Священномученик Иоасаф Удалов

Священномученик Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
19.11/02.12 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик епископ Иоасаф (Удалов Иван Иванович) родился 5 апреля 1886 года в Уфе в семье часового мастера.

В 1900 году окончил Уфимское Духовное училище.
В 1906 году – Уфимскую Духовную семинарию.
В том же 1906 году поступил в Казанскую Духовную академию.
В 1910 году окончил ее со степенью кандидата Богословия.

В 1910 году – послушник в Богоявленском монастыре, что в городе Житомире Черниговской губернии.
В том же 1910 году архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким) пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона и затем – во иеромонаха.
В 1910 году иеромонах Иоасаф – преподаватель в Житомирском училище пастырства.

С 3 октября 1911 года по июль 1912-го – помощник инспектора в Казанской Духовной академии.
С июля 1912 года игумен Иоасаф исполняет обязанности настоятеля Казанского Спасо-Преображенского монастыря.
С 1912-го по 1915 год – председатель Совета Казанских миссионерских курсов.
С 1915-го по 1917 год архимандрит Иоасаф – заведующий Казанских миссионерских курсов, председатель Педагогического совета и Хозяйственного комитета курсов.

В начале августа 1918 года Казань взяли бело-чехи и пробыли в городе ровно месяц, в течение которого казанцев не покидала надежда на падение большевизма.
Однако в ночь на 10 сентября (н. ст.) бело-чехи оставили Казань, и в город вступили красные. В городе не осталось ни одного архиерея. Старшим оказался 32-летний архимандрит Иоасаф. Ему-то и пришлось принять бремя церковной власти в такой тяжелый и критический период, когда по всему городу происходили аресты и расстрелы, а большинство городских церквей оказались закрытыми из-за ухода значительной части приходского духовенства с бело-чехами; так все были напуганы слухами о зверствах, чинимых большевиками. К тому же вне Казани оказались почти все члены епархиального совета, и отец Иоасаф был вынужден вступить в единоличное управление делами Казанской епархии.

В апреле 1920 года на Казанскую кафедру был назначен митрополит Кирилл (Смирнов).
9 июля 1920 года, в день встречи Смоленской Седмиезерской иконы Божией Матери, он прибыл в Казань.

12 июля 1920 года архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископ Мамадышского, викария Казанской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов), в ней принял участие епископ Балахнинский Петр (Зверев).

6 августа 1920 года митрополит Кирилл был арестован, препровожден в ЧК, а после увезен в Москву. Вскоре епископ Иоасаф был назначен временно управляющим Казанской епархией.

В 1922 году в Казань пришла радость: из тюрьмы был освобожден митрополит Кирилл.
4 января на вокзале его встречали епископы Иоасаф, Афанасий и толпы ликующих казанцев, истосковавшихся по любимому архипастырю, чей образ уже тогда был окружен ореолом исповедничества и святости. Второе пребывание митрополита Кирилла в Казани продолжалось семь месяцев, и за это время казанцы еще более сплотились вокруг своих духовных вождей, каковыми были митрополит Кирилл и епископ Иоасаф.

С 12 июля 1922 года владыка Иоасаф – епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии.

21 августа последовал второй арест Высокопреосвященного Кирилла.

После праздника Святой Пасхи 1923 года епископ Иоасаф служил в Казани тайно, так как все храмы города перешли к обновленцам. Он активно противодействовал обновленческому расколу в Казани.

19 сентября 1923 в «Известиях ТатЦИК» было опубликовано разъяснение Наркомюстиции и прокурора Татреспублики о невозможности публичного поминовения за православным Богослужением патриарха Тихона и митрополита Казанского Кирилла. Владыка Иоасаф стремился добиться снятия запрета на поминовения высшей церковной власти и легализовать (зарегистрировать) православное епархиальное управление. Однако гражданская власть понимала, что легализация положения епископа Иоасафа окончательно подорвет обновленческое движение в Татреспублике. Поэтому власти не только не позволили зарегистрировать православное епархиальное управление, но и благосклонно отнеслись к рассылке обновленческим Казанским епархиальным управлением по всей Татреспублике копий запрета возношения за Богослужениями имен патриарха Тихона и митрополита Кирилла, добавляя к ним еще и имя епископа Иоасафа.
Из обновленческого епархиального управления направлялись в ГПУ доносы, где неизменно фигурировало имя «староцерковника, контрреволюционера и ярого тихоновца Иоасафа», который своей «протихоновской и прокирилловской» позицией выступал не только против обновленчества, но и против советской власти.

