Лучше нет красоты...

               


   После окончания сборов молодых офицеров, я согласно, распоряжения выехал вечерним поездом в город Рыбинск по вызову  следователя местной военной прокуратуры, расследующей дело о несчастном случае на одном из местных заводов.  Ехать было очень не кстати, но если говорить честно, то в Рыбинск меня тянули былые воспоминания. Я в этом городе  прослужил несколько молодых лет.  Здесь приобретался мой первый опыт. В этом городе мы поженились  с моей женой Ниной.  Здесь родилась у нас дочка Лена. В Рыбинске остались и живут мои друзья и сослуживцы. 
     Поезд пришел уже поздним вечером.  Остановился недалеко от вокзала в построенной когда-то самим гостинице. Где, как оказалось, меня  еще помнили и с радостью разместили в небольшом, но уютном односпальном номере.  Внизу находилась удобная заводская  столовая, за которую я когда-то имел много неприятностей, но об этом будет отдельный разговор. 
    Следователь военной прокуратуры размещался в здании УВД района недалеко от центра. Военный следователь капитан  оказался очень милой и обаятельной молодой женщиной. Форменный китель и узкая до колен юбка в сочетании с туфлями на высоком каблуке  подчеркивали  стройность и женственность Валентины Ивановны.  Так звали  следователя.
-  Ну наконец-то Вы приехали! Здравствуйте. У меня горят все сроки. Я уже полмесяца назад должна сдать это дело в прокуратуру, но без Вашего свидетельства я не могу его закончить. -  Валентина Ивановна  искренне,  с очаровательной улыбкой обрадовалась, что я наконец-то приехал и без лишних слов дала мне  дело о несчастном случае происшедшем на предприятии.
-  Да, если бы я знал, что  Вы так хороша, я бы приехал в первый же день, чтобы встретиться с такой интересной женщиной.  Я же думал, что меня ждет какой - нибудь затрушенный  занудный старый гриб - сказал улыбаясь  я, чтобы как – то извиниться за свое опоздание.
-  В следующий раз вместе  с вызовом буду посылать свидетелю свою  фотографию  в полный рост – рассмеялась от удовольствия Валентина Ивановна.
-  Вот именно так и нужно делать, можно даже в пляжном  костюме – с простоватым  армейским юмором  поддержал я  её шутку.
-  Анатолий Петрович! От Ваших шуток и комплиментов я начинаю краснеть Глядя на  Вас, я боюсь, что вы куда-нибудь сейчас исчезните. Я готова даже вас закрыть на замок,  чтобы вы не убежали, поэтому садитесь, товарищ капитан, вот за этот стол и  прочтите суть дела, а потом побеседуем.  Я не буду Вам мешать.
-  Хорошо. На замок  не надо, пока  не за что. Но скажите, хоть в чем дело?
-  В двух словах.  На заводе произошел несчастный случай.  Пострадал серьезно один рабочий.  Возможно, будет инвалидность.
-  Но мы – то строители здесь причем? Мы сдали объект в эксплуатацию  три года назад.  И уже давно забыли о нем . Случай же произошел на заводе.
-  Анатолий  Петрович посмотрите, пожалуйста,  материалы, а потом поговорим – повторила  уже настойчиво она и  тактично оставила меня одного в своем кабинете.

     Изучение дела о несчастном случае на заводе, вернуло меня в молодые годы службы и профессиональной деятельности. На меня дохнуло напряженным ритмом реконструкции завода в сложных стесненных условиях без остановки предприятия. Вспомнились товарищи по работе, инженеры и рабочие завода, с которыми приходилось общаться. Атмосфера труда, дружбы и взаимопонимания.   
    Одним из сложных и неприятных объектов была канализационная насосная станция в центре завода.  Она стояла в пойме реки притока Волги и имела заглубление около шести метров, поэтому сильно подтапливалась грунтовыми водами, что очень осложняло работу.  Рабочие насосы перекачки стоков находились под заливом на полу подземной части станции в одной половине, а во второй половине размещался резервуар канализационных стоков
       На уровне земли находились входы в машинное и фекальное отделения с внутренними балконами и опускными металлическими лестницами для  спуска  на дно станции для обслуживания группы насосов и профилактики и очистки  от крупных остатков решеток фекального отделения.  В машинном отделении находилась электрощитовая и оборудование насосной группы.  В фекальном отделении размещались решетки приемки стоков, гидравлические датчики пуска насосов по мере заполнения резервуара и короба вытяжной вентиляционной системы  на оба отделения
       Причиной несчастного случая явился взрыв  метана в этой насосной станции, которым сбросило легко-съемную кровлю станции, выбило окна и двери и травмировало рабочего, находящегося в это время в помещении станции
      Суть происшедшего можно объяснить разгильдяйством, невыполнением рабочим элементарных требований инструкции по эксплуатации оборудования и особенностями русского характера.  А короче,  рабочий зашел в насосную станцию посмотреть работу насосов, затем решил с балкона фекального отделения справить большую нужду.  Устроившись на высоте, он достал сигарету и спички.  Прикурив, бросил горящую спичку в низ фекального отделения, где скопился метан от разложения фекалий.
    Произошел сильный взрыв, которым разрушило кровлю, окна и двери здания и обожгло и обжарило незадачливому рабочему руки,  лицо и  ту часть тела, которая не прикрывалась спущенными штанами. Взрывом его выбросило через выбитый  дверной проем наружу.

