Ч10Мобилизовали даже обитательниц публичных домов

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/11/30/911

Работы по укреплению Севастополя закипели по-настоящему только тогда, когда пришло сообщение о продвижении союзников в направлении города.

Вот это, без сомнения, выдающаяся черта нашего характера: сначала ничего не делать, а затем совершать всевозможные трудовые подвиги. Счастье, что руководили строительством укреплений талантливые военные инженеры, умудрившиеся в невероятно короткое время создать хотя бы видимость крепости.

Будущие укрепления были покрыты людьми, как муравьями. Работали круглыми сутками. Корнилов, с разрешения Меншикова, использовал проверенный стимул для повышения трудового энтузиазма строителей: распорядился  ежедневно выдавать им по две чарки водки.

По ночам место работ освещали кострами и факелами. В те дни проявился инженерный гений подполковника Эдуарда Ивановича Тотлебена, под руководством которого воздвигались бастионы.

На их строительство не только бросили все имевшиеся в городе войска, но и мобилизовали гражданских жителей: мужчин, женщин и даже детей.

Перед войной гражданское население города насчитывало около сорока тысяч человек. Следует заметить, что в описываемый период в городе остались в основном семьи простолюдинов: матросов, солдат и городской бедноты, с которыми особенно не церемонились.

Мобилизовали даже обитательниц публичных домов. Нужно отдать должное этим дамам, они работали очень добросовестно и своими силами соорудили батарею, которую флотские весельчаки назвали …. Автор чуть было не произнёс это название, но вовремя спохватился. В исторической литературе из скромности эту батарею называют «Девичьей».

В мемуарах противника, отмечалось, что укрепления возводились, по их мнению, исключительно женщинами и детьми. Строили, можно сказать, голыми руками. Горожане принесли весь собственный инструмент, какой нашёлся дома, но его не хватало. Солдаты носили землю в подолах шинелей, а женщины – в фартуках.

Это тоже по-нашенски: не организовать изготовление носилок, а носить землю в подолах, чтобы потом превозносить это как подвиг. Опасность подстёгивала форсирование строительства.

Перспектива потерять свои убогие жилища и жалкое добро, нажитое за многие годы, приводила в ужас матросские семьи. За неделю солдаты, матросы и жители города построили больше, чем то, что было сделано военными строителями за год.
Как говорится, можем, когда захотим!
 
Шесть бастионов, расположенных полукругом, защищали город, седьмой бастион активного участия в обороне не принимал. Многие укрепления, впрочем, назывались таковыми только на бумаге, а фактически представляли собой обыкновенные земляные насыпи.

Предстояло уложить десятки тысяч мешков с землёй. Естественно, мешков у флотских и армейских интендантов не нашлось. Выручили жительницы города, всё те же матросские жёны, которым поручили их сшить.

Женщины торопились, на их исколотые иголками руки страшно было смотреть. Те из них, кто не шил мешков, носили с детьми корзины с боеприпасами на батареи. Никого не интересовало, можно или нет носить им такие тяжести.

А между тем неприятель уже приближался к городу. Русское командование готовилось дать бой противнику на реке Альме, куда стянули войска под командой адмирала Александра Сергеевича Меншикова.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/12/02/1167


Рецензии
Спасение утопающего - дело самого утопающего. Вот так у нас всегда, пока не припрет, не пошевелимся.

Муса Галимов   20.11.2021 21:01     Заявить о нарушении
Это точно!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   20.11.2021 21:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.