В конце февраля 1924 года обновленческий архиепископ Алексий совершил хиротонии женатых священников во епископов Чистопольского и Чебоксарского. Православные епископы предали их анафеме, за что, как за предлог к выдворению владыки Иоасафа из Казани, ухватились в ГПУ.

В мае 1924 года по вызову ОГПУ владыка Иоасаф выехал из Казани в Москву, где 15 числа был арестован.
Привлекался по статье 73-й.
С 17 мая по 24 августа содержался в московской Бутырской тюрьме.
Был освобожден под подписку о невыезде, затем оправдан.

По освобождении подвизался в Московском Свято-Данииловом монастыре.
12 апреля 1925 года принимал участие в погребении святого патриарха Тихона. Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
Осенью 1925 года по поручению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, руководствуясь его тезисами, составил проект декларации об отношениях между Русской Православной Церковью и советским государством, которая должна была быть направлена в СНК СССР от имени Патриаршего Местоблюстителя. Владыка Иоасаф прочел составленный текст жившим тогда в Даниловом монастыре епископам Пахомию (Кедрову), Парфению (Брянских) и Амвросию (Полянскому) и, после их замечаний и поправок, представил откорректированный текст на утверждение митрополита Петра. В этом документе говорилось об «административном давлении» (фактически, гонениях) на Церковь, нарушении законности в отношении нерегистрируемых православных общин, насильно удерживаемых вне своих епархий иерархов, духовных лиц, содержащихся в тюрьмах вместе с уголовниками и прочее. Содержание обращения было в полном несоответствии с планами ГПУ.

18 ноября 1925 года владыка Иоасаф был арестован по делу митрополита Петра (Полянского) и при аресте обвинен в "пособничестве и укрывательстве группы монархических епископов и мирян, поставившей себе задачей использование церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата".
Во время следствия, с ноября 1925-го по май 1926-го, содержался во Внутренней тюрьме ОГПУ в Москве.
Осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по статье 68 УК РСФСР по "делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 г.".
Приговор: 3 года ссылки через ПП ОГПУ в Сибирь.
17 июня 1926 года был отправлен в Туруханский край.

В 1926-28 годах проживал около поселка Туруханск в Енисейской губернии.
После выхода июльской Декларации 1927 года перешел в оппозицию Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому).
Однажды на вопрос одного протоиерея, как Владыка относится к советской власти, епископ Иоасаф грустно заметил: «Чтобы судить о советской власти, нужно побывать в концлагерях...»

В августе 1927-го возобновилась переписка владыки Иоасафа с митрополитом Кириллом, начатая еще когда владыка Кирилл был в ссылке в Зырянской области, а епископ Иоасаф жил в Москве. Митрополит Кирилл, будучи изолированным от церковной жизни, информировался обо всем епископом Иоасафом, некоторое время бывшим в центре церковных событий в Москве и разбиравшимся в происходящих изменениях.

На обратном пути из ссылки два месяца прожил владыка Иоасаф в Енисейске и получил там новое постановление о высылке с прикреплением к определенному месту жительства. Избрал город Козьмодемьянск в Марийской АО, где в 1929 году жил на поселении.

1 декабря 1930 года арестован по делу "контрреволюционной и монархической организации "Истинно-православная церковь"".
В период следствия содержался под стражей в изоляторе ПП ОГПУ города Казани.
Обвинен в том, что "возглавлял и фактически руководил Казанской церковно-монархической организацией, оставшись активным деятелем ее после преобразования в филиал Всесоюзного  центра контрреволюционной монархической организации ИПЦ".
5 января 1932 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по статья 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу членов Казанского филиала "ИПЦ". Казань, 1932 г.".
Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.
На допросе показал: "Мое отношение к разногласиям между митр. Кириллом и митр. Сергием по вопросу о создании последним около себя Синода таково: митр. Кирилл вправе, как один из старейших архиереев, притом указанный патриархом Тихоном первым своим после своей смерти заместителем, – требовать от митр. Сергия его документальных полномочий на созыв такого Синода, и при отсутствии таковых подвергнуть сомнению компетенцию этого Синода; он вправе требовать передачи этого спора на рассмотрение митрополита Петра как еще живущего и сохраняющего свои полномочия Патриаршего Местоблюстителя – это право апелляции к главе Церкви гарантировано многими церковными канонами. В силу этого решение митр. Сергия единолично возникшего между ними конфликта, отказ в передаче этого спора митрополиту Петру и наложение на митр. Кирилла репрессий в виде увольнения на покой по моему мнению канонически неправильно и подлежит отмене. Вышеизложенными обстоятельствами, т.е. узурпацией митр. Сергием принадлежащих ему прав, или, во всяком случае, сомнительных до авторитетного их разъяснения, налагаемые им легко репрессии, и не на одного митр. Кирилла (подчеркиваю, митр. Кирилл в своем ответе резко и решительно отвергает политические мотивы своих разногласий с митр. Сергием, что и дает основание держаться строго церковной оценки этого спора), обвинение всех отбывающих различные наказания духовных, в том числе, значит, и меня, в политической преступности – все это заставило меня до времени окончания срока ссылки (ноябрь 1931 г.) держаться в отдалении от митр. Сергия, но не в отделении; когда я получил бы свободу передвижения, то путем личного обмена мыслями с митр. Сергием возможно на многое вышеизложенное изменил бы свою настоящую точку зрения. К напечатанному в газетах "Интервью" митр. Сергия я отношусь так: приветствуя его желание всеми имеющимися средствами предотвратить готовящуюся новую человеческую бойню и рассеять многие неправильно сложившиеся мнения о нашей жизни, я пожалел, что митр. Сергий не нашел надлежащего тона для своего интервью и не избежал, не предусмотрел возражений".
Из показаний: "Во время наиболее тяжких испытаний в ссылке, когда приходилось голодать, замерзать, валяться больному с слабым сердцем в грязи в тюрьмах, конечно, бывали горькие минуты при наличии сознания своей невиновности, но это не основное чувство".

Приговор Особого Совещания при НКВД СССР в 1934 году: срок заключения в лагере увеличен на 2 года.
До 1936 года Владыка – в лагере около Кемерово, на рудниках в Араличеве.
В лагере возил тачки с углем.

В 1936-37 годах жил на окраине Казани вместе с восьмидесятилетней матерью. Находясь за штатом, служил в кладбищенской церкви во имя благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина.
В сентябре 1936 года митрополит Кирилл писал епископу Иоасафу: «Все письмо Ваше, в котором Вы дали, между прочим, статью Е.М. [Емельяна Ярославского – Минея Израилевича Губельмана, идеолога и руководителя антирелигиозной политики в СССР; председателя «Союза воинствующих безбожников»], собственноручно переписанную Вами, перечитал я за один раз, черпая в Ваших предшествовавших рассуждениях нравственное удовлетворение от сознания того, что среди нас не утрачивается правильно-осторожное отношение к грядущим судьбам нашей Матери-Церкви...»

В ноябре 1937 года владыка Иоасаф был арестован у ложа умирающей матери и при аресте обвинен в "организации контрреволюционного церковного подполья".
Содержался во Внутренней тюрьме НКВД.
В НКВД владыке Иоасафу предъявили обвинения в организации контрреволюционного церковного подполья, в переписке со ссыльным митрополитом Кириллом (Смирновым), в клеветнических измышлениях о гонениях на Церковь в СССР и клевете на Сталина и власть, симпатиях фашизму и врагам народа. Владыка понимал, что приблизился земной предел его скитаниям и ссылкам и что этот арест станет последним. Ни изнурительные допросы, ни угрозы следователей, ни творимые ими над православным епископом издевательства и бесчинства не сломили воли исповедника, не поколебали в нем веры во Христа, во спасительность мученичества до крови.
29 ноября он был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

2 декабря 1937 года, в день памяти Иоасафа, царевича Индийского, в 20 часов 35 минут епископ Чистопольский Иоасаф был расстрелян в Казани, во Внутренней тюрьме НКВД.

Священномученик епископ Иоасаф (Удалов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 125.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 3. С. 387-388.
3. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 397, 416, 976.
4. Журавский А.В. Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) как последователь митрополита Казанского Кирилла// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Института: Материалы 1992-1996. М., 1996. С. 356-363.
5. Журавский А. Жизнеописание новых мучеников Казанских. Год 1918-й. Казань, 1995. (Материалы к истории Казанской церкви ХХ в.; Сб.1). С. 44.
6. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн. 2. С. 351, 490-491.
7. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С. 37.
8. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208 с., илл. Просим освободить С. 169-171.
9. http://pstbi.ru
10. http://co6op.narod.ru

Документы:
1. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Том_Лист Т.2. Л.165-165об.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.81.
3. Архив ФСБ Республики Татарстан. Д.2-18199.
4. Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23
июня 2008 г.


Рецензии