Валера Самсонов ТелеСценарист. Три звездочки. 22

              ***
Кирилл Сергеевич Столяров (остряки называли его "Столяров-средний") переделал подвал обычного дома в Филях в помещение фонда имени его выдающегося отца. Здесь в 90-е годы мы и снимали передачи цикла "Актеры и судьбы". Кирилл был ведущим, а я писал ему тексты и общался с артистами. Сюда, в уютный подвальчик привозили уже очень старую но замечательную Нину Афанасьевну Сазонову, сюда энергично вбегал очень серьезный и умный Леонид Куравлев (совсем не комик, ох не комик!), здесь же мы писали и Ларису Лужину.
                ***
Кирилл пытался разговорить Лужину по поводу её взаимоотношений с Владимиром Высоцким. Но актриса откровенничать не хотела. И почему-то всё время говорила о Тихонове, с которым снималась в фильме Ростоцкого "На семи ветрах". Я тогда даже решил, что роман у неё был именно с Тихоновым, а не с Высоцким...
                ***
Во время этой обычной и довольно скучной съемки с Лужиной - была рассказана одна история. В фильме "На семи ветрах" Тихонов играет на пианино и поет задушевным речитативом. Тот, кто хоть раз видел картину, никогда не забудет этого пения. Но петь будущий Штирлиц не хотел. Он говорил, что у него плохо со слухом, что у него нет голоса и играть он не умеет. Тогда к нему подошел режиссер Станислав Ростоцкий, шепнул на ухо какие-то слова, буквально одно или два.
После этого великий артист чуть кивнул, подошел к инструменту, сел и спел так, что делать второй дубль уже никто не пожелал.
Очень интересный вопрос:
- Что же такого сказал режиссер Ростоцкий Тихонову?!
Кстати, Тихонов не только поет эту песню в фильме сам, но и на инструменте играет тоже сам актер, и это может подтвердить вся съемочная бригада.
(На фото к звездочкам - Кирилл Сергеевич Столяров)



____________________
ТРИ  ЗВЕЗДОЧКИ  (в продолжение: выкладываю с согласия Валеры - собрание его авторских мыслей и цитат. Каждая цитата, или группа цитат будет на странице под личным номером для удобства читателей, название сборника цитат "Три звездочки")
____________________
P/S          «Три звездочки» - собрание мыслей, цитат, оговорок, примет времени, анекдотов, фактов, острых словечек и фраз. Они собирались мною в течение всей моей жизни. Эти записаны в 92-ом году. Если интересно, читайте…" (Валера Самсонов).




Википедия:
Кири;лл Сергеевич Столяро;в (28 января 1937, Москва — 11 октября 2012, там же) — актёр театра и кино, телеведущий. Член КПСС с 1971 года[1].
иография[править | править вики-текст]
Кирилл Столяров родился 28 января 1937 года в Москве в семье известного актёра Сергея Столярова.


Могила Сергея и Кирилла Столяровых на Ваганьковском кладбище Москвы.
Кирилл пошёл по стопам отца и поступил во ВГИК. Ещё во время учёбы Кирилл Столяров снялся в четырёх фильмах: «Сердце бьется вновь», «Повесть о первой любви», «Сверстницы», «Человек человеку». После окончания ВГИК были фильмы «Им было девятнадцать», «Жизнь сначала», «Последние залпы», «Спроси своё сердце», «Пётр Рябинкин».

С 1959 года Кирилл Столяров работал в Театре-студии киноактёра. Помимо работы в театре и кино много гастролировал с концертами, подготовил несколько сольных программ, в которых читал стихи С. А. Есенина. В 1972 году в фильме «А зори здесь тихие» сыграл своего отца. В конце 1980-х годов Столяров был назначен главным режиссёром Театра-студии киноактёра.

С 1991 года стал работать на телевидении, где в качестве автора и ведущего подготовил цикл передач «Актёры и судьбы» о выдающихся артистах отечественного кино, а также вёл рубрику «Минувшее» о лучших исторических фильмах, цикл программ «Андреевский флаг», приуроченный к 300-летию русского флота, программу «Новый иллюзион».

Кирилл Сергеевич Столяров являлся советником руководителя Федеральной службы телевидения и радио России, президентом культурно-просветительного фонда имени Сергея Столярова. Фонд помогает актёрам, находящимся на пенсии. Фондом была создана обширная программа по возрождению памятников русской книжности, в рамках которой были восстановлены и переизданы редчайшие и ценнейшие раритетные издания из библиотеки царской семьи. Задачей проекта была популяризация и доступность этих бесценных изданий библиофилам, исследователям и интересующимся читателям в библиотеках страны. Восстановлено множество миниатюр из Лицевого и Летописного жития преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, из практически утраченной книги. Так же были выпущены аудио-версии бесценных книг, цикл телевизионных познавательных программ и радио-передач. Создана программа возрождения русской культуры для школьников, в рамках которой в учебные заведения раздавались комплекты классических российских фильмов высочайшего художественного и культурного качества, замещенных малограмотным зарубежным массовым продуктом.

