Север в судьбе знаменитого художника

о К.А.Коровине (1861 - 1939)


Русский Север конца XIX – начала ХХ века привлекал внимание многих писателей, художников, ученых. В этот период увлекся Севером и живописец Константин Алексеевич Коровин.

Он побывал там дважды - в 1894 и 1897 годах.

В 1894 году крупный промышленник Савва Иванович Мамонтов начал строить железную дорогу от Вологды до Архангельска. Он и предложил К.А.Коровину и его другу В.А.Серову совершить по Белому морю и Кольскому полуострову путешествие в Швецию и Норвегию.

Мамонтов пишет Коровину: "Мы вас приговорили в Сибирь, в ссылку. Вот что: в Нижнем будет Всероссийская выставка, мы решили предложить вам сделать проект павильона "Крайний Север", и вы должны поехать на Мурман. Вот и Антон Серов (прозвище В.А.Серова. – ред.) хочет ехать с вами. Покуда Архангельская дорога еще строится, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе "Ломоносов" по Ледовитому океану».

В августе 1894 года художники отправились в двухмесячное путешествие, которое произвело на них огромное впечатление. Художники выехали из Ярославля в Архангельск по трассе строящейся железной дороги.

Несколько дней они жили вместе с рабочими-строителями, совершали поездки на дрезине с инженерами-путейцами, писали этюды.

По Сухоне и Северной Двине через Великий Устюг, село Котлас, Красноборск художники Коровин и Серов добрались до Архангельска. Здесь Коровин пишет этюды, среди них - "Рыбная пристань в Архангельске", "Архангельский порт".

Затем на пароходе "Ломоносов" художники отправились по Белому морю и далее в Норвегию. По названиям коровинских работ можно увидеть  маршрут их путешествия: "Сувой", "Святой Нос", "Остров Витте", "Полночное солнце на Мурмане», "Устье реки Териберки", "Треска и палтус", "Церковь и кладбище в Еретиках" и другие.

Вернувшись из Норвегии в Архангельск, художники на пароходе "Великий князь Владимир" совершили  поездку на Новую Землю. О Новой Земле он пишет: "Вот маленькая часовня с синим куполом, а дальше к скалам тянутся самоедские чумы, из которых идет дым. Стаи чаек, чайки белые с черными каймами на крыльях, бело-черные чайки, зеленые мхи, полоски снега на горах - все это похоже на одежды самоедок. Как будто огромные утюги, мрачные и тяжкие, лежат над берегом горы, точно заковывая Ледовитый океан. Все мертво и одинаково до того, что хочется бежать и никогда больше не видеть этой Новой Земли".

В 1896 году К.А.Коровин принял участие в 14-й Всероссийской художественной и промышленной выставке в Нижнем Новгороде, проектируя и оформляя павильон "Крайний Север" (архитектор Л.Н.Кекушев). Павильон был срублен из мощных бревен, он напоминал промысловые фактории. Гребень крыши венчали стилизованные рыбы, балюстрады украшали силуэты оленей. Рядом – монументальные коровинские панно: "Северное сияние", "Постройка узкоколейки в тундре", "Торговое оживление на пристани в Архангельске", "Тюлений промысел на Белом море", "Фактория на Мурмане", "Монастырь на Печенге"... К работе над ними Коровин привлекал художников Сергея Васильевича Малютина и Николая Васильевича Досекина.

После выставки в Нижнем Новгороде панно перевезли в здание Ярославского вокзала в Москве, а затем - в Государственную Третьяковскую галерею.

В 1899 году К.А.Коровин оформляет павильон России на Всемирной выставке в Париже.  По поручению Великой княгини Елизаветы Федоровны Коровин делает проект кустарного отдела Русского павильона. Северные мотивы легли в основу всего комплекса построек Русского павильона.

Работу Константина Алексеевича Коровина на Парижской выставке высоко оценили в России и во Франции. Он удостоился двух золотых и девяти больших серебряных медалей. В начале 1901 года генеральный комиссар Русского отдела на Всемирной выставке В.Н.Тенишев преподнес художнику диплом на "пожалованный правительством Французской республики орден "Почетного легиона". В России "за хлопоты по устройству кустарного отдела" К.А.Коровин получил орден святого Станислава III степени и "высочайшую благодарность".

На склоне лет Константин Алексеевич  писал рассказы и воспоминания о своей жизни, друзьях, творчестве и путешествиях. Он оказался прекрасным рассказчиком, талантливым писателем. Коровин обладал простым, образным и метким языком художника. Его воспоминания входят в число лучших литературных работ русских художников XIX века. Среди них прекрасно написанные воспоминания о путешествиях по Северу. При его жизни они частично были опубликованы в эмигрантской газете "Возрождение" (рассказы "Самоед" - 1938, 28 января; "На Северной Двине" - 1939, 12 августа); 

Первые шаги Коровина в литературе относятся к 1914 году. Тогда вышли в свет два его очерка ; о Шаляпине и Левитане. В 1918 году художник лечился в Крыму, в санатории. Там он начал писать воспоминания о детстве.

В 1929 году Коровин публикует в парижской газете «Россия и славянство» очерк «Из моих встреч с А.П.Чеховым». Позднее появились на свет очерки Коровина о Врубеле и о себе. Затем он печатался в газете «Возрождение», журнале «Иллюстрированная Россия».

К июлю 1935 года Коровин закончил цикл очерков-воспоминаний «Моя жизнь». Но только в 1970 году они были напечатаны в нью-йоркской газете «Новое Русское Слово».

В мае 1938 года умер Федор Шаляпин. Коровин пишет очерк воспоминаний о своей дружбе с великим певцом. Получилась книга на 150 страниц под названием «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь». Он публикует её в 1939 году в издательстве при газете «Возрождение».

Однако литературные произведения Коровина после 1939 года оказались на Родине в забвении на целых тридцать лет. О нём мы знали, больше всего как о художнике. 


Примечание:
Биография художника и литератора,  отрывки из воспоминаний опубликованы в третьей книге «Через Котлас и далее…», составитель В.И.Плотников, Котлас, 2014 г. стр. 108 – 140.


Рецензии
Замечательно, Виталий, одновременно содержательно и эмоционально, волнительно для северянина. Интересен подобный очерк о Борисове и было бы интересно о путешествии Есенина с Ганиным на Соловки. Всех благ

Валентин Суховский   20.06.2018 14:54     Заявить о нарушении