Panem et circenses

PANEM ET CIRCENSES (лат.) ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ.
Выражению древнеримского поэта-сатирика Ювенала почти две тысячи лет. Изменилось ли что-нибудь с тех пор в сознании большинства людей? Показуха, порнуха и чернуха всегда влекли и будут влечь подавляющие массы.
Я за рулём, на МКАДе многокилометровая пробка, впереди авария с жуткими последствиями. Пробка не из-за этой аварии, а из-за того, что каждый идиот считает своим долгом притормозить, вытащить своё «табло» и зафиксировать происходящее. И вот я терпеливо жду, когда пробка из-за таких приматов продвинется вперёд, жду, когда те поохают, зафиксируют картинку на свой айфон, припишут коммент и продвинутся дальше на своих тазах. Вы никогда не обращали внимание на то, что бессмысленное сообщение из пары тупых фраз с кричащей картинкой наберёт больше лайков и репостов, нежели какой-нибудь глубокий эмоционально-нейтральный информационный текст? Первое - ярко, прикольно, интересно; второе - заставляет думать, анализировать, делать выводы. Обычная психология приматов. Может, Дарвин был и прав со своей теорией.
На улице происходит нечто интересное: самоубийца собирается свести счёты с жизнью, в жестокой драке избивают человека, рвут на части кота бродячие псы... Список «реалити-шоу» можно бесконечно пополнять. Что делают некоторые приматы? Правильно, достают свои гаджеты и начинают съёмку. Осознание того, что самоубийца прыгает, человек умирает, животное погибает, в их долбомозгу не отображается, не фиксируется - зато всё фиксируется на камеру айфона. Шоу маст гоу он. Приматы двадцать первого века. Века Интернета и бездушных биороботов… Слабые безвольные люди.
Но «зрелище» такими ситуациями не ограничивается. Оно также распространяется на некоторых индивидов, которые судят о людях по обёртке. Им важно то, что они видят, и, отталкиваясь от этого, они формируют своё мнение, своё суждение, свой взгляд. Им не важна суть человека, не важна начинка, не важны эмоции, не важна душа. Им важно только то, что они поверхностно видят своими глазами. Показав одной даме фотографию Билла Гейтса, я сказал, что это самый богатый человек в мире. На фото он был изображён в футболке и трениках. Увидев его, она фыркнула и спросила, что за нищеброда я ей показываю. Это тот самый прямой пример «зрелища». Человек уже сделал вывод, даже не поняв, кто перед ним, у него уже сложилась своя картинка. Захожу в одну интернет-группу, читаю авторский пост, пишет девушка, изображает эмоции постельной сцены, где делает упор на жесткость и страсть. Читаю комментарий одной импозантной дамы о том, что мир сошёл с ума, что женщин уважать перестали, что она возмущена этой звериной страстью... То есть, иными словами, женщина увидела (включаем «зрелище»), напридумала, не вникла в суть самого поста и осудила автора за эту «звериную страсть». Я не выдержал и ответил этой даме, текст полностью сохраняю: «Вы смотрите на обёртку, но не видите начинку, саму суть. Текст не о звериной жёсткости к женщине, а о том, что в близости ей хочется ощутить весь спектр эмоций, включающий в себя и жёсткость... И поверьте, не каждая женщина может довериться мужчине в этом аспекте. Поэтому поймите саму суть желаний и читайте между строк, а не бросайтесь на автора с негодованием»...
Мне не важно, как ты одет, из какого ты города и как ты выглядишь. Одежду можно купить, жить можно переехать куда угодно, а своё тело можно изменить в любую сторону. Мне важно, о чём ты думаешь, что ты чувствуешь, что ты хочешь сказать, и мне важно не просто слушать тебя, а услышать тебя. Важно понять тебя, понять твои эмоции, твои чувства, твою душу. Важно понять, какими глазами ты смотришь на этот мир. Глазами не формата «зрелища», а своими глазами, отражающими твою душу. Ведь глаза - это зеркало души. Мне неинтересна твоя оболочка, мне интересна твоя начинка. Я хочу постичь твою суть. И если я еду по МКАДу, то я остановлю свой автомобиль, если нужна будет моя помощь, а не для того, чтобы посмотреть, «а что там»? И если я иду мимо человека или животного, нуждающихся в помощи, а я хоть чем-то могу помочь, то в моих руках будет не камера мобильного телефона, а моя помощь. Это не бравада и не хвала, что я такой правильный. Я сам далеко не идеальный. Но про себя я знаю одно: мне ЗРЕЛИЩА не нужны. Я не буду уподобляться стаду и судить людей за их трусы или «наслаждаться» кровью в реалити-шоу на улице. Люди стали злее, я это вижу, но я также вижу, что есть и доброта, а если есть доброта, значит, не всё потеряно, значит, у каждого есть шанс выжить в этом сумасшедшем мире и быть понятым за свою суть, а не за свою старенькую курточку с рваными сапожками.


Рецензии