Дорогой наш человек

Дорогой наш человек

Портрет профессора в интерьере симпозиумов, сельхозработ, семьи и курской фауны

 «Дорогой мой человек» – что может быть лучше такого обращения учителя к ученику. Именно так начинает свои лекции профессор Алексей Сергеевич Чернышев. И здесь ни капли фальши – каждый из студентов профессору дорог и интересен. Недаром же трудно найти среди многих поколений Курского педа не помнящих блестящих лекций по психологии профессора Чернышева, его уникальную личность.

 Чего греха таить, порой люди науки, будучи хорошими или даже отличными теоретиками, на практике отнюдь не подтверждают своих замечательных теорий. Чернышев же просто родился для психологии. Интеллигентный, сдержанный и мудрый, он так открыт людям, жизни, природе, юмору, что остается лишь восхищаться: дает же Бог так много сразу!
 На юбилей зав. кафедрой психологии КГПУ профессора Чернышева пришли люди самых разных профессий и должностей и все они, за редким исключением, были его учениками, благодарными и восхищенными. Каждому бы из нас видеть столь зримый результат своих трудов, да еще не дожидаясь возраста почтенного старца, а оставаясь в расцвете своих творческих и человеческих сил.

  Красивый, стройный, элегантный, он до сих пор похож на юношу, таким, каким его увидела, например, директор четвертой гимназии Курска Светлана Мартынова, придя на первый курс двадцать пять лет назад: «Мне говорят: вот это и есть декан, а я не могу понять, о ком же речь. Мальчишка-первокурсник в водолазочке под пиджаком, симпатичный и веселый».

  Но начало семидесятых – отнюдь не начало плодотворной деятельности Чернышева. Работать в родном вузе он начал почти на десять лет раньше, до того успев закончить физико-математический факультет, поработать в школе учителем и завучем. Все, за что ни брался, получалось у Чернышева отлично (иначе просто не умел) – был и деканом истпеда, и проректором по научной работе. Но великолепный организатор, он прежде всего ученый. Всех его регалий, наград и достижений не перечислишь. Академик Российской академии гуманитарных наук, член-корреспондент Международной психологической академии, член президиума Российского психологического общества, член редакционного совета «Психологического журнала», член специализированных советов по защите диссертаций в Институте психологии РАН и в Институте молодежи (Москва), в восьмидесятые годы вице-президент общества психологов СССР. Он участник четырех международных конгрессов по психологии и восьми съездов психологов России и СССР. 128 научных работ, 7 книг и монографий, многие из них изданы в Ка­наде, Великобритании, Германии.
Достаточно? А то, боюсь, перечисление займет всю газетную площадь.
  Но за регалиями – живая работа, кропотливый труд, настоящее подвижничество. Психология молодежных групп в обычных и напряженных условиях, подготовка молодежных лидеров, социально-психологическая помощь молодежи.
Когда психологи страны получили социальный заказ исследовать психологические последствия чернобыльской аварии на детей и молодежь, Чернышев не последовал примеру многих коллег: не повез своих студентов и аспирантов в южные лагеря к теплому морю, где отдыхали ребята из чернобыльской зоны, а объявил «исследования в полевых условиях», экспедиции на местах.

  Имя Чернышева и его коллег неразрывно связано с «Комсоргом» на протяжении нескольких десятилетий. А теперь еще один лагерь молодежных лидеров – «Монолит». На Всероссийском конкурсе программы этих лагерей были удостоены грантов II степени. А книга Чернышева по проблемам конфликтных педагогических ситуаций названа лучшим учебным пособием по теме социальной защиты и психологической поддержки молодежи.
  Много благодарных слов сказали учителя области Чернышеву за создание психологической службы. Психолог необходим каждой школе, городской или сельской, большой или маленькой. Много сил отдает Чернышев этой службе, так же, как и созданию региональной системы психологической помощи населению, и не только в нашем городе, но и в соседних городах.

