то ли обрезана коварными масонами, а то ли просто с опохмелу народом подзабыта/
...

- Да, надеюсь теперь ты понимаешь, что великие венецианцы не просто по девять месяцев в году "ничего не делали", они так мало работали и так много имели достижений, и при этом так много имели свободы потому, что они знали и умели, как раз то, что забыли и разучились делать современные мы, они умели, так сказать, "правильно" ничего не делать.

А именно, - они знали тайну Логоса, - самой могущественной силы во всей Вселенной, и они знали что доступ к нему находится не в тотальной занятости и пахоте, а именно в праздности и блаженстве.

Но это всё - только теория, а они были не только теоретики,  эти прагматичные венецианцы, поэтому они имели ещё и практические ключи доступа к великому Логосу.

- И... какие же это... ну, эти ключи?

- Их не один, а целых три. И первый ключ к блаженству - это религия...

- Гмм... а разве у них не такая же была религия, как у нас сейчас? Они же вроде тоже христиане...

- Нет, у них была совершенно другая религия, хотя называлась она так же - христианство. Кстати, а ты никогда не интересовался, как христианство стало главной религией в Европе?

- Да, нет, как то не интересовался... а что, стоит поинтересоваться?

- Ну, как тебе сказать, ты же хочешь знать, как получить доступ к "глазам и рукам" Логоса?

- Хотелось бы...

- Тогда я тебе сейчас одну очень странную историю расскажу, намного более древнюю, чем сама Венеция.

Итак, место действия: Италия, походный шатёр римского августа Фла;вия Вале;рия Авре;лия Константи;на на обочине фламиниевой дороги, примерно в 3-х километрах к северу от Рима.

Время действия - конец октября 312 года.

Ситуация следующая.

Римская Империя в глубоком кризисе, власть над ней поделена между тремя законными августами — Лицинием, Максимином Дазой и Константином, а в Риме находится четвёртый и как бы не очень законный август — узурпатор  Максенций.

Уже никто не пытается восстановить прежнюю Великую империю, восточные провинции, раздерибанили между собой Лициний и Максимин с границей по Босфору, а Максенций подписав с Максимином соглашение о взаимной помощи, объявил войну Константину под предлогом мести за убийство его отца.

Короче, в стране бардак и началась жестокая, но привычная для древних римлян драка на тему кто будет единолично править в западной части Древней Империи.

В армии Константина примерно 40 тысяч воинов, закалённых в походах против варваров северных провинций, они хорошо мотивированы и верны своему августу.

Но его солдаты уставшие, ещё весной они пересекли Альпы, уже успели разбить тяжёлую конницу Максенция у Турина и взять осадой крепость Верону, наголову разбив там войско лучшего военначальника узурпатора - Руриция Помпеяна.

Но и сейчас у Максенция ещё примерно в два раза больше солдат, чем у Константина, его армия включает грозные ударные части тяжелой конницы и верные отряды преторианцев (гвардейцев-профессионалов), а также вполне боеспособную легкую пехоту из Африки.

Кроме того, на случай долговременной осады, в Риме до краёв заполнены зернохранилища, укрепления города приведены в отличное состояние, а на стороне Максенция еще и части гарнизонной службы, а также отмобилизованные на защиту столицы легионы из италиков.

И тут вдруг вечером к Константину в шатёр доставляют христианского священника и они почти всю ночь о чём-то беседуют.

Вот представь себе такую картинку и представь, что август Константин - это ты, представил?

Представь, что перед тобой мощные стены великого города, а за стенами вооружённое до зубов вражье войско, в котором солдат в два раза больше, чем у тебя, и у тебя сейчас только один головняк, но на всю твою августейшую голову: как со всей этой хернёй справиться.

А теперь представь, что к тебе в палатку каким-то чудом попадаю я, христианский священник, и начинаю что-то лепетать про райский сад, про говорящего змея, про беременную девственницу и про царствие небесное, затем читаю тебе нотацию на тему "ай как не хорошо нарушать заповедь "не убий", а завершаю свою речь горячим призывом к тебе возлюбить врага своего узурпатора, и пойти подставить ему свою вторую щёку.

Ты это можешь себе представить?

Тебе, потомственному патрицию, образованному и воспитанному на римских ценностях и традициях, именно в этот критический момент я начинаю втирать вот эту бредоподобную галиматью гонимых и презираемых всеми христиан, которых ты сам гонял и преследовал весь последний десяток лет.

Представил? И что бы ты сделал со мной на месте августа Константина?

- Ну, в лучшем случае - просто бы вышвырнул из помещения...

- Отож... это в очень лучшем случае... в худшем - это тоже бы вышвырнул, только по частям, а тут, о чудо! - происходит просто что-то невероятное.

Утром Константин выходит из шатра весь такой оживший и воодушевлённый, и повелелевает начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ;; (это - так называемая монограмма Христа - хризма), а затем бодро и уверенно ведёт всё свое офигевшее войско на грозный Рим.

