Свобода в контексте времени
Вообще очень странно сопрягаются времена. Во времена Гоголя и Пушкина тиражи издаваемых книг были сопоставимы с НЫНЕШНИМИ: от 2 до 3 тысяч экземпляров! А в промежутке где- то позабытые миллионные тиражи для классиков в советское время. Нарочно покопалась в своей библиотеке: биография Блока в советское время -100 тысяч, биография Ахматовой в наше, свободное от гнета - 4 тысячи. Сколько нетерпеливых талантов ринулось за границу от возмущения, что их в СССР не печатают! - Ринулись, чтобы в изумлении открыть, что свобода - это не кормушка, это - самовыживание. Очень показательна в этом отношении история Довлатова...
Я особенно развлекаюсь, когда слушаю радио Орфей: кроме прекрасной музыки там достаточно много разговоров вокруг нее. И вот тут у наших публицистов от музыкальной критики ничего не стыкуется. Рассказывают, к примеру о Бахе, которого современники практически не переносили, вельможи на его подношения гениальных опусов порой даже не реагировали, опусы кидали ...нет, не корзину - в чулан, откуда их слава Богу извлекли столетия спустя. И оценили так высоко, что словами не передать - в рейтинге музыкальных гениев он стоит на первом месте. Толмачи при этом приговаривают: это нормально, для своего времени он не годился, тот, кто был первым тогда - годился (сейчас его имени публика даже не знает). И Жорж Бизе современниками не был оценен, его великую и такую понятную "Кармен" - освистывали раз за разом, он умер в нищете. Нормально - говорят наши публицисты, так всегда бывает с новаторами. Но вот историю с Шостаковичем трактуют совсем иначе: тоталитарный режим, гнет, травля, "сумбур вместо музыки".... А он исполнялся, его сумбур звучал, награды сегодня перечисляют длинным списком, был выездной, прикреплен к кремлевской больнице и лично вел переговоры со Сталиным - чего ему еще не хватает, требовал, чтобы вместе с ним исполняли и Прокофьева, и других новаторов. И ИСПОЛНЯЛИ! Альфред Шнитке и Софья Губайдулина, которых и сегодня не всякий станет слушать, звучали, и не были в простое. Кроме всего прочего у них десятки озвученных фильмов, а эти саунтреки сродни симфониям, я "Маугли" с музыкой Губайдулиной готова слушать, закрыв глаза, как это звучит!
И вот настали наши абсолютно свободные времена, композитор Александр Чайковский, написавший только что оперу "Альтист Данилов", жалуется печатно, что новую музыку не исполняют, публика ее не знает, музыканты знать не хотят! Писать для фильмов? - Продюсеры не дают, их устраивает пустая жвачка, придуманная бездарями на ходу! То же радио Орфей смущаясь признает: раньше классическая музыка по радио звучала в огромных количествах, нынче разве только в телефонах, отдельными фразами в виде позывных. И к кому апеллировать? К олигархам, меценатам, чтобы они проплатили это исполнение? К Путину? Министру культуры Медынскому? Стоит только вспомнить, как раньше клеймили ту же Фурцеву, прочих чиновников за то, что они навязывали творческому сообществу свой диктат. И вот никто, никому не навязывает, диктует лишь спрос и рынок, на полках ничтожными тиражами хорошие книги и стотысячными - Донцова, Устинова, Акунин, которые уже считают себя властителями дум, витийствуют на митингах...
Свидетельство о публикации №217113000632
Жукова Евгения Викторовна 30.11.2017 10:56 Заявить о нарушении
Людмила Перцевая 03.12.2017 13:30 Заявить о нарушении