Интеллектуал

Шальная мысль поступить в специализированный лицей для одарённых детей, коих (и лицеев и детей) развелось, как грибов в эпоху между перестройкой и реформами, стукнула в Андрюшину голову внезапно, как стучатся все мысли в двенадцатилетнем возрасте.

Дело казалось совсем простым, всего-то нужно пройти небольшое собеседование. Да только вот, готовиться к нему уже некогда – о существовании этого лицея в природе узнал только вчера, а собеседование состоится уже завтра.

Ну, да где наше ни пропадало! Андрюша, слава богу, какой-никакой, а интеллигент в четвёртом поколении. Бабушки-дедушки все сплошь профессора-врачи-инженеры, квартиры всей родни ломятся от книг, нот и альбомов с репродукциями. В доме день и ночь учёные разговоры: Резерфорд, Капица, трансплантация, кибернетика, солнечный ветер, Хемингуэй, термоядерный синтез, новая хронология, ДНК, лазеры, телепортация, греческая мифология, лунные посадочные траектории, Рихтер, Дега, робототехника, Дебюсси.

Короче – печать ставить негде.

Вот так и понадеялся на русский Авось.

Рано утром они с мамой заявились в лицей, а там их ждала плохая новость, выяснилось, что классы уже укомплектованы.
Была и хорошая новость: на единственное оставшееся место конкурс небольшой, всего два человека.
Предстояла битва интеллектуалов – Андрюша против Васи, ребёнка из неполной семьи, сына продавщицы лицейского буфета.

Мимолётный взгляд в васильковые глаза Василька убеждал,
что с интеллектом здесь всё спокойно.

Собеседование началось тут же, как только собрался педсовет. Вопросов было немного, и были они несложными. Мальчики бойко отвечали.

Поединок был честным. Субъективность оценки знаний была исключена совершенно. Перед экзаменаторшей лежал список вопросов с ответами, составленный и утверждённый в самом Наркомобразе.

Абсолютная честность и беспристрастность оценок была гарантирована. Совпадает сказанное претендентом с предписанным наркомобразовским ответом  –  зачёт. Не совпадает – отвали.

Вопросы типа "Сколько ног у жирафа?" и даже повышенной сложности вроде "Куда показывает стрелка компаса?" особых проблем не создали и прошли у обоих конкурсантов на ура.

Но расслабляться было не время, тесты составляли настоящие профессионалы, пламенные сердца, знатоки как своего дела, так и человеческих душ, посвятившие свою жизнь развитию пытливых юношеских умов.

Вопросы шли по нарастающей, так сказать, в духе восхождения к вершинам Монблана знаний.

И момент истины неизбежно наступил.

Пришёл, наконец, тот вопрос, на котором суждено было споткнуться, осечься многомудрым болтунам, пускающим пыль в глаза своей начитанностью, нахватанностью.
Ботаникам, занимающимся полупроводниками, а не проводниками вцелом.

Пришёл тот вопрос, который с чарующей ясностью являет миру истинное сияние чистого разума. Того чистого и несокрушимого разума, который поднял человечество из неандертальской дикости к блистательным вершинам совершенства богоданной, богоравной души.

И, как всё великое в истории человеческой мысли, вопросец был сформулирован с гениальной простотой.
Он гласил:
"Из чего сделаны пароходы на Волге?"

Была Андрюшина очередь отвечать.

Ещё не осознав всего масштаба надвигающейся на него катастрофы, мальчик со всей присущей молодости наивностью робко поинтересовался, имеется ли в виду под словами "из чего" перечень типовых деталей конструкций или необходимо перечислить лишь марки материалов, применяемых для судовых корпусов.

– Из какого материала, – чеканно, с холодной сталью в голосе уточнила преподавательница. Перед ней, в списке ответов незыблемо и лаконично, с молниеносной прямотой удара кинжала, одиноко стояли слова "Из железа".

– Так что же? Из какого материала сделаны пароходы на Волге? – с вымогающей интонацией повторила вопрос учительница.

И это стало началом конца.

Неконструктивный ум подростка, неспособный к прямому и ясному мышлению,
спасовал перед проблемой.

Конечно, логически мыслить-то мальчика учили, а вот думать, что можно говорить, а что лучше не надо, а главное, когда остановиться – не всегда. Припоминая всё, что слышал от папы-инженера, мальчик легкомысленно начал своё повествование.

– Видите ли, выбор материала конструкции зависит от множества экономических и технологических факторов, но главным образом от эксплуатационных требований, т.е. от функционального назначения и характера нагрузок, которым будет подвергаться проектируемое транспортное средство с учётом…

В приёмной комиссии воцарилась тяжёлая тишина.

Даже августовские мухи бесшумно зависли в воздухе. Деревья за окном тоже были в шоке и их листья не смели пошевелиться. Тишину разорвал лишь одинокий дребезжащий звук, это в буфете уронили счёты.

– Просто скажи нам, из чего сделаны пароходы, – нетерпеливо перебила его сама директриса лицея.