Умер поздним вечером 11 октября 2012 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Семья[править | править вики-текст]
отец — Столяров, Сергей Дмитриевич
мать — Ольга Борисовна Константинова
жена — Нина Феодосьевна Головина
сын — Столяров, Сергей Кириллович
дочь — Екатерина Кирилловна Столярова
Признание и награды[править | править вики-текст]
Творчество[править | править вики-текст]
Роли в театре[править | править вики-текст]
«Иван Васильевич» М. А. Булгакова
Фильмография[править | править вики-текст]
1947 — Голубые дороги — ученик в классе
1956 — Сердце бьётся вновь… — Павел Петрович Балашов, солдат
1957 — Повесть о первой любви — Митя Бородин
1958 — Человек человеку — ведущий
1959 — Сверстницы — Юрочка
1960 — Им было девятнадцать — Анатолий Бесков
1960 — Последние залпы — Иржи, чех
1961 — Жизнь сначала — Коля Лебедев
1964 — Секретарь обкома — Виталий Птушков
1964 — Спроси своё сердце — Фёдор Коржавин
1965 — Да здравствует Республика! — Саша (нет в титрах)
1966 — Нет и да
1967 — Таинственный монах — Рыжов
1968 — Наш дом на земле
1970 — Когда расходится туман — Геннадий Дьяконов, бакенщик, браконьер
1970 — Морской характер — лейтенант, морской пехотинец
1972 — А зори здесь тихие — Сергей Дмитриевич Столяров
1972 — Пётр Рябинкин — лейтенант Черных, командир взвода Сибирской дивизии
1976 — Голубой портрет — Валентин, отец Тани
1976 — Обелиск — немецкий офицер
1979 — Белая мазурка — Пётр Бардовский
1980 — Корпус генерала Шубникова
1980 — Линия жизни — Полынов
1980 — Такие же, как мы
1981 — Портрет жены художника — Николай Петрович
1986 — Рысь возвращается — браконьер
1991 — Кровь за кровь — Афанасьев
1992 — Чёрный квадрат — Абрикосов



______________________



Лари;са Анато;льевна Лу;жина (род. 4 марта 1939, Ленинград, СССР) — советская и российская киноактриса. Народная артистка РСФСР (1989).
Биография[править | править код]
Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде.

Отец: Анатолий Иванович. Мать: Евгения Адольфовна. Старшая шестилетняя сестра умерла от голода во время блокады Ленинграда, от осколочного ранения погибла бабушка.

Лариса с мамой пережили блокаду: когда была открыта «Дорога жизни», их по Ладоге эвакуировали в город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.

После войны Лужины поселились в Таллине, где Лариса начала заниматься в школьном драмкружке, которым руководил артист Русского драматического театра Иван Данилович Россомахин. Вместе с Ларисой учились будущие актёры Виталий Коняев, Владимир Коренев, Игорь Ясулович. Спектакли, поставленные под руководством Ивана Даниловича, показывали не только на школьной, но и на профессиональной сцене. Именно тогда Лариса решила стать актрисой[1]. Окончив школу, Лариса поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, но провалилась на экзамене. Прийти в кино ей помог случай: в 1959 году Ларису, напротив дома которой находились павильоны Таллинской киностудии, прямо с улицы пригласили на небольшую роль певицы ночного кабаре в снимавшемся тогда фильме «Незваные гости». После выхода фильма на экран режиссёр «Ленфильма» Герберт Раппопорт предложил поступившей в 1960 году на актёрский факультет ВГИКа Лужиной одну из главных ролей в картине «В дождь и в солнце», ставшей началом профессиональной работы в кинематографе.

Когда режиссёр С. И. Ростоцкий, готовившийся к съёмкам фильма «На семи ветрах», искал кандидата на роль Светланы, знаменитый С. А. Герасимов, на курсе которого занималась Лариса Лужина, порекомендовал её на эту роль, впоследствии принесшую молодой актрисе огромную известность и любовь зрителей.

В 1962 году на кинофестиваль в Канны советская делегация отправилась с картиной «На семи ветрах». Вместе с ведущими режиссёрами отечественного кинематографа Сергеем Герасимовым, Станиславом Ростоцким, Львом Кулиджановым, Юлием Райзманом поехали и молодые актрисы Лариса Лужина и Инна Гулая. Из Таллинского дома моделей Ларисе, по старой памяти, прислали два вечерних платья. На Фестивале произошёл случай, чуть было не стоивший Ларисе дальнейшей карьеры. На приёме один из присутствующих предложил ей станцевать твист. Когда Лариса вернулась в Советский Союз, на столе у министра культуры Фурцевой уже лежал французский журнал Paris Match с фото Лужиной и заголовком «Сладкая жизнь советской студентки». Разгневанная Фурцева вычеркнула «неприличную» актрису из дальнейших поездок. Сергей Апполинарьевич Герасимов пришёл на приём к министру и заявил: «Это моя ученица, я ей разрешил танцевать». После этого Лариса Лужина поехала на кинофестиваль в Чехословакию, Карловы Вары, после чего побывала в Швеции, Польше и Иране.