 Ученики Чернышева успешно работают практическими психологами. Записаться на прием к Юрию Луневу, например, работающему в центре социальной поддержки молодежи, можно лишь за месяц вперед. Очень благодарны молодежные структуры и педагоги области Сазоновой, Сарычеву, Лобкову, Елизарову, Корневу, Антопольской.
Когда во время юбилея попросили встать всех бывших учеников профессора, зрелище оказалось впечатляющим: красивые молодые ребята, только в аспирантуре по социальной психологии Чернышев подготовил одиннадцать кандидатов психологических наук.
  В идеале личный психолог должен быть у каждого человека, чтобы не доводить себя до клинических случаев. Разве у нас меньше проблем, чем у среднестатистического американца? Это одна из серьезнейших первоочередных задач, значение которой не переоценить. Очень верится, что в нашем городе, области она разрешится раньше, чем во многих других, ведь у нас есть профессор Чернышев.

  На юбилее Чернышев признался: «Я считаю себя счастливым человеком». Он родился в замечательной крестьянской семье с крепкими традициями, жена и дети – его единомышленники и надежный тыл, ему повезло с учителями и учениками, он занимается делом, которое ему удается и от которого получает отдачу. Это слова оптими­ста, но всякий ли реализовался бы так же полно, как он, имея те же стартовые возможности. Первый класс закончил в победном 45-м. Из девяти мужчин в семье Чернышевых вернулись с войны лишь двое.

   Кандидатскую диссертацию он писал на полу в тесной комнатке общежития, где жил тогда с женой и детьми. Но это лишь материальные трудности. Сколько было других? Лучше не вспоминать.

 Николай Гребеньков – первый проректор вуза, выступивший на юбилее с основным, замечательно теплым и остроумным, «докладом», рассказал немало интересных подробностей из жизни юбиляра. Например, о том, как для участия в Международной конференции в Мексике отобрали от СССР лишь 3 научные работы, в том числе и Чернышева, но когда позвонили в Курск, то узнали, что Чернышев поехать не сможет – он назначен ответственным по институту за сельхозработы. Трудностей, «палок в колеса», «совдеповских маразмов» хватало. Но отдача была большая, это придавало силы,

 Тот же Гребеньков вспомнил еще один яркий эпизод. Как на солидной конференции в Москве, сидя в зале, он волновался за Чернышева на трибуне: слишком представительной была конференция, и тема ее слишком серьезна. Авторы известных учебников, «звездные имена», генеральские звезды на погонах... Но после выступления Алексея Сергеевича два часа не мог пробиться к профессору: его окружило такое количество восхищенных людей, дискуссия была такой бурной, что Николаю Николаевичу осталось только мысленно проводить «Курский соловей», билеты на который безвозвратно пропали.

  «Уважаемый учитель учителей», – так обратился к Чернышеву один из его многочисленных учеников, директор школы № 27 Курска Виктор Проскурин, для которого тот – учитель, начиная со школы. «Уважаемый учитель» – это самое почтительное обращение к человеку на Востоке. Чернышев – учитель такого количества людей, он стольких научил общению с миром и окружающими, он участвовал в таком количестве судеб, что этого хватило бы на многие жизни. «С ним тепло, радостно, уютно», «У него всегда была и есть четкая гражданская позиция». «Он так любит жизнь, что заражает этой любовью всех, кто рядом с ним». «Удивительно гармоничная личность». «При нем трудно быть плохим» – это все слова благодарных учеников. И еще почти в каждом выступлении звучало: «Спасибо, что вы есть в моей судьбе».

 



 Юбиляру подарили много цветов, картин, и... удочек, а ученики педагогического класса 10-й школы даже золотую рыбку в импровизированном аквариуме. Много шуток, стихов, частушек и приглашений на ближайшую рыбалку или охоту прозвучало в этот день. Особенно понравился присутствующим стихотворный вопрос Ю. Зубкова: «охота – отдых от науки, или наука – отдых от охоты?».

  Профессор возглавляет в вузе общество охотников и рыболовов, в его доме замечательный музей курской фауны, в связи со всем этим у него есть сопутствующее увлечение – художник-таксидермист, то бишь тот, кто делает чучела животных.

 Чернышев обожает природу, и это органично сочетается у него со страстью к охоте: « Как же вы не понимаете! – со страстью объяснил он мне. – Это же целый ритуал, священнодействие, у нас нет стремления убить как можно больше дичи, и вообще на языке цивилизованных охотников это называется «остановить бег животного». Тому, кто сделал удачный выстрел, мы надеваем на голову венок или прикалываем ветку к головному убору. У нас много замечательных традиций, от которых мы не отступаем, и вообще это так здорово: лес, озеро, костер, мужская беседа... Это такой отдых, такая подпитка!..»