И тут же на него сваливается просто необыкновенное "везение".

Как по мановению палочки у узурпатора Максенция, как будто вдруг "едет крыша", и он выводит своё войско из-за укреплённых стен в чистое поле, переходит Тибр и разрушает за собой мост.

Константин, как будто зная это, решительно перехватывает всю инициативу на себя и, лично возглавив свою проверенную в деле кавалерию, сминает конницу Максенция, а его закалённые в боях легионеры обращают в бегство уже совсем подзабывших военное дело гарнизонные части и неопытных призывников.

В итоге поднялась паника и большая часть войска узурпатора вместе с ним самим включают заднюю и тонут в коварном Тибре, а остальное побитое войско разбегается по окрестностям.

До последнего сражаются только профи-преторианцы, но усталость и превосходящие силы Константина делают своё дело, но он не казнит их, а тут же милует и включает в своё войско.

Но это ещё не всё, чудеса только начинаются, а вместе с везением Константина, тут же начинается "полоса везения" у всех христиан западной части Империи.

На следующий же день после сражения Константин повелевает прекратить все гонения на христиан и отправляет второму августу Максимину письмо с требованием прекратить их преследовать.

Тот хоть и с неохотой, но подчиняется.

В 313 году христианам снова "везёт" - Константин издаёт свой знаменитый Миланский эдикт, по которому все христиане в Империи уравниваются в правах с другими религиями, им возвращается вся собственность, которая была отнята во время гонений.

Как только "повезло" христианам, тут же "везёт" и Константину - в этом же 313 году два других августа Максимин Даза и Лициний "вдруг" перессорились между собой, их армии сошлись во Фракии, в итоге Лициний победил, а Даза сбежал куда-то в Турцию и там, то ли от горя, то ли от страха помер. В итоге у Константина остался только один конкурент на трон в империи - Лициний.

Ещё через год в 314 году армия Константина и тоже с Божьей помощью разбивает в Паннонии армию Лициния.

Божья помощь Константину ой как понадобилась, потому что у него было всего 20 тысяч войска, а у Лициния - 40 тысяч, и говорят без чудес тут, ну никак ту победу не обьяснить, короче, по мирному договору Лициний вынужден был отдать победителю Паннонию,  Далмацию,  Дакию,  Македонию и Грецию.

После первой победы над Лицинием снова "везёт" христианам, в соответствие с законом 319 года Константин освобождает их церкви и от налогов и общественных повинностей, а законом 321 года утверждает за ними право приобретать недвижимое имущество и владеть им.

Судьба, как будто в ответ за благое дело, тут же благоволит и Константину - в 324 году флот Константина из 200 кораблей побеждает в морском сражении в Дарданелах армаду Лициния из 350 кораблей.

Говорят, что и тут без чудес не обошлось - в день сражения началась сильная буря, разметала флотилию Лициния и потопила его флагманский корабль, а в итоге после бури и битвы у него осталось только 4 корабля.

Последняя сухопутная битва августов состоялась на азиатском побережье Босфора. Лициний перед своими боевыми порядками разместил  римских языческих богов, в то время как Константин использовал христианский символ лабарум.

Лабарум - это такой военный штандарт особого вида, на конце древка которого имелась монограмма Иисуса Христа, а на самом полотнище гордо реяла надпись «Hoc vince», что по древне-церковному значило - «Сим победиши», а по-нашему - что-то типа "Этим побеждаю".

Короче, в итоге лабарум таки как написано, снова побеждает, Лициний сдается на милость победителя, а Великая империя вновь приобретает единственного и полновластного императора.

Но и это ещё не всё.

Константин, как будто предвидя будущее, принимает ещё два судьбоносных как для христианства, так и для самой империи решения.

Первое из них: после победы над Лицинием Константин загорается мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима, и его выбор провидчески падает на древнегреческий город на Босфоре, рядом с которым он одержал победу - Византий.

Старый город расширяется и окружается неприступными крепостными стенами, в нём возводятся ипподром и множество храмов, со всей империи в Византий свозятся произведения науки и искусства.

Строительство начинается в 324 году и спустя 6 лет 11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в Византий и нарекает его Новым Римом, однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем, а его самого - Константином Великим.

Как потом оказалось, этот его шаг не только возродил, но и продлил жизнь Империи - всего через сотню лет Древний Рим пал под нашествием варваров, а Империя на востоке просуществовала ещё почти тысячу лет, до завоевания Константинополя турками в 1453 году.

И второе судьбоносное решение императора - это уже подарок для самих христиан: христианство получило от Константина просто неоценимую услугу - он не только сделал его официальной религией империи, он еще и созвал в 325 году первый собор Церкви христиан, который стал первым Вселенским собором в истории христианства.

В то время это было просто беспримерное явление в церковной жизни, это было первое открытое и торжественное собрание епископов, собрание не только дозволенное государственною властью, но и официально утверждённое ею.