В 1960-е годы Лариса Лужина в фильмах, снятых киностудиями СССР и ГДР, создала галерею образов романтических девушек, затем на смену лирическим героиням пришли более сложные и драматичные образы русской женщины. В 1965 году режиссёр студии «ДЕФА» Иоахим Хюбнер увидел её в картине «На семи ветрах» и пригласил для съёмок в многосерийном фильме «Доктор Шлюттер». Лужина сыграла сразу две главные роли: антифашистку Еву и её дочь Ирэну, которая после гибели матери продолжает борьбу в антигитлеровском подполье. За время работы в ГДР Лариса Лужина снялась в шести картинах, в том числе двух многосерийных. Именно в ГДР актриса впервые сыграла роли из русской классики — Марью Николаевну в «Вешних водах» (1968) и Варвару Павловну в «Дворянском гнезде» (1969), поставленных по произведениям И. С. Тургенева. Немецкие зрители высоко оценили работу Ларисы Лужиной: по опросу одного из журналов, она была признана популярнейшей актрисой в ГДР. Вскоре ей были присуждены Национальная премия Германии и дважды премия «Золотой лавр телевидения».

В 1966 году Лариса снялась в приключенческом фильме Станислава Говорухина про альпинистов «Вертикаль». На съёмках этого фильма она познакомилась с Владимиром Высоцким. Тогда же, в 1960-х годах, Лужина стала прототипом персонажа его песни «Она была в Париже».

После «Вертикали» Лариса много снималась. Её героини были всегда женственными, лиричными, обаятельными, но при этом сильными и мужественными. Среди наиболее известных её работ — роли в психологической мелодраме «Главный свидетель», героико-приключенческом фильме «Золото», спортивной драме «Гонщики», мелодраме «Настенька», киноповести «Небо со мной», биографическом фильме «Четвёртая высота». В 1976 году Лариса Лужина сыграла в картине «Так начинается легенда» мать Юрия Гагарина, Анну Тимофеевну. Для того чтобы войти в роль, Лариса съездила в Гжатск и познакомилась с мамой первого космонавта. Лариса Анатольевна вспоминает: «Она встретила меня очень тепло. Жила она в небольшом каменном одноэтажном домике, который ей построили. В старом доме с маленьким садиком устроили Музей, который в принципе Анна Тимофеевна и содержала: принимала туристов, проводила экскурсии, убирала, мыла. Обычная, простая русская женщина. Я хотела запомнить её жесты, манеру поведения. Потом на съёмках мне это всё пригодилось».

C 1964 года — актриса Театра-студии киноактёра.

Преподаёт актёрское искусство в Московской детской академии народного художественного творчества «Россия» при Департаменте образования Правительства Москвы. Лариса Анатольевна долгое время входила в состав правления ЦДРИ, является председателем женского клуба «Сударыня».

После распада Советского Союза Ларису Лужину перестали приглашать в кино, закрылся Театр Киноактёра. Заняв у знакомого небольшую сумму денег, Лужина сделала спектакль «Театральный анекдот», с которым ездила по России.

В последние годы Лариса Лужина сыграла несколько ролей в телевизионных сериалах «Нет спасения от любви», «Юнкера». В сериале «Охота на изюбря» она сыграла судью. В 2006 году на экраны вышел сериал «Любовь как любовь». Лариса Лужина и Сергей Никоненко сыграли в нём роли Платона и Татьяны Лобовых. Критики отмечают достоверность, с которой актёры изображают своих героев.

28 июня 2005 года Лужина в числе 50 представителей общественности подписала «Письмо в поддержку приговора бывшим руководителям ЮКОСа»[2]. 6 февраля 2012 года была официально зарегистрирована как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Путина.

Живёт в районе Крылатское г. Москвы[3].

Семья[править | править код]
Первый муж — Алексей Чардынин, кинооператор.
Второй муж — Валерий Шувалов, кинооператор.
Сын — Павел Валерьевич Шувалов, звукорежиссёр киностудии «Мосфильм».
Третий муж — Владимир Гусаков, актёр.
Четвёртый муж — Вячеслав Матвеев, администратор.
Награды и звания[править | править код]
1965 — Лауреат Национальной премии ГДР «Золотая ветвь телевидения ГДР» за роли в сериале «Доктор Шлюттер»
1989 — Народная артистка РСФСР.
Награждена медалью «За трудовое отличие».
орден Дружбы (2009)[4]
Фильмография[править | править код]
1959 — Незваные гости — певица кабаре
1960 — В дождь и в солнце — Лиззи
1960 — Человек не сдаётся — Люба
1961 — Приключения Кроша — Зина
1961 — Человек идёт за солнцем — Ленуца, работница парка
1962 — На семи ветрах — Светлана Ивашова
1963 — Тишина — Нина
1963 — Штрафной удар — телеведущая
1964 — Большая руда — Вера
1965 — Доктор Шлюттер (ГДР) — Ева / Ирен, дочь Евы
1965 — Преемник — Лило Рохман
1966 — Вертикаль — Лариса
1966 — Нет и да — Аня
1967 — Встречи — Татьяна
1968 — Любовь Серафима Фролова — Анфиса
1969 — Вешние воды — Мария Николаевна
1969 — Главный свидетель — Варвара
1969 — Дворянское гнездо — Варвара Павловна
1969 — Золото — Матрёна Рубцова, знатная животноводка из колхоза «Красный пахарь»
1971 — Путина — Лиля
1972 — Гонщики — Люся Кукушкина
1973 — Жизнь на грешной земле — Мария Макшеева
1973 — Исполнение желаний — Варвара Николаевна
1973 — Настенька — Настя
1974 — Кыш и Двапортфеля — мама Алёши
1974 — Небо со мной — Надежда Грибова
1974 — Совесть — Нина Александровна Карнацкая
1975 — Роса — мать Троши
1975 — Ярослав Домбровский — Елизавета Дмитриева
1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — жена Ивана Гаврилова
1976 — Жить по-своему — Зоя
1976 — Самый красивый конь — мама Игоря Пономарёва
1976 — Так начиналась легенда — Анна Тимофеевна Гагарина
1977 — Долг — Галинка, жена казака Трифона
1977 — Четвёртая высота — мама Гули Королёвой
1978 — Встреча в конце зимы — Анна Фёдоровна Губарева
1978 — Расмус-бродяга — фру Бьёрисон
1978 — Артём — Александра Валерьяновна Мечникова
1979 — С любимыми не расставайтесь — Миронова
1979 — Сыщик — Таисия
1982 — Год активного солнца — Лида
1982 — Полигон — Антонина Павловна
1983 — Признать виновным — мать Виктора
1983 — Срок давности — женщина в меховой горжетке
1984 — Хроника одного лета — Тамара Колесникова
1985 — Внимание! Всем постам… — Ольга Ивановна Кольцова
1986 — Железное поле — Анна Илларионовна Капустина
1986 — Земля моего детства — Антонина Сергеевна
1986 — Тайны мадам Вонг — фрау Шульц
1992 — Виновата ли я… — Паша
1992 — Непредвиденные визиты — Ольга Григорьевна
1992 — Трактористы 2 — Марковна
1992 — Цена сокровищ — Тилли
1995 — Тихий ангел пролетел…
1996 — Третий сын
2000 — Дом для богатых — Марина Михайловна
2001 — Курортный роман
2001 — Ночь на кордоне — учительница Дарья Петровна
2001 — 2003 — Тайны дворцовых переворотов — Прасковья Долгорукова
2002 — Светские хроники — Раиса Валерьяновна
2003 — Амапола — Антонина Антоновна
2003 — Нет спасения от любви — Наталья Яковлевна
2003 — Прощальное эхо — доктор в женской консультации
2004 — О любви в любую погоду — работница сосисочной фабрики
2005 — Казус Кукоцкого — учительница Тани
2005 — Охота на изюбря — Баланова, судья
2006 — Юнкера — Лидия Васильевна, сестра генерала Анчутина
2006 — Мой ласковый и нежный мент — Нина Павловна Петрова
2006 — Под Большой Медведицей — эпизод
2006 — Любовь как любовь — Татьяна Лобова
2007 — Возвращение Турецкого — Валентина Денисовна, тётя Турецкого
2007 — Дар Божий — тётя Сима
2007 — Май — Вера Петровна
2007 — 2009 — Повороты судьбы — Тая
2008 — Срочно в номер — Наталья Сергеевна, домработница нумизмата
2009 — Аннушка — Нина Ильинична, учительница
2010 — Судмедэксперты — Галина Семёновна Иорданцева
2010 — Счастье по контракту — мама Сергея Одинцова
2010 — Маруся — Тамара Береговая
2010 — Сердце Марии — Василиса Потаповна
2011 — Лесное озеро — Василиса Сергеевна
2011 — Улыбка судьбы — Надежда Павловна
2012 — Любовь без страховки — мама Кати
2012 — Охота на гауляйтера — Мария Архипова
2012 — Развод — Регина
2012 — Роковая любовь Саввы Морозова — Мария Фёдоровна Морозова
2012 — Стервы
2013 — Дождаться любви — Вера Петровна
2014 — Если ты не со мной — Тая


________________


Вячесла;в Васи;льевич Ти;хонов (8 февраля 1928, Павловский Посад — 4 декабря 2009, Москва) — советский и российский актёр театра и кино.

Герой Социалистического Труда (1982). Народный артист СССР (1974). Лауреат Ленинской премии (1980) и Государственной премии СССР (1976). Член КПСС с 1976 года.
Биография[править | править код]
Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года в городе Павловский Посад Московской области. Отец, Василий Романович, работал механиком на ткацкой фабрике, мать, Валентина Вячеславовна, была воспитателем в детском саду. Семья жила в большом двухэтажном деревянном доме вместе с дедом и бабушкой. Любимыми школьными предметами Вячеслава были математика, физика и история[5]. В юности Тихонов сделал себе татуировку на руке в виде слова «Слава», которую ему приходилось скрывать на съёмках в течение всей последующей жизни[6].

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, в школе, где учился Тихонов, разместился военный госпиталь. Вячеслав в возрасте 13 лет пошёл в ремесленное училище, где учился на токаря. После этого поступил на военный завод, где работал по полученной специальности. Вечерами после работы он ходил с друзьями в кинотеатр «Вулкан» смотреть героические картины. Любимые герои: Чапаев — Борис Бабочкин, Александр Невский — Николай Черкасов; актёры Михаил Жаров и Пётр Алейников[5].

Тихонов втайне от родителей мечтал о карьере киноактёра, а родители видели в нём инженера или агронома. В 1944 году Вячеслав поступил на нулевой курс Автомеханического института. В 1945 году он попытался поступить во ВГИК. Сначала его не приняли туда, но уже после завершения вступительных экзаменов профессор ВГИКа Борис Бибиков зачислил Тихонова к себе на курс. В годы учёбы во вузе состоялся его актёрский дебют в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», где он сыграл роль Володи Осьмухина. Премьера состоялась осенью 1948 года[5].

Во время учёбы женился на Нонне Мордюковой. В 1950 году Тихонов с отличием окончил ВГИК, мастерскую Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой, и поступил работать в театр-студию киноактёра. 28 февраля 1950 года родился его сын Владимир, будущий киноактёр.

Творческий импульс Тихонову дал фильм «Молодая гвардия». В отличие от большинства актёров-молодогвардейцев, после 1948 года почти 10 лет не получал в кино интересных ролей[7]. Режиссёры использовали главным образом эффектные внешние данные Тихонова, не стремясь выявить актёрский потенциал. За эти годы актёр смог заявить о своём даровании в театре, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Э. П. Гариным в Театре-студии киноактёра.

В 1957 году Тихонов становится актёром ЦКДЮФ имени М. Горького. В этом же году на киноэкраны вышел фильм С. И. Ростоцкого «Дело было в Пенькове», где Вячеслав сыграл роль тракториста Матвея Морозова. Эта роль принесла актёру зрительское признание[5].

В фильме режиссёра Виктора Ивченко «Ч. П. — Чрезвычайное происшествие» (1958) актёр сыграл одесского матроса Виктора Райского, весёлого и бесшабашного парня, который становится настоящим героем в схватке с захватившими танкер чанкайшистами.

После этих кинокартин в Тихонова поверили режиссёры, и за короткий срок ему был предложен ряд значительных, разноплановых ролей в фильмах: Станислава Ростоцкого «Майские звёзды» (1959) и «На семи ветрах» (1962), Е. И. Ташкова — «Жажда» (1959), М. А. Швейцера — «Мичман Панин» (1960), Л. Д. Лукова — «Две жизни» (1961), С. И. Самсонова — «Оптимистическая трагедия» (1963). В фильме «Жажда» Тихонов впервые примерил форму немецкого офицера и роль советского агента — он играл разведчика, заброшенного в немецкий тыл во время войны.

Во второй половине 1960-х годов Тихонов сделал большой шаг к вершинам актёрского мастерства — была сыграна роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Роль потребовала от актёра полной самоотдачи, и Тихонов, подобно всем участникам съёмок, работал с неимоверным напряжением сил[5].

Затем актёр с удивительной достоверностью сыграл учителя Мельникова в фильме Ростоцкого «Доживём до понедельника». Скромный, честный, порядочный учитель истории покорил зрительскую аудиторию.


Леонид Броневой в роли Мюллера и Вячеслав Тихонов в роли Штирлица
в телесериале Татьяны Лиозновой
«Семнадцать мгновений весны», 1973 год
В 12-серийном художественном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» Тихонов сыграл самую известную свою роль — разведчика Исаева-Штирлица, работающего весной 1945-го в логове фашистской Германии. Актёрская удача Тихонова принесла ему невиданную популярность. Показ фильма, снимавшегося с 1969 по 1972 год, должен был начаться ко Дню Победы, в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям, из-за визита советского лидера Л. И. Брежнева в ФРГ. Первую серию картины зрители увидели 11 августа 1973 года. Это был самый триумфальный год в кинокарьере Тихонова. Примечательно, что сам актёр накрепко привязавшийся к нему на всю оставшуюся жизнь образ Штирлица с собой не ассоциировал. По воспоминаниям дочери Анны, в ответ на очередное: «Ой, Штирлиц!» — Тихонов говорил: «Да, иногда меня так называют». А чаще: «Нет, вы меня с кем-то перепутали». С этим многосерийным фильмом, ставшим культовым далеко за пределами СССР, съёмочная группа во главе с Тихоновым и Лиозновой объездила многие страны мира. Гонорар за роль Штирлица составил 5500 советских рублей, без каких-либо последующих выплат[8]. К выпуску в мае 2009 года раскрашенной версии фильма 81-летний Тихонов отнёсся резко негативно, сказав, что ни к нему, ни ко всей творческой группе это не имеет почти никакого отношения[9].


Вячеслав Тихонов на съёмках фильма «Фронт в тылу врага». ГДР, Ордруф, 39-я гв. мсд, 1980 год
Осенью 1974 года актёр появился на экране в роли майора НКВД Млынского в картине «Фронт без флангов» (на фоне ошеломляющего успеха «Мгновений» фильм в прокате не блистал), а затем на несколько лет наступило затишье[5].

Похожую на Штирлица роль, но не рядового, а руководящего сотрудника советских спецслужб актёр через 10 лет исполнил в телесериале «ТАСС уполномочен заявить…» по роману того же Юлиана Семёнова, окончательно укрепив свой образ образцового «советского разведчика». До этого, в 1977 году, Тихонов снялся в главной роли в фильме С. И. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо» — гуманистической картине о сострадании и человеческой жестокости по отношению к ближним и братьям нашим меньшим. «Из-за закрытых дверей кинозала было слышно, как плачут зрители», — характеризует биограф реакцию потрясённой публики[5].

