Сценарий короткометражного фильма Поражение

Осень. Душно и пасмурно. Она, в красном берете и бежевом пальто, идёт по улице в сторону оперного театра, каждую плитку на асфальте под своими ногами она знает наизусть. Проходит мимо пекарни «Бонапе», в которую ни разу не позволила себе зайти, оборачивается на белый круглый столб, обвешанный афишами, останавливает взгляд на обрывке бумаги, слабо качаемой ветром, с надписью «НОВАТ».

«Я уйду… уйду», – проносятся мысли в её голове. Появляются воспоминания – кадры из её жизни: «Большая железная дверь, из-за которой доносится плач абитуриентки и спокойный скептический голос Людмилы Степановны. Маленькая светловолосая девочка смотрит на дверь, и ноги её начинают дрожать под чувством ответственности, перед глазами всплывает образ мамы, которая ждёт от неё не иначе как радостного известия. Дверь открывается – назад пути нет».

Лиза всегда стремилась к своей мечте стать балериной  и после четвёртого класса начальной школы её родители согласились на предложение поступить в хореографическое училище. Усердная ученица, любимица своих школьных преподавателей, она привыкла быть лучшей, но, попав в училище, она поняла, что талантливых людей много. И единственное, что она делала последние шесть лет – работала над собой. Каждый день, каждый час, каждая минута её жизни были отданы искусству.

Лиза доходит до ворот. Эти ворота всегда вызывали в ней восхищение.

Воспоминание: «Толпа таких же светловолосых девочек, как она, стоит у ворот, их лиц не видно, только тоненькие силуэты в белых купальниках. Лиза поднимает голову вверх и смотрит на золотой шпиль, замыкающий огромную высотой в семь таких маленьких девочек арку. Луч солнца отражается в этом шпиле. И вдруг Лиза видит радугу, она широко открывает глаза и не может оторваться от этой красоты. Где-то издалека до неё доносятся какие-то имена, фамилии, но ей в этот момент нет дела ни до чего, кроме возникшей только для неё радуги.
 
– Лиза, – кричит её мама, подбегая к ней.

Она резко поднимает её на руки, из её глаз текут слёзы.

– Лиза, умница, доченька! Я горжусь тобой!»

Лиза в красном берете и бежевом пальто, поднимается по лестнице, идёт по коридору, здороваясь с преподавателями, и периодически встречая на пути своих однокурсников, обнимается с ними, с кем-то целуется. А в голове проносится: «Лицемерие». Шум захватывает её, перед ней уже без разбора мелькают лица, пробегают маленькие белые пятнышки детей, таких же, какой была она шесть лет назад. Вихрь лиц и голосов подхватывает её и кружит голову. Она вот-вот упадёт, хватается за подоконник… Вдруг перед ней возникает Машка: «Ты что ещё не готова? Быстро переодевайся, через три минуты начинаем».
 
Танцевальный класс. Лиза среди других девочек у станка. Ученицы синхронно и ритмично выполняют упражнение. Лиза смотрит на ноги, вдруг в её глазах движение приобретает бешеный ритм, она стремится успеть за стоящей перед ней Заруцкой, которая быстро мелькает своими сиреневыми  гетрами. «Почему у всех белые, а у неё фиолетовые… Особенная что ли?», – бросает на соседку завистливый взгляд Лиза, и совершенно забыв про музыку и выбившись из ритма, оказывается схваченной за руку и вышвырнутой из зала.
 
Вечер. Лиза стоит напротив «Бонапе» через дорогу. Это самое светлое и тёплое из окружающих зданий – оно светится нежно-жёлтым светом. Она переходит дорогу и со смелостью открывает дверь. Её начинает немного подташнивать, она разворачивается, чтобы уйти. Но вдруг запах свежих булочек перестаёт для неё быть столь неприятным. Она решительно подходит к прилавку и произносит: «Круассан, пожалуйста». Взяв в руки поднос, Лиза осторожно идёт туда, где сидят люди, с аппетитом уплетающие булочки, замечает только два свободных места за столиком на троих.
 
Как только Лиза садится, она попадает под пристальный взгляд мужчины среднего возраста в прямоугольных очках. Он разглядывает девушку без всякого стеснения. Лиза смотрит на круассан, поднимает взгляд на человека, и, не выдержав такого внимания к своей личности, отворачивается и смотрит в окно.

– Хм, интересно, что же заставило балерину пойти на такое преступление…

Лиза с удивлением поворачивается. Человек смотрит на неё так, словно он только что ничего не говорил. Не дождавшись подтверждения, что вопрос ей не послышался, Лиза произносит:

– Как вы поняли, что я балерина?

– По вашему грустному взгляду на оперный театр… – философски отвечает человек.