По зову не абы кого, а самого императора Константина Великого, собрались епископы не одной какой-либо области, но всех стран и народов, епископы всего тогдашнего мира, а на самом соборе он присутствовал лично и таки добился единства церкви, как условия единства империи - были приняты 20 канонов и был принят единый тогда для всех христиан Символ веры - вера в Иисуса, как в "единосущного" с Богом Сына божьего, потому что Константин уже на собственном опыте и понимал, и знал что значит "суть", и что значит "единство" с Логосом, а все смутьяны-еретики были заклеймены позорным именем и разогнаны, ибо, как говорится, нефиг...

А вот теперь вопрос.

Если отставить в сторону все "случайные совпадения", "мистические чудесности" и прочую эзотерическую лобуду, то скажи, что такое тому таинственному христианскому батюшке нужно было за ночь нашептать тогда ещё августу Константину, чтобы тот принял решение не просто поверить в Иисуса Христа, но и сделать его религию официальной во всей империи?

Какими словами или чем ещё кроме слов нужно было повоздействовать на этого очень умного, образованного и влиятельного человека, чем таким удалось святому отцу так его сдвинуть, что всего за оставшийся срок его августейшей жизни маленькая секта презираемых и гонимых последователей еврейского мессии стала вдруг самой крупной в мире конфессией?

Неужели ты думаешь, что тот отважный батюшка императору просто "Отче наш" прочитал,  или просто  пропел в том шатре девятый псалом Давида?

Тогда он его что, загипнотизировал тогда тот христианский священник, или как?

Ну, или откуда вдруг такое "везение" появилось у всей империи, или почему империя ему даже не воспротивилась, ведь никто же заранее не знал, что это на пользу пойдёт, вся империя что, тоже под гипноз попала?

- А может это вовсе не христианство, может этот император от природы был таким талантливым и дальновидным?

- Да? Может быть и от природы... тогда скажи, а зачем тогда оно ему ПОТОМ понадобилось, это христианство, что он так возился с ним и свозил в Никею епископов со всего мира, зачем он свои эдикты для христианства строчил, если он и БЕЗ НЕГО был таким, как ты говоришь, успешным и дальновидным?

- Ну, может быть это просто легенда, про этого священника... может его и не было никогда... может всё было как-то по-другому...

- Может быть и по-другому... допустим, может быть и вправду не было никакого священника... зато сейчас у нас есть как минимум ДВА ФАКТА, признанных историками и церковью:

Первый факт - Константин-август до 312 года был язычником и верил в римских богов, а до этого он как минимум последних 10 лет гонял христиан как собак бездомных, по-крайней мере, как высокопоставленное должностное лицо государства должен был гонять и преследовать их в подчинённых ему провинциях по приказу предыдущего императора Диоклектиана.

И второй признанный факт - сегодня имя императора Константина I Великого находится в списке святых Римской католической церкви, а в церквях восточного обряда он почитается в лике не просто святых, а святых равноапостольных, то есть особо отличившихся проповедованием Благой вести, и как раз именно за то, если я не ошибаюсь, что сделал христианство господствующей в империи религией.

Это значит, что где-то в промежутке между этими фактами он от кого-то узнал о христианстве ЧТО-ТО НОВОЕ.

Что же это такое, это "НОВОЕ", что так преобразило и его, и всю империю, и само христианство, и, можно сказать, всю нашу планетарную историю?

Как думаешь, так что же такое тогда произошло с августом Константином?

Какими такими словами его "убедили" так круто развернуть своё мнение?

- Ну, да, действительно... это должно быть что-то действительно необычное, что-то неординарное... подожди, а ты что, знаешь что это были за слова?

- Да, знаю, но это были не просто слова. Кстати, ты уже мог бы и сам догадаться об этом - он узнал как раз ту Благую весть, о которой мы уже с тобой говорили. Просто он узнал её именно так, как её принёс Иисус, как ВЕСТЬ О БЛАЖЕНСТВЕ, а такая весть просто так без следа через человека не проходит...

Скажи, а теперь тебе интересно узнать, что это такое - БЛАГАЯ ВЕСТЬ?

- Блин, спрашиваешь... конечно, интересно... давай рассказывай...

- Тогда сейчас пришло время ПОЛНОГО ПЕРЕВОРОТА твоих мозгов, но для этого нам с тобой придётся перенестись ещё дальше к началу веков, в одну древнюю римскую провинцию, в ту самую, с которой всё это и пришло - в Иудею...

===

продолжение - http://www.proza.ru/2017/11/30/1244

в начало - http://www.proza.ru/2017/11/28/2224


Рецензии
Рецензии постоянно исчезают. Что происходит? Спасибо Вам,Валерий, за интереснейшую, мудрую, познавательную Главу.
С уважением. Галина.

Галина Гостева   29.03.2020 12:18     Заявить о нарушении