В 1978 году актёр в первый и единственный раз снялся в комедийном фильме «По улицам комод водили» режиссёра Марка Генина, где сыграл роль хозяина комода.

Во второй половине 1970-х годов Тихонову было доверено читать на телевидении текст от автора в документальной трилогии «Малая земля» по мемуарам генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, об этом просил сам советский руководитель[10], окончание книги «Воспоминания» он читал во время похорон Брежнева в ноябре 1982 года.

С 1989 по 2009 гг. — художественный руководитель ТПС «Актёр кино»[11].

Конец 1980-х — начало 1990-х годов, на смене эпох, оказались непростыми для Тихонова. Перестройка пришлась ему не по душе, идеалы, в которые он верил, были растоптаны. Знаковых ролей у актёра в этот период не было. По свидетельству режиссёра Сергея Соловьёва, Тихонов «не принял новое время, отказался вести актёрскую мастерскую во ВГИКе». Снялся во второстепенной, но запоминающейся роли в фильме «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова, в телесериале «Зал ожидания» Дмитрия Астрахана, в фильме «Берлинский экспресс». Однако настоящего удовлетворения от съёмок уже не получал, отмечает биограф Наталия Корнеева, кардинальная смена духовных ценностей в обществе вызывала у него сильнейший внутренний дискомфорт[5]. По воспоминаниям дочери Анны, продюсеры и режиссёры предлагали артисту воплощать на экране образы проворовавшихся шулеров, разнузданных депутатов, спившихся генералов. От этих предложений Тихонов наотрез отказывался[9].

В 1998 году заметным событием стал фильм-гротеск Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы», где Тихонов в компании Михаила Ульянова и Олега Ефремова снялся в роли ветерана-фронтовика, шокированного происходящим в новой России и улетающего с боевыми друзьями за штурвалом на самолёте, который неизвестно куда проследовал, где и когда приземлился. Ещё одна сильная роль 1990-х годов, которую отмечают критики, — в фильме Дмитрия и Игоря Таланкиных «Бесы» по роману Ф. М. Достоевского, где актёр предстал в образе Тихона.

В 2005 году по просьбе дочери снялся в фильме своего зятя, режиссёра Н. Вороновского «Глазами волка».

Последним появлением Тихонова на экране стала роль Бога в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» (2006).

Когда в 2008 году начал сниматься телесериал «Исаев» о молодости Штирлица, режиссёр Сергей Урсуляк размышлял о том, чтобы пригласить 80-летнего Тихонова на роль отца Исаева. Однако учитывая сложное отношение самого Вячеслава Васильевича к роли Исаева-Штирлица, а также желая, чтобы в памяти зрителей актёр остался в хрестоматийном образе, режиссёр в конце-концов отказался от этой идеи[12]. Незадолго до кончины Тихонов застал премьеру сериала по телевидению, которая состоялась в октябре 2009 года. Об исполнении роли молодого Исаева актёром Даниилом Страховым Тихонов в интервью «Комсомольской правде» сказал, что молодой артист, хотя советов и не спрашивал, но на него похож, и это приятно[12][13][14].

Личная жизнь[править | править код]
Первым браком актёр был женат на актрисе Нонне Мордюковой (с которой прожил 13 лет, до 1963 года). В браке родился сын Владимир (1950—1990).

Вторая жена актёра, с 1967 года, Тамара Ивановна (род. 1944), окончила филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, по специальности преподаватель французского языка, работала в ВО «Совэкспортфильм»[15]. С Тамарой артист познакомился на озвучивании главной роли во французском фильме «Мужчина и женщина», поженились во время съёмок картины «Доживём до понедельника»[16]. В этом браке, продолжавшемся 42 года, родилась дочь Анна (род. 5 июля 1969), после окончания ВГИКа ставшая актрисой и продюсером. Дети Анны Тихоновой от брака с режиссёром Николаем Вороновским — близнецы Вячеслав и Георгий родились в июне 2005 года[17].

Ближайшими друзьями Тихонова были режиссёры Станислав Ростоцкий и его сын Андрей, с которыми Тихонов любил ездить на рыбалку, семья директора киностудии им. Горького Григория Рималиса, шахматный гроссмейстер Лев Полугаевский. В 1960-е годы Тихонов дружил с разведчиком-нелегалом Кононом Молодым, это общение помогло ему в работе над ролью Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны», где огромное значение имели немые сцены, крупный план и игра глаз. Именно у ветерана нелегальной разведки Молодого Тихонов подметил погружённые в тяжёлые раздумья, полные сосредоточенности, печали, тоски по родине и оставшейся там семье глаза[18][19].

В начале 1990-х годов Тихонов приобрёл дачу на Николиной Горе на берегу Москвы-реки, которая до конца жизни оставалась его любимым местом отдыха[15]. С лёгкой руки журналистов актёра в этот период жизни прозвали Великим Отшельником[5].

Тихонов интересовался футболом, болел за московский «Спартак»[20]. Являлся членом редакционного совета журнала «Детектив и политика».

Болезнь и смерть[править | править код]

Памятник на могиле Тихонова на Новодевичьем кладбище. 10 июня 2013 года
В 2002 году актёр перенёс инфаркт миокарда[21].