- Ну, познакомились с делом? – спросили меня вошедшая в кабинет  Валентина  Ивановна. – и что скажете?
-  Всегда считал русский фольклор образцом краткости  выражения мысли – ответил я.
-  Как это? Поясните.
-  В простом мужском обиходе есть очень короткая фраза-пословица, которая скорее характеризует привычки  определенных людей, чем  суть процесса. Она больше всего подходит для нашего случая.
-  И что это за фраза?
- Пожалуйста.  Только, Валентина Ивановна,  простите меня за вульгаризм.  «Лучше нет красоты, чем поср..ть с высоты».
-  И правда, как ярко и шумно все получилось - удивилась она  - но тем не менее у меня к Вам есть несколько вопросов.
-  Видимо за этим я сюда к Вам и приехал. Задавайте свои вопросы.
     Следователь достала  рабочий блокнот, села на свое рабочее место и начала задавать мне интересующие ее вопросы.
-  Анатолий Петрович! Я пригласила Вас, чтобы рассмотреть и уточнить некоторые технические детали, связанные с несчастным случаем. Организационные вопросы, связанные с посещением рабочим насосной станции и его дальнейшем поведением  мне понятны. Итак, почему в насосной станции, а точнее в ее фекальном отделении образовалась взрывоопасная смесь метана и воздуха, которая,  в конечном   счете и стала причиной взрыва?
-  Если бы  рабочий не бросил горящую спичку, то взрыва бы не было, но могло бы быть отравление, если бы он начал спускаться вниз. При разложении фекальных остатков всегда образуется метан, который естественно смешивается с окружающим воздухом. Чтобы смесь не достигла опасной концентрации в станции  предусмотрена естественная, через дифлектор с открытым клапаном, установленный на крыше здания и при нахождении в ней людей, принудительная вытяжка  через систему вентиляции. Акт о приемке и проверки работы вентиляции, как я понял, у вас имеется в деле.
-  Но тем не менее взрыв же произошел.  Значит, что-то не сработало.
-  Была грубо нарушена инструкция при работе в замкнутых инженерных системах, колодцах, резервуарах, емкостях, подвальных пространствах, коллекторах большого диаметра и т.д,  которая предусматривает набор обязательных для исполнения правил перед началом и в процессе работы, в том числе:
проверка переносным или стационарным газоанализатором загазованности, вентиляция загазованного пространства  инвентарным или стационарным вентиляционным устройством, категорический запрет использования открытого источника огня и обычных незащищенных электрических устройств.  И наконец, участие в работе второго подстраховывающего специалиста со специальным инструментом и инвентарем.
     Это только основные правила. Ни одно из них не было выполнено.  Я уж не говорю, об использовании станции не по назначению, как туалета или курительной комнаты.
-  Значит Вы считаете, что причиной взрыва был только человеческий фактор, то есть виноват сам рабочий.
-  Безусловно. Прежде, чем совершать какие-то действия, он должен был проверить прибором загазованность помещения, включить систему вентиляции и провентилировать помещение, снова проверить прибором наличие газа и только убедившись, что помещение чисто начинать какие-то действия в нем.А применение открытого огня вообще недопустимо. Рабочий по личной недисциплинированности и полном игнорировании установленных правил охраны труда наказал сам себя.
-  А как вы оцениваете ответственность ИТР завода?
-  Все, что я говорил о виновности рабочего, касается специалистов допущенных к этой работе.  Если это оказался случайный человек или не прошедший учебу и соответствующий инструктаж, то естественно тогда  вина падает на руководителей предприятия.  В этом случае по определению других виновников трагедии нужно разбираться, Валентина Ивановна,  видимо,  Вам.
-  И последний вопрос. А почему в станции не была установлена автоматическая система контроля загазованности  и пуска  вентиляции помещения?
-  Насосная станция перекачки не относится с объектам с постоянным пребыванием людей, поэтому Техническими условиями здесь не предусмотрена автоматика управления вентиляцией.  Это дорогие системы и сложны в эксплуатации. Проект прошел техническую экспертизу и согласован с органами пожарного надзора в варