Дневников всегда не хватает...

Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустить месяц, кажется, не было ничего, о чём стоит писать. О. Дуглас. // Я дневников не вёл, я фактов не копил. Я частность презирал, подробность ненавидел. Огромный свет глаза мои слепил, я ничего вокруг себя не видел. Но годы шли, и в дружеском кругу хочу я рассказать о дальней дали. Но ничего припомнить не могу, ни чёрточки случайной, ни детали. Евгений Винокуров. // Сколько раз мне приходилось жалеть, что я не вёл дневника. Какое подспорье для воспоминаний, и сам по себе был бы ценен. В самом деле, почему я не вёл дневника, хотя и начинал в детстве. Во-первых, в известном возрасте мне казалось это сентиментальностью, приличной разве наивным пансионеркам. Я всегда был скрытен и не хотел, чтобы кому-либо попались записи моих интимных переживаний. Когда завелись политические мысли и нигилистические знакомства, считал небезопасным записывание при частых полицейских обысках. В зрелом возрасте, при той напряжённости деятельной жизни, и дум о дневнике не возникало. Николай Кареев. // Хотя у меня и была такая привычка делать записи об отдельных событиях в моей жизни, встречах с замечательными людьми. Всеволод Рождественский. // О дальнейших своих встречах с Маяковским я расскажу, если разыщутся потерянные мною дневники, где я записывал под свежим впечатлением каждую, даже самую мимолётную встречу с замечательными людьми той эпохи. Корней Чуковский. // Дневники чаще всего заводят в сомнениях и печалях, с желанием сберечь свидетельства пережитого. Игорь Дедков. // Дневники пишут в дурном настроении, а надо бы наоборот. Выходило бы, что жизнь намного лучше. Дневники надо бы читать с поправкой на дурное настроение. Давид Самойлов. // Мне становится смешно, когда я перечитываю этот дневник. Он полон противоречий, и можно подумать, что я была настолько несчастной! Есть ли на свете более счастливая женщина, чем я? Софья Толстая. // Властным стимулом к писанию дневника оказывается иногда – к сожалению, гораздо реже, чем потребно для истории! – личная близость к учёному, писателю, художнику – к человеку незаурядному. Мариэтта Чудакова. // Ведите дневники! Записывайте имена, даты, события, пускай и показавшиеся вам незначительными. Пройдёт время, и это давно прошедшее увидится таким неповторимым, столь близким, будто оно было вчера. // Всякая жизнь интересна, не личность, так среда, страна занимает, жизнь занимает. Александр Герцен. // Что касается дневников, записных книжек, то автор их принужден идти по пятам за собственной жизнью, которая не обязалась быть поучительной. Лидия Гинзбург. // Не существует никаких правил для ведения дневников. Любой дневник, что добросовестно ведётся из года в год, становится драгоценным фактом литературы. Дневник требует всего лишь честности, раздумий и воли. Литературные способности иногда даже мешают беспристрастному свидетельству очевидца. Писателя всегда манят дневники, возможность прикоснуться к сокрытому бытию чужой души, проследить её историю, увидеть время её глазами. Бесхитростные, самые простые житейские дневники – их так мало. Проходят годы, и вдруг выясняется, что события исторические, народные, протекавшие у всех на глазах, затронувшие тысячи и тысячи судеб, отражены в записях современников и бедно, и скупо. Оказывается, что о ленинградской блокаде имеется считанное количество дневниковых, то есть самых насущных документов. Часть, очевидно, погибла, другие затерялись, но и велось их мало, вот в чём беда, – дневников всегда не хватает. Даниил Гранин.


Рецензии