В мае 2007 года Тихонов был госпитализирован после неудачного падения и в связи с жалобами на боли в сердце[22]. В марте 2008 года ему сделали несложную операцию в Центральной клинической больнице[23].

28 ноября 2009 года актёр был госпитализирован в ЦКБ[17][24]. 3 декабря его прооперировали (сделали операцию на сосудах)[25][26][27]. Хирургическое вмешательство прошло нормально, врачи надеялись на лучшее. Однако состояние становилось всё более тяжёлым. У артиста отказали почки, его пришлось подключить к аппарату гемодиализа, а затем и к аппарату искусственной вентиляции лёгких[28]. По мнению лечащего врача артиста, кардиолога А. Леонова, «свою роль сыграли и одиночество актёра, и отсутствие должного ухода»[29].

4 декабря 2009 года в 15:35 по Москве на 82-м году жизни Тихонов скончался[30][31].

Соболезнования семье Тихонова выразили, в числе других, Президент России Д. А. Медведев[32][33], президент Белоруссии А. Г. Лукашенко[34] и Председатель Правительства России В. В. Путин[35].

8 декабря 2009 года состоялось отпевание Вячеслава Тихонова в Храме Христа Спасителя[36][37], а в Доме кино после этого прошла гражданская панихида[38]. В этот же день актёр был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10)[39][40].

Память[править | править код]
31 мая 2013 года на могиле актёра установлен монумент работы скульптора Алексея Благовестнова. В памятнике отразилась многогранность таланта Тихонова. Бронзовая фигура располагается перед рельефом на евангельский сюжет «Поклонение волхвов», на котором изображены более 30 библейских персонажей[41].

На здании лицея № 2 (бывшей школы № 1, в которой учился актёр), ныне носящего его имя[42], в Павловском Посаде установлена мемориальная доска.

В 2018 году планируется открытие памятника в Павловском Посаде в честь 90-летия со дня рождения артиста[43].

Именем Вячеслава Тихонова названо морское судно геофизической разведки судоходной компании «Совкомфлот» (спущено на воду в августе 2011, флаг поднят 16 сентября 2011 года)[44][45].

Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
«Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца — Медведь
«Попрыгунья» А. П. Чехова — Рябовский
Фильмография[править | править код]
Год Название Роль
1948 ф Молодая гвардия Володя Осьмухин
1950 ф В мирные дни Гриневский, матрос-торпедист
1951 ф Тарас Шевченко представитель петербургской молодёжи
1952 ф Максимка Александр Иванович Горелов, лейтенант
1954 ф Об этом забывать нельзя студент Ростислав Данченко
1955 ф Звёзды на крыльях Олекса Лавринец, курсант Военно-морского училища лётчиков
1956 ф Сердце бьётся вновь… Леонид Васильевич Голубев, врач-терапевт, капитан
1957 ф Дело было в Пенькове Матвей Морозов, тракторист
1958 ф Ч. П. — Чрезвычайное происшествие Виктор Андреевич Райский, матрос-моторист
1959 ф Майские звёзды Андрей Рукавичкин, лейтенант
1959 ф Жажда Олег Безбородько, лейтенант
1960 ф Мичман Панин Василий Панин, мичман
1961 ф Две жизни Сергей Александрович Нащёкин, князь, офицер
1962 ф На семи ветрах Вячеслав Павлович Суздалев, капитан
1963 ф Оптимистическая трагедия Алексей, матрос-анархист
1965 ф Герой нашего времени Печорин (дублирование Владимира Ивашова)
1966 ф Бэла Печорин (дублирование Владимира Ивашова)
1967 ф Война и мир Андрей Болконский, князь
1967 ф Зося дублирование Юрия Каморного
1968 ф Доживём до понедельника Илья Семёнович Мельников, учитель истории
1969 ф Семейное счастье Капитонов
1970 ф Карусель хозяин дома
1970 ф Один из нас шпион Келлер (дублирование Николая Гринько)
1971 ф Человек с другой стороны Виктор Крымов
1971 ф Егор Булычов и другие Павлин
1971 ф Держись за облака Владимир Севастьянов (дублирование Гунара Цилинского)
1973 с Семнадцать мгновений весны штандартенфюрер Штирлиц
1973 мф Аврора (озвучивание Композитор)
1974 ф Фронт без флангов Иван Петрович Млынский, майор
1974 ф Повесть о человеческом сердце текст от автора
1975 ф Белый клык (Zanna Bianca, Италия — Франция) дублирование
1975 ф Они сражались за Родину Николай Стрельцов
1976 ф …И другие официальные лица Константин Павлович Иванов
1977 ф Белый Бим Чёрное ухо Иван Иванович Иванов, писатель, хозяин Бима
1977 мтф Диалог Александр Александрович Ершов
1977 ф Фронт за линией фронта Иван Петрович Млынский, майор, полковник
1978 ф По улицам комод водили хозяин комода
1979 док Профессия — киноактёр камео
1981 тф Отпуск за свой счёт закадровый текст
1982 ф Низами Низами (дублирование Муслима Магомаева)
1982 ф Фронт в тылу врага Иван Петрович Млынский, полковник
1982 ф Европейская история Петер Лоссер
1984 с ТАСС уполномочен заявить… Константин Иванович Константинов, генерал КГБ
1985 ф Битва за Москву закадровый текст
1986 ф Приближение к будущему Лунин
1987 ф Апелляция Дмитрий Васильевич Плотников
1987 тф Нетерпение души Пантелеймон Николаевич Лепешинский
1987 ф Наездники (киноальманах) отец, «Теоретик»
1988 ф Убить дракона Шарлемань, архивариус
1989 ф Любовь с привилегиями (Городские подробности) Константин Гаврилович Кожемякин
1991 ф Призраки зелёной комнаты Мартин Чиверел
1991 ф Виват, гардемарины! закадровый текст
1992 ф Бесы Тихон, архиерей на покое
1992 ф Жрецы и алтари Имя персонажа не указано
1992 ф Гардемарины III закадровый текст
1993 ф Несравненная Холев
1993 ф Провинциальный бенефис Иван Семёнович Великатов
1993 ф Кодекс бесчестия бухгалтер Чугунов
1994 ф Бульварный роман Станислав Васильевич Кандинский
1994 ф Утомлённые солнцем Всеволод Константинович
1994 ф Кодекс молчания 2: След чёрной рыбы полковник Агаев (дублирование Расима Балаева)
1995 ф Авантюра камео
1996 ф Милый друг давно забытых лет… Фёдор Фёдорович, отец Маши и Зины
1998 с Зал ожидания директор детдома Михаил Борисович Зайцев
1998 ф Сочинение ко Дню Победы Лёвка Моргулис
2000 тф Мой деда самых честных правил (137 выпуск «Ералаша») Дедушка
2001 ф Берлинский экспресс Георгий Астахов
2005 ф Глазами волка старик-учёный
2006 ф Андерсен. Жизнь без любви Бог
Фильмы о Вячеславе Тихонове[править | править код]
О творчестве и жизни актёра был снят ряд документальных фильмов:

