Ч. 9 Стараемся музыкой на бульваре их развеселить

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/11/29/1166

Уехала из Севастополя и семья вице-адмирала Корнилова. Ехали в Николаев и в другие места к родственникам, о которых многие вспомнили впервые. Деньги на внеплановое путешествие были не у всех. Что говорить о нижних чинах, если даже младшие офицеры не имели материальной возможности отправить близких подальше от внезапно подступившей к порогу войны.

Прапорщик корпуса флотских штурманов Захар Анацатов написал родным, что смог отправить семью только в Симферополь. Доехать до Николаева стоило 200 рублей серебром, потом цены взлетели ещё выше. Вспомнились сразу московские таксисты и шабашники, которые стали ломить несусветные цены после теракта в аэропорту.

В такой же ситуации в Париже люди предлагали бесплатную помощь. Но это так, к слову. Себе прапорщик оставил 13 рублей. На эти деньги ему предстояло прожить зиму. Положение семей нижних чинов было, конечно, тяжелее.

Паника охватила всё русское население Крыма. Многие помещики бросали свои дома, имущество и всеми правдами и неправдами старались выбраться из Крыма. Они и распускали большинство панических слухов. Панические  настроения распространились даже на южные губернии.

«В Николаеве дух у многих упал, - докладывал генерал Кнорринг князю Меншикову, - потому что по большей части у них родственники в Севастополе, а многие имеют там имения, потерявши их – потеряют всё. Стараемся музыкой на бульваре их развеселить, не совсем удачно».

Попытался удрать из Симферополя и таврический гражданский губернатор генерал-лейтенант Пестель. Его примеру последовали горожане. Утром 10 сентября 1854 года из Симферополя двинулся огромный обоз во главе с губернатором – свыше 2500  повозок всех видов и размеров с женщинами, детьми и имуществом.

В пустом городе остались только небольшое число солдат, инвалидная команда, прибывшая партия рекрутов и с полсотни казаков. Местные татары занялись мародёрством и грабежами оставленных домов.

Узнав о случившемся, Меншиков отправил жандармов с приказом немедленно вернуть  губернатора и всех чиновников в город. Впоследствии остряки окрестили этот поход «городским пикником с губернатором».

Из Перекопа, где находились склады соли, разбежались все чиновники и жители. А в город тем временем прибывали за солью ничего не подозревавшие чумаки с подводами, шли транспорты с порохом, вещами и медикаментами для госпиталей, везли ядра и бомбы в Севастополь, гнали гурты скота для продовольствия войск.

Не зная, что делать дальше, не имея продовольствия для животных, возчики сбрасывали, где попало свой груз и налегке уезжали. Начались повальные грабежи и воровство.

Чтобы восстановить порядок, Меншиков в сентябре 1854 года назначил военным начальником северной части Крыма, от Симферополя до Перекопа, генерал-лейтенанта Богушевского.  Ему выделили два батальона резервной пехоты.

Генерал действовал быстро и решительно. По его приказу с пойманными бандитами не церемонились: после короткого разбирательства их расстреливали на месте. Волна убийств, грабежей и нападений сразу схлынула. До конца войны на Перекопе больше военное вмешательство не понадобилось.

Поползли слухи и по Севастополю, что дорога в Симферополь и дальше, к Перекопу, неспокойная, якобы татары нападают на проезжий люд, грабят. Слухам поверили, эвакуация на время прекратилась. На самом деле грабежами занимались шайки дезертиров и уголовников.

Продолжение http://proza.ru/2017/12/01/1361


Рецензии
Пока мирно, правили и зарплату получали, чуть что - в кусты. Хорошо, руководитель города! Мародерства, грабежи да убийства. Англичанам не нужно дальше наступать, сами себя перебьют. Страшные вещи.

Муса Галимов   20.11.2021 20:56     Заявить о нарушении
О таком старались не писать.

Владимир Врубель   20.11.2021 21:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.