  Да, профессор живет столь гармонично, как редко бывает при нынешней жизни. Очень любят свою семью, заботится о ней нежно и трогательно. Его жене Галине Степановне Евгений Шанин, возразив на то, что все поцелуи и объятия несправедливо достаются одному юбиляру, в восхищении целовал руки. Она тоже педагог, всю жизнь преподавала в школе. Познакомились они на вечере в институте еще в студенческие годы, Чернышев хотел познакомить с ней своего друга и для этого пригласил на танец. С тех пор 37 лет они не расстаются. Уверена, что дети выбрали профессию во многом благодаря отцу: дочь – врач-невропатолог, а сын – биолог, тоже работает в университете. Нежно любит дедушка внучку Анечку, особу жизнерадостную и непосредственную, она охотно рассказала всем, что всюду бывает вместе с дедушкой – и в лесу, и в музее, и в театре.

  Так много успеть и остаться молодым? А Чернышев молод и благодарен судьбе за то, что в его жизни были не только прекрасные ученики, но и замечательные учителя.

  Человек молод, пока живы его учителя. Поздравляли в этот день Чернышева и бывший проректор Акулов, и «его» декан физмата Л. М. Леонидова. Кстати, Чернышев считает, что психология не столько гуманитарная, сколько, точная наука, и его математическое образование только помогает ему. Изобретения профессора и его учеников, соратников: Дымова, Акатова – простые и остроумные приборы для психологических исследований – тому материальное свидетельство.

  Бесконечно благодарен Чернышев своему главному учителю – покойному профессору Л. И. Уманскому, именно он ввел его в сложный и увлекательный мир психологии, с ним начинал он свои основные исследования.

  Профессору Чернышеву – 60. Уже или еще? Первое – если иметь в виду, сколько он успел, второе – если иметь в виду, какой огромный у него творческий потенциал, как много сил и возможностей.

 «На сколько лет вы себя ощущаете сегодня?» – спросила я Алексея Сергеевича во время неофициальной, веселой и талантливо организованной, очень задушевной части вечера, и он признался: «Как когда (кстати, психология это тоже объясняет) – то на двадцать, то на сорок, а то и на семьдесят. Но мне нравится и мой настоящий возраст. Есть удовлетворение от сделанного и еще хочется сделать очень многое».
Дай Бог, чтоб так и было. Этого желают профессору Чернышеву его многочисленные ученики и друзья .

(«Курская правда», октябрь 1996)

И ЕЩЕ…

Двадцать лет спустя профессор Чернышев в строю. И то были очень плодотворные годы.


Немало интересных подробностей жизни профессора не вошло в тот давний юбилейный материал. Например, о том, что именно послужило отправной точкой для перемены судьбы (до того он преподавал физику и математику) и заставило заинтересоваться его величеством Психологий.

Он служил в частях Западной Украины. Там активизировались бандеровские банды. Вот как он рассказал об этом моей коллеге Галине Чемодуровой:

– Однажды мы преследовали бандеровца, который стрелял в наших часовых. Загнали его в тупик. Я бежал первым. И если бы бандит выстрелил, первая пуля досталась бы мне. Но меня оттолкнул капитан батареи Роголь со словами: «Ты куда, сопляк, у тебя дочь недавно родилась!» Не успел я ему ответить, как сержант Федотов, высокорослый парень, закрыл нас собой. К счастью, все закончилось благополучно. Поступок капитана и сержанта меня «встряхнул». Я, физик, впервые задумался о том, что движет поступками людей. Капитану было лет 35-40, мне – 23, сержанту еще меньше. У всех – по одной жизни, но каждый готов был отдать ее для спасения других. Еще меня тогда восхитила их внутренняя красота. И я посвятил жизнь поиску человечного в человеке.

А вот что Галине Скользневой в «Городских известиях»:

Ученый с мировым именем родился в 1936 году в селе Селино, в 180 км от Курска. Семья Чернышевых славилась трудом и любовью к литературе. Отец Алексея, Сергей Иванович, – лучший плотник и лучший косарь, имел феноменальную память и в свободное время вдохновенно декламировал односельчанам стихи Некрасова, Пушкина, Лермонтова, почти слово в слово пересказывал «Девяносто третий год» Гюго. Культ книги и знаний создавали в семье особую атмосферу, которую впитал Алексей.

