О Боге, смысле и времени 2
При этом надо понимать, что Бог «видел» от начала мира даже то, что мы еще только собираемся совершить. И исходя из того, что происходит сейчас (говорим в настоящем времени) Он предпринял (говорим в прошедшем времени) все дальнейшие действия, создавая картину человеческого бытия. И мы не можем вырваться за пределы времени даже теоретизируя.
Столкнулся с двумя историями, которые интересно иллюстрируют данную теорию. Хочу предложить их вашему вниманию.
Первую рассказал протоиерей Олег Стеняев [2]
У некой женщины смертельно заболел ребенок. И она стала молиться, чтобы Бог его исцелил. Долго молилась, пока не вошла в некое состояние, в котором увидела будущее своего сына. Как он вырастает, заканчивает школу, знакомится с девушкой, у него появляются друзья. Он начинает выпивать с друзьями. Потом друзья говорят, что эти деньги надо отрабатывать. Он идет грабить какой-то дом. И потом в комнате видит спящих детей и в исступлении понимает топор для убийства невинных чад. Мать не выдержала этого видения и закричала: «Господи не надо», и очнулась. Окончания этой истории Олег не рассказывает. По всей видимости, ребенок умер.
Другое подобное событие произошло с матерью декабриста Кондратия Рылеева. Стало оно известно из письма, которое она написала перед самой своей смертью. Не могу удержаться, чтобы не привести его дословно:
«Я была матерью четверых детей, родившихся до моего Конечки, и все они умирали в младенчестве. Как я молилась, как я просила Господа Бога о сохранении им жизни. И когда я увидела крест на свежей могилке последнего из них, я не могла встать с колен, я упала головой на маленький холмик, охватила его руками и молила. Нет, я не молила, я требовала, требовала живого ребенка, живого, здоровенького, и я вымолила его у Бога.
Родился мой Конечка. Три года я была счастливой матерью. Конечка радовал меня, рос хорошо, наш домашний доктор радовался вместе с нами. И вот новое горе вошло в наш дом. Конечка тяжело заболел. Он лежал в жару, никого не узнавал и задыхался. Наш врач сразу попросил созвать консилиум. Приехал известный доктор из Петербурга, осмотрел Конечку и молча вышел из комнаты. Разговаривал только с нашим доктором, а, уходя, сказал Федору Андреевичу: „Бывают чудеса, и, если вы набожны, молитесь”. Со мной врачи не говорили. Да разве мне нужны были слова, я же мать, я и так понимала, что дитя мое обречено – мой Конечка, мое счастье, единственный, кому нужна была моя жизнь.
Наступила ночь. Как считали врачи, последняя ночь моего сына. Я отпустила нашу матушку отдохнуть и осталась одна у его постельки. Ребенок продолжал метаться, он весь осунулся, личико его посинело, а из горла слышался свист, сменявшийся страшным, заставляющим сжиматься мое сердце, хрипением. Поймите и, прочитав все, что я пишу дальше, не осудите – у меня умирал единственный сын, моя надежда, моя радость. Где искать защиты от злой судьбы, в чем или в ком искать спасение? (…)
Я не знаю, что случилось со мною в тот час, я протянула руки к Богу и закричала: „Всемогущий Боже, Ты сам молился в саду Гефсиманском. Если возможно, да минует меня чаша сия. Пойми же меня в моей скорби. Все страдания, какие захочешь Ты послать, низвергни на меня, но спаси жизнь моего сына. Ты учил нас молиться: «Да будет воля Твоя», но я говорю только в этом, только в этом единственном: „Да будет воля моя, верни мне сына, утверди волю мою”. Теперь Ты скажи мне: „Да будет воля твоя”.
Я не знаю, сколько времени я простояла на коленях, я даже не знаю, где я была, только не на земле, но вдруг я почувствовала неестественное забытье, какой-то странный, необыкновенный сон. Заснуть, когда умирает мой Конечка, мой сынок, да разве это возможно? Не знаю, что было дальше. Кажется, я сидела, склонившись над умирающим, и целовала его худенькие судорожно сжатые ручки, как вдруг оттуда, где я только что стояла на коленях, раздался голос: „Опомнись, женщина, ты не знаешь, о чем просишь Господа”. Я обернулась и увидела ангела с горящей свечой в руках. Как ни странно, я не испугалась и не удивилась, как будто так и должно быть, я только в мольбе сложила руки. „Опомнись”, – опять заговорил ангел. И в его голосе я услышала скорбную укоризну: „Не моли о выздоровлении сына, Бог всеведущий. Он знает, зачем должна угаснуть эта жизнь. Бог милосерд, и Он хочет избавить тебя от ужасных страданий”. „Я готова на все, я все страдания приму с благодарностью, лишь бы жил мой ребенок”. – „Но страдания ждут не только тебя, будет страдать и твой сын. Хочешь, я покажу тебе все, что его ждет? Неужели и тогда ты будешь упорствовать в слепоте своей?” – „Да, хочу. Покажи все, все. Но я и тогда буду молить Бога о жизни моего сына. Да будет воля моя”. „Следуй за мной, женщина”, – и ангел словно поплыл передо мной, паря в воздухе. Я шла, сама не зная куда, я проходила длинный ряд комнат, отделенных друг от друга не дверьми, а толстыми темными завесами. Перед каждой завесой ангел останавливался и спрашивал меня: „Ты упорствуешь, ты хочешь видеть, что будет дальше?” – „Да, – отвечала я. – Я хочу видеть все. Я ко всему готова”. И тогда ангел отодвигал завесу, и мы входили в следующую комнату, а голос ангела становился все строже, и лицо его, когда он поворачивался ко мне, из скорбного