Федорыч
Вечером в нашем городе планировалось весьма значительное событие для всех поклонников футбола. Именно у нас должен состояться решающий матч за звание лучшей команды в этом сезоне. Мой товарищ был вратарем школьной команды и яростным болельщиком. Для него пропустить этот матч было самым большим ударом судьбы. Два месяца он копил на билет деньги, недоедая в школьной столовой и подрабатывая в автомастерской у отца. Мы договорились пойти на матч вместе, так как я тоже очень люблю футбол. Но с другой стороны мне было очень жаль друга и как-то неудобно идти на стадион без него. Ведь в то время пока я буду в центре событий, он будет в одиночестве пить чай с лимоном. Может, стоит ради него не ходить, чтобы не так было ему обидно? Но ведь такой матч разве можно пропустить?
- Ну что, расскажешь мне потом, как все прошло? И видео хоть мне сними на телефон, - от противоречивых мыслей в голове меня оторвала телефонная трубка, вещавшая упавшим голосом моего так некстати заболевшего товарища.
- Да, все сделаю. Ты извини, мне пора бежать, мама попросила в магазин за хлебом сходить, - поспешно ответил я и положил трубку. Мне было как-то неловко и стыдно, но я гнал от себя мысли, что я плохой друг и эгоист. Мне просто очень хотелось попасть на матч. Я быстро оделся и вышел из дома, словно боясь, что злосчастный телефон снова позвонит. Слава Богу, что мой товарищ потерял сотовый, а значит, может звонить мне только на домашний номер.
На улице стояла поздняя осень. Дул пронизывающий холодный ветер. Город превратился в унылую серую толпу спешащих куда-то зонтиков и бесконечного дождя. У магазина грузчики разгружали товар, соседка тетя Лида выгуливала свою болонку, предусмотрительно надев ей на лапки сапожки, от которых несчастная собака тщетно пыталась избавиться. Так же громко ругался в гараже дядя Витя. Наш район жил своей обычной жизнью. Хотя…Все-таки чего-то сегодня не хватало. Точно! Федорыча не было сегодня на своем неизменном посту у магазина.
Федорыч был неотъемлемым паззлом в повседневной жизни нашего двора. Скромный одинокий старик часами сидел возле магазина, пытаясь заработать себе на хлеб. Он помогал грузчикам занести товар в магазин и разгрузить приходящие машины. Соседям предлагал свою посильную помощь в делах. Что-то вроде «подай-принеси». За это люди его подкармливали и давали небольшие деньги. Когда было совсем туго, Федорыч одалживал сто-двести рублей, а потом отрабатывал и всегда отдавал. О своем прошлом Федорыч говорить не любил. Однако все знали, что он воевал на фронте в далеком 1943 году и даже совершил подвиг. Под пулями вынес раненого командира отряда, при этом сам получил контузию. Его товарищи в том бою бежали кто куда, а Федорыч не смог оставить в беде человека. Потому что совесть не позволила тогда убежать, как и сейчас запрещала ему просить милостыню. Деловитая тетя Лида не раз ворчала на старика, что жил бы на свою пенсию военную и не тужил. А Федорыч отмалчивался, да куском хлеба с болонкой делился, пока хозяйка не видела. Мало кто знал, что всю свою пенсию старик до копейки отдавал на лечение своей внучки. Пару раз я видел маму девочки – измученную, уставшую женщину. Ее дочь была безнадежно больна, на лечение постоянно нужны были деньги. Вот Федорыч и пытался всеми силами вытащить любимую внучку из цепких оков смерти, как когда-то вытащил командира из-под вражеских пуль.
Пару дней назад я шел мимо магазина, разговаривая по телефону с Ленкой. В тот день она мне сама позвонила, и я был страшно горд, ведь Ленка – самая красивая девочка нашего двора. Это знали все. Гордая и неприступная, она могла позвонить сама лишь в одном случае, когда нужна была помощь с уроками. Федорыч сидел на ступеньках магазина, задыхаясь от кашля. Он был бледнее, чем всегда. Мне стало жаль его, и я поспешно сунул ему в морщинистую руку сто рублей. « На, Федорыч, купи себе в аптеке лекарство!» Старик благодарно забормотал: «Спасибо, сынок, я обязательно отдам!» На что я отмахнулся, ведь что взять с больного старика? Но Федорыч гордо сверкнул глазами: «Если офицер сказал, что отдаст долг, то он его отдаст».
И вот два дня спустя я вспомнил нашу последнюю встречу с Федорычем. Странно, что его не было на своем месте у магазина. Неужели старик впервые не сдержал свое слово офицера? Конечно, я бы не взял те сто рублей обратно, но было интересно, что с бедным стариком. Может совсем расхворался? Ведь как раз пришла машина с продуктами, а в это время Федорыч уже был на подхвате у грузчиков. Я подошел к охраннику, чтобы узнать, где Федорыч. Молодой парень, лениво жуя жвачку, поведал, что был старик вчера вечером у магазина. Задыхаясь от жуткого кашля, принимал какие-то таблетки от простуды и все говорил, что за них должен долг вернуть какому-то парню. Приехала машина, Федорыч таскал ящики до упора, хотя ребята буквально гнали его прочь. Мало толку от больного старика, который еле на ногах держится! Но упрямый Федорыч, пока не получил сто рублей, так и не ушел. Торопливо завернув деньги в грязный платок, он шагнул со ступенек магазина и резко упал. Приехавшая скорая констатировала смерть от сердечного приступа и воспаления легких. Выслушав охранника, я медленно вышел из магазина. Вдруг под ступеньками я заметил какой-то скомканный сверток. В этот момент позвонила Ленка. И я, наверное, был первым парнем, который впервые ответил ей: « Извини, не могу говорить». Дрожащими руками я поднял одиноко лежащий под ступеньками грязный скомканный платочек. Развернув его, я увидел сто рублей. Это были деньги честного человека, который в предсмертном состоянии заработал, чтобы вернуть долг.
И мне стало очень стыдно. Как часто мы забываем о тех людях, которые до конца дней своих остаются верными своему честному слову! Мы ходим в магазины, у нас есть айфоны, Интернет, дорогие машины. И всем этим мы обязаны таким вот Федорычам, которые когда-то подарили нам мирное небо над головой. Мы жизнью им обязаны, а они не берут с нас даже сто рублей просто так. Потому что безгранично честные, потому что всю жизнь живут для своих близких, потому что до конца дней своих остаются настоящими офицерами! И я пошел в магазин и купил килограмм мандарин.
- Миха, открывай дверь! Изумленный друг стоял в дверях своей квартиры, удивляясь моему приходу:
- А что ты тут делаешь? Ты же уже на стадионе должен быть?
- Да ну этот стадион! Включай телевизор, там будет прямая трансляция матча, вместе посмотрим. Я тебе, кстати, мандарины принес, друг!
В тот вечер мы ели мандарины и пили чай с лимоном, а еще вместе болели за любимую команду. И я точно знал, что где-то далеко на небесах мне улыбается один честный офицер. Спасибо тебе, Федорыч, за жизненный урок!
Свидетельство о публикации №217120101462