– Сейчас я знаю наизусть около 200 стихотворений, а в детстве был настоящей ходячей энциклопедией, – рассказывает он. 

Когда отец ушел на фронт, Алексею было пять лет, сестре – восемь, брату – тринадцать. Из родни Чернышевых, включая двоюродных, воевали девять человек. Вернулись только двое, причем отец – потерявшим здоровье. Так было у всех. Похоронки буквально завалили село.

В годы войны маленькому Алеше пришлось увидеть, как мама и бабушка в тяжелейших условиях боролись за выживание. Представьте себе: зима 41-го года. Печка кое-как сохраняет тепло. Дров нет. Водоемы и колодцы замерзли. Мама пробивала лед, чтобы достать воды. Нет ни спичек, ни керосина. Старший брат придумал способ добывать огонь – бил стальным бруском по граниту и высекал искры. К ним подносили трут – кусочек засмоленной ваты, от которого потом загорались сухие веточки. Мама растапливала печку, и к Чернышевым бежали соседки: «Устинья, дай огонька!». Сложив горящие головни в тазики, они несли их домой, к ним за огоньком приходили соседи. И так по всему селу из хаты в хату женщины бегали за огоньком.

Немцы, глядя на сельских женщин, восклицали: «Русская леди – лошадь»! Мама Алексея надевала зипун, запрягалась в санки и везла троих детей на болото, где они – кто топором, кто ножом – заготавливали лозу для топки. Потом шла пешком за тридцать пять километров, чтобы выменять последние отцовские вещи на стакан соли.

Помнит Алексей и тиф: у брата галлюцинации, он выбегает на улицу в тридцатиградусный мороз, сестра в бреду ищет призраков под лавками, мать лежит без сознания. Незаболевшая бабушка и маленький Алеша поддерживают всю семью – как-то топят, что-то готовят и, в конце концов, спасают всех.

– Трудное военное детство сформировало в нас заряд предприимчивости и сноровки, научило искать выход из самого трудного положения, – говорит ученый. – С тех пор у меня огромная тяга к обучению. 

В селе всем было известно, что младший Чернышев приходил из школы и, не поев, садился делать уроки.

Семилетку Алексей закончил блестяще и поступил в Дмитриевское педагогическое училище. Жил на стипендию – других денег в семье не было. Острая жажда знаний повела его дальше – на физико-математический факультет, а в армии – в офицерское артиллерийское училище.

А после армии – аспирантура и… Об остальном уже многое рассказано. Хотя… всего, что происходило и происходит в жизни профессора Чернышева вполне хватило бы на большую книгу. Не исключаю, что когда-нибудь Алексей Васильевич займется мемурами. На досуге, на пенсии. А пока…

Шесть книг курского ученого находятся в библиотеке конгресса США. Недавно в издательстве Института психологии РАН вышла книга «Аппаратурные методики психологической диагностики». В энциклопедический словарь «Психология общения» вошли пять понятий, введенные в науку профессором Чернышевым. Здесь же помещена его биография. Такой чести не удостоен ни один из ученых психологов периферийных вузов.

Научно-педагогическая деятельность профессора отмечена медалями «За трудовое отличие» и К. Д. Ушинского, золотой медалью за вклад в отечественную науку. Он стал обладатель диплома «Лучший менеджер России» и национальной общественной премии имени Петра Великого. Алексей Сергеевич – лауреат национального психологического конкурса «Золотая Психея. В брошюре «Лидеры социальной психологии» среди четырех основателей российской психологии ХХ– ХХI веков названы Алексей Сергеевич и два его ученика.
В увесистую «Энциклопедию психологии общения» вошли пять новых понятий, введенных в науку курским психологом, и его биография. И наконец, международное признание, о котором наперебой твердили средства массовой информации. В энциклопедию «Who’s Who in the World» Алексея Чернышева включили сразу по двум номинациям «Известные люди планеты» и «Выдающиеся ученые».


(Книга третья "Курян моих прекрасные черты")


Рецензии