«Профессия — киноактёр» (1979, режиссёр Станислав Ростоцкий).
«Мгновения Вячеслава Тихонова» (1998, телеканал «ОРТ», режиссёр Юрий Малюгин).
«Семнадцать мгновений Славы» (2003, телеканал «ТВС», режиссёр Светлана Николаева, продюсер Анна Тихонова).
«Последний герой уходящей эпохи» (2006, телеканал «Россия», режиссёр Сергей Садовский).
«Воздух вдохновения» (2008, телеканал ТВ Центр, режиссёр Елена Николаева, продюсер Анна Тихонова, производство студии «Актёр кино»).
«В гости к Вячеславу Тихонову» (премьера 9 февраля 2008 года, Первый канал, режиссёр Ирина Голубева).
«Любимые актёры. Вячеслав Тихонов»
«Последний день»
Признание и награды[править | править код]
Question book-4.svg
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 февраля 2016 года.

Вячеслав Тихонов с Ю. Гагариным, В. Терешковой и И. Любезновым на съёмках «Голубого огонька». 1 июня 1963 года.
Заслуженный артист РСФСР (23 октября 1962 года)[46]
Народный артист РСФСР (1969 года)
Государственная премия СССР (1970) — за исполнение роли Ильи Семёновича Мельникова в фильме «Доживём до понедельника»
Народный артист СССР (13 августа 1974 года)
Золотая медаль имени А. П. Довженко (1975) — за исполнение роли майора Млынского в фильме «Фронт без флангов»[47]
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976) — за исполнение роли Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны»
Орден Октябрьской Революции (7 февраля 1978)
Премия КГБ СССР (1978) — за участие в телесериале «Семнадцать мгновений весны»
Премия Ленинского комсомола (1979) — за исполнение роли майора Млынского в фильмах «Фронт без флангов» (1974 год) и «Фронт за линией фронта» (1977 год)
Ленинская премия (1980) — за исполнение роли Ивана Ивановича Иванова фильм «Белый Бим Чёрное ухо»
Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1980) — за чтение дикторского текста в телефильме «Возрождение»
Герой Социалистического Труда (28 июня 1982), медаль № 20081[48]
Орден Ленина (28 июня 1982 года)
Медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»[49]
Орден «Знак Почёта»
Премия на ІІ Международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1993) — за выдающийся вклад в славянский кинематограф
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 августа 1995) — за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную деятельность в области искусства и культуры[50]
Приз Президента Российской Федерации на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи (1998) — за творческую карьеру
Почётная грамота Правительства Российской Федерации (7 февраля 1998) — за большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства, большую общественную деятельность и в связи с 70-летием со дня рождения[51]
Премия «Кумир» в номинации «за высокое служение искусству» (1997)[52]
Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2000)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 февраля 2003 года) — за большой вклад в развитие отечественного киноискусства[53]
Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Почётный титул» (2003)
Орден Почёта (8 февраля 2008) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность[54]
Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2008 год) — за роль «Человек с нимбом» в фильме Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви»[55]
Медаль «За боевое содружество» (ФСБ) (2003)[56]
Медаль «За заслуги» (СВР) (2003 год)[56]
Золотой знак общественной организации ветеранов контрразведки «Веткон»[56]
Премия ФСБ России за лучшую роль сотрудника органов безопасности в отечественном кинематографе (посмертно) (23.12.2009)[57]


Рецензии