В чем разница?

    Последний солнечный день осени. Ночью выпал снег. Непривычно его еще видеть под ногами. Небольшое похолодание, минус три градуса.
    Мария Ивановна, пятидесятилетняя пенсионерка, выйдя из подъезда своего дома, направилась к пешеходной дорожке, идущей вдоль школы, с одной стороны, и детским садом, с другой.
    Она старалась смотреть под ноги, так как месяц назад, на секунду оторвав взгляд от земли, упала прямо на металлические, двухсантиметровые шипы, которые являются частью цементированных плит, теперь находящихся в полуразрушенном состоянии. До сих пор болят ушибленные места...
    Оторвать взгляд от тропинки заставил вороний базар. Раньше она не видела в этом переходе такого количества черной птицы. Примерно, сорок штук летали тучей, обгоняя друг друга в воздухе, интенсивно помахивая крыльями, вытянув вперед головы, клювы, отведя обе лапки назад, над каким - то движущимся предметом внизу.
    Через две минуты она увидела мчащихся на нее двух черно - белых дворняжек. Одна из них была постарше. Мария Ивановна увидела, что собака держит в зубах ворону, которая уже не подавала никаких признаков жизни: не кричала, не шевелила лапками, не билась.
    Приблизившись к женщине, собаки соскочили с дорожки вправо, к забору детсада. Черная, кричащая туча, преследовавшая их, пролетела мимо человека со страшным воплем "кар!"
    Мысленно пожалев ворону - жертву, Мария пошла дальше, смотря под ноги, не оглядываясь. Мысленно она вела спор сама с собой:
    - Не стыдно тебе: не помогла попавшей в беду вороне.
    - Нет. Каким образом? И зачем? Она мертвая.
    - А вдруг, как человек, находится в состоянии шока?
    - Не может этого быть. Она мертва. И напрасны старания собратьев.
    После такого диалога с благодарностью подумала о силе братства, существующей в вороньей среде. До последнего птицы стремились отбить свою сестру или своего брата. От громогласного коллективного крика ворон заложило уши.Было ли у случайной свидетельницы печального события желание оглянуться, узнать, чем закончилась птичья история? Было. Но она спешила на почту.
    Там, простояв в очереди минут двадцать, наша знакомая заметила, как чувство стадности проявляется у людей. К окошку, где выдают посылки, переводы,берут плату за услуги ЖКХ, подошла высокая, худенькая пожилая женщина, лет восьмидесяти, державшая в руках небольшой коробочек, размером двадцать на тридцать сантиметров. Оператору тихим голосом она объяснила, что ей нужно отправить посылочку.
    - Не могу я у вас ее взять, - раздраженно, возмущенно произнесла женщина - почтовый работник.
    - Почему? Я написала адрес.
    - Вы не указали индекс.
    В разговор вступила рядом стоящая девушка:
    - У них есть журнал. Посмотрите там, какой индекс.
    - И что? У нее неполный адрес указан на посылке. Ну, поступит в сортировочный цех города Владимира такая посылка. А дальше что? - с вызовом произнесла другая почтовая работница.
    - Идите домой, уточните адрес, - сказала начальник почтового отделения.
    Хозяйка неотправленной посылки смиренно отошла от окошка, ничего не добившись.
    После нее к этому окну приблизился мужчина лет тридцати. Ему надо было получить электронный перевод. Почтовые работницы, посуетившись, доведя спор с клиентом до скандала, отказали ему в услуге. Отходя от окна, тот произнес:
    - Не можете работать, уходите, но не оскорбляйте людей...
    Мария Ивановна, получив простой почтовый перевод, вышла из душного помещения, жадно вдохнула свежий морозный воздух, пошла по знакомой дорожке.
    Дойдя до места баталии, разгоревшейся между собаками и стаей ворон, она увидела, что на заборе сидит одинокая ворона, печально произносящая иногда свое "кар", а напротив, на земле, лежит бездыханная, серо - черного окраса птица, с поднятыми вверх двумя лапками, с вытянутой шеей, с остекленевшими глазами...
    Быстро прокрутив в своем воображении обе истории ( из жизни птиц и жизни людей), наша героиня подумала:
    - Да, и у птиц, и у людей сильно развито чувство стадности. Есть ли разница?
    Воронья стая до последнего билась с врагом, чтобы спасти от гибели своего сородича, а работницы почты обидели своим равнодушием клиентов, при этом пытались держать марку почтового работника. В этом, пожалуй, и заключается вся разница.

 
 
      


Рецензии