становилось грозным. Но я шла дальше без колебаний, я шла за жизнью моего сына. В первой комнате, куда я вошла, я увидела моего Конечку в кроватке, но он уже не умирал, он тихо спал, румяный и здоровый. Я протянула к нему руки, хотела броситься к нему, но ангел властно простер свою руку и позвал меня с собой. Во второй комнате я увидела моего мальчика отроком, он сидел за столом, он учился, он читал что-то и, увлеченный книгой, даже не поднял на меня глаз. В третьей комнате, которую мы прошли очень быстро, я увидела его юношей в военном мундире, он шел по городу, который мне был неизвестен. В четвертой комнате я увидела его совсем взрослым в гражданском платье, он был чем-то занят, мне показалось, что он был на службе. Мы вошли в пятую комнату. В ней было много народу, совсем мне незнакомые люди о чем-то говорили, спорили, было шумно, но вот поднялся мой сын, и, как только заговорил он, все замолчали, все слушали его с великим вниманием и, я бы сказала, с восторгом. Я слышала его голос, он говорил громко и отчетливо, но я не усваивала ни одного слова, я ничего не понимала, а ангел уже подводил меня к следующей завесе. И когда он обратил лицо свое ко мне, я ужаснулась грозной силе его. „Сейчас увидишь ужасное, – сказал он сурово. – И это ужасное ждет твоего сына, одумайся, пока не поздно. Если ты войдешь за эту завесу, все предначертанное свершится, но если смиришься, то вот я повею крылом, и свеча угаснет, и с ней угаснет жизнь твоего сына, и он избавлен будет от мук, и покинет землю, не зная зла. Хочешь ли ты видеть то, что сокрыто за этой завесой?” „Бог милосерд, – сказала я. Он пощадит нас. Хочу. Веди меня, да будет воля моя”, – отвечала я и пошла вперед. Ангел отдернул завесу – и за ней я увидела виселицу.
Ужас охватил меня, я вскрикнула и проснулась, или, вернее, пришла в себя, очнулась. Я сидела, все так же склонившись над кроваткой Конечки. Рука моя отказывается держать перо, но я должна дописать все. Сын мой, радость моя единственная, ты сладко спал, повернувшись ко мне личиком, и тихо, спокойно дышал. Я не смела пошевелиться, боясь разбудить тебя. И не смела верить своему счастью. А счастье было так велико, что заслонило собой все страшные мгновения ночного видения.
Я только плакала и благодарила Бога, а потом стало постепенно забываться все, что показал мне в ту ночь грозный ангел».[3]
Кондратий вырос, вошел в Северное тайное общество декабристов, и за попытку государственного переворота, известную как восстание декабристов (1825 г) был приговорен к смертной казни через повешение.
Биографы отмечают в нем странную склонность к суицидальности. Он постоянно как будто нарывался на неприятности: дерзил офицерам в училище, участвовал в дуэлях, написал эпиграмму на Аракчеева, – генерала, приближенного Царю, - и даже когда просил руки и сердца своей будущей супруги, делал это с пистолетом у виска, обещая застрелиться, если ему будет отказано. К тому же Кондратий неоднократно повторял: «кому быть повешену – того не расстреляют», хотя мать ему никогда не рассказывала своего видения до этого предсмертного письма.
История Рылеевой сходна с историей матери, молившей о другом умирающем младенце. Но если там, похоже, женщина поняла и смогла отсечь свою волю, здесь же, Анастасия Матвеевна Рылеева вытребовала у Бога исполнения своей воли: «Да будет воля моя». И если в первом случае Бог, вероятно, прервал чистую жизнь, которая могла замутьниться убийством невинных душ, то в этом случае, Господь исполнил мольбу матери, со всеми вытекающими последствиями.
Хочется отметить несколько важных моментов. Во-первых, Бог желает, чтобы каждой рожденной душе досталось по возможности наилучшее состояние в будущей жизни. Согласитесь, невинная душа будет лучше себя чувствовать, чем душа, отягощенная убийством.
Другой важный момент: существуют варианты будущего, которые Бог даже может показать человеку. (В первом случае это был вариант, который не был реализован, во втором – вариант, который реализовался)
В-третьих, Бог видит все варианты, не предопределяя поведения человека. (При прохождении такой-то точки события будут развиваться таким образом - «кинопленка №1», но если в этой точке внести изменения, то события пойдут по такому пути - «кинопленка №2»)
В-четвертых, Бог пытается, не нарушая воли человека, реализовать наилучший вариант развития истории. Но так как есть воля человека, то в мире столько странностей. Оно и понятно: мы постоянно творим зло, а Бог его исправляет.
В-пятых, Бог может поменять Свои планы по просьбе человека, реализовав даже худший из вариантов, опять же, чтобы не нарушать свободу воли человека (в первом случае сама мать сказала: «Господи не надо», а во втором случае сама мать сказала: «да будет воля моя» - и Господь исполнил ее мольбу).
Воистину удивительные открытия, которые мы делаем, проанализировав две трагические истории - истории двух матерей и их находившимися при смерти детьми. Упокой Господи души усопших рабов Твоих.
И, воля Твоя, а не моя да будет!
Александр Смирнов
27.11.2017
1 / http://www.proza.ru/2017/03/11/2121
2 https://www.youtube.com/watch?v=7rL5jU00SYg "Прот. Олег Стеняев, беседа". 1:23:39
3 https://read-this-text.blogspot.ru/2013/05/blog-post_530.html /
Свидетельство о публикации №217113000499