Лиза недоумённо молчит.

– Ваша осанка вас выдаёт, – усмехнувшись, но уже серьёзно сказал он.

Вдруг по щеке Лизы стекает слеза. От осознания того, что этот человек видит её насквозь, она краснеет, нервно хватает салфетку со стола и снова отворачивается, вытирая глаза. Смотрит в окно, снова всё глубже погружаясь в свои мысли: «Кабинет Людмилы Степановны. Серый стол, спинкой к нему стоит диван, рядом маленький кофейный столик с коллекционной вазой.  Лиза, отвернувшись от стола, сидит на диване с пустым ничего не выражающим взглядом.

– Вы говорили мне, что нужно работать. Я работала.

– Значит, работала недостаточно, – доносится из-за дивана приглушённый голос Людмилы Степановны.

Лиза вдруг подскакивает, сбив с кофейного столика вазу, она несётся к преподавателю и кричит что-то. Людмила Степановна резко хватает её руки и смотрит своим укоризненным взглядом так, что Лиза сразу замолкает.

– Запомни одно, деточка, – шипит Людмила Степановна прямо в лицо Лизе – твоих данных не достаточно, чтобы исполнять главную партию.

После этих жестко отчеканенных слов черты лица Людмилы Степановны смягчаются, и она пытается обнять Лизу, но та, испуганно отшатнувшись, пятится назад, её глаза становятся всё шире.

– Лиза. Лиза… Лиза! – Людмила Степановна медленно приближается к ней».
Лиза вздрагивает от резкого звука – человек напротив громко поставил на стол кружку.

– А вы ведь любите свою работу… – медленно с раздумьем произнёс он.

Лиза сначала хочет попросить его не вмешиваться не в своё дело, но пронзительный взгляд мужчины внезапно вызывает у неё другие слова:

– А вы? Вы любите свою работу? – с вызовом спрашивает она.

На его губах проскальзывает улыбка, он всем видом показывает, что добился своего.

– Я люблю мою работу сильнее жизни. Можно даже сказать, что моя работа однажды помогла мне выжить.

Лиза молча смотрит на него – ждёт продолжения.

– Я спортсмен. Лыжник. Между прочим, двукратный чемпион, – говорит он, гордо выпрямляясь.

Лиза из вежливости выдавливает из себя улыбку и думает: «Как много вокруг успешных людей, а я вот такого не достигну никогда…»

Он смотрит на Лизу, как будто чего-то ждёт. Она не выдерживает взгляда и снова отворачивается, делая вид, что ей очень интересно смотреть в окно.

К мужчине подходит молоденькая девчушка с тёмно-русыми волосами и гладко причёсанной чёлкой, собирается что-то сказать, но он делает ей знак, она молча отходит. Человек обращается к Лизе, которая всё ещё смотрит в окно:
– Один писатель сказал: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» – эти слова помогают мне жить. Надеюсь, они помогут и вам.

Лиза вздыхает: «Как будто ты понимаешь, что такое осознание своего несовершенства, твоё-то тело не препятствует осуществлению твоей главной жизненной цели – хорошо говорить о счастье, когда ты счастлив». Вдруг  она замечает в окне отражение мужчины, а за ним… Лиза не верит своим глазам, она медленно поворачивает голову, чтобы убедиться, что у неё не мираж: девчушка с чёлкой помогает мужчине перебраться в инвалидную коляску, он садится и молча, с полным умиротворением на лице, направляется к выходу.

Лиза смотрит в одну точку, не замечая, что сжала запястье своей руки так, что оно стало белым. Её руки безвольно падают на стол. Она опускает взгляд и видит перед собой желанный круассан, который ещё не успел остыть. Уставившись на него, она долго сидит в застывшем положении. Девчушка с чёлкой подходит к ней с вопросом:

– Может быть, вы хотите кофе?

– Нет, нет, спасибо, – быстро почти шёпотом отвечает Лиза.

Она разглядывает золотистое, завёрнутое в тонкую трубочку тесто, окидывает всю пекарню взглядом полным благодарности – она видит людей, которые сидят за столиками вокруг, видит прилавок и продавщицу, которая сегодня с вежливостью вручила ей поднос, видит девчушку с чёлкой, видит стул, на котором несколько мгновений назад сидел этот удивительный человек. Окинув всё это взглядом, она снова возвращается к тому, что привело её сюда – она аккуратно касается тарелки и делает небольшое движение так, что круассан оказывается на противоположной стороне столика.

Лиза выходит на улицу прямо под дождь и начинает смеяться, смеётся и её слёзы вместе с каплями дождя стекают по лицу. Она бежит по улице, через каждый шаг совершая «шене». Каждую плитку на асфальте под своими ногами она знает наизусть.


Рецензии