Но страшен и пуст разум, не осенённый чувством. Мозг ничто если в сердце пусто. Вот и Андрюша, не уловив зловещего смысла нависшей над ним тишины и нехорошо настороженных странных взглядов, обращённых на него, продолжал говорить, радуясь заинтересованному вниманию аудитории.

– Так вот, крупнотоннажные суда, типа танкеров, сухогрузов и, в первую очередь пассажирских теплоходов, а также различные мелкие вспомогательные суда и катера требуют высокой прочности. Для этого их корпуса изготавливаются исключительно из листовой стали с легирующими и антикоррозионными добавками. Для судов же класса "река-море" требования к коррозионной стойкости существенно возрастают…

– То есть, можно сказать, что речные суда делают из железа? Да? – предприняла последнюю отчаянную попытку спасти утопающего мальчика директриса.

– Нет, так категорично утверждать нельзя. Тем более, что железо это лишь химический элемент, основа для выплавки конструкционных сталей. К тому же далеко не все корабли делают из сталей. Так, например, малые суда и прогулочные катера типа "Прогресс", "Амур" или "Казанка" изготавливают из листового проката сплавов алюминия, что делает их и лёгкими и прочными одновременно. А в последнее время, с целью экономии металла и облегчения конструкций, всё шире применяются пластиковые корпуса катеров и яхт. Такой материал изготавливают, укладывая слои стеклоткани и заливая их полимерными смолами. При укладке слоёв под разными углами получаемые композитные материалы обеспечивают изотропию…

– Хватит, Андрюша, садись.

Наступила очередь Васи.

Вопрос он выслушал, презрительно глядя в сторону.
Блин! Сами дебилы и о других судят по себе. Я чё, тупой?
Нехотя повернулся в сторону комиссии и, с трудом сдерживая раздражение, бросил:

– Из дерева.

Тишина, наступившая в классе была даже оглушительнее предыдущей.

– Но Вася, подумай хорошенько, вспомни, как ты был на речной экскурсии, может быть они из железа? – пролепетала насмерть перепуганная директриса, – всё-таки мне кажется, что их делают из ЖЕЛЕЗА, да?

Ужасна участь гения, обречённого жить  среди идиотов.
И Вася, не сдержав раздражения, гневно воскликнул:

– Что вы мне всё про это железо! Пойдите сами на Волгу и посмотрите! Они там все деревянные!

В общем, при вынесении решения приёмная комиссия приняла во внимание то, что как ни крути, а главное в жизни это семья. Семья это то, что останется у человека, даже если он потеряет всё. Семья это самое дорогое, самое чистое, самое святое, самое лучшее, что может быть в этой юдоли скорби, в которой нам суждено пройти свой земной путь.

Васю приняли, как сына сотрудницы лицея.

К тому же учли, что отвечал уверенно, не плавал.



А Андрюша?

Можно только надеяться, что он извлечёт из своего позора горький урок и хотя бы когда-нибудь, через годы, станет чуточку умнее.

А пока – учиться, учиться и учиться! В общеобразовательной школе.

Пусть не забывает никогда, что он должен ещё много-много работать над собой, чтобы стать полезным для родины человеком, специалистом высочайшей квалификации, эрудированным, творческим, исполнительным, компетентным, трудолюбивым, не останавливающимся на достигнутом. Ведь давно известно, что единственный способ выжить в этом несовершенном мире – совершенствоваться.

Так и только так он сможет воплотить
все предначертания Василия Васильевича,
человека ЖЕЛЕЗНОЙ воли.


Рецензии
Нет ничего страшнее некомпетентности при обучении детей. Гениально написан рассказ!

Когда моего младшего сына Константина при формировании первого класса учительница попросила рассказать любимую сказку, он начал рассказывать ей сказку Ганса Христиана Андерсена "Домовой у лавочника" о домовом, который должен был выбирать между книгой и рождественской кашей из лавки торговца во время пожара.

Учительница не захотела слушать сказку гениального сказочника, сославшись на дефицит времени, отведённого на одного малыша. Мы попали в другой класс к педагогу только начавшему свой трудовой путь. Школу Костя окончил с медалью, поступил в АГУ, окончил, работает в газете "Алтайская правда" пишет стихи и статьи о поэзии.
http://vk.com/doc16607513_488464228?

Ирина Афанасьева Гришина   08.02.2024 07:03     Заявить о нарушении
Прекрасно понимаю.
Меня тоже не хотели слушать, когда на внеклассном чтении я сказал, что прочитал "Шагреневую кожу". Мне сказали, чтобы я больше не читал про галантерею, а впредь что-нибудь из литературы.

Это ещё что! Одна девочка сказала, что прочитала "Сердце матери". Её отчитали и вызвали родителей, которым рекомендовали не давать девочке книги по акушерству и послеродовой медицине, ей ещё рановато. Вот выйдет замуж, тогда ...

Андрей Толстоногов   08.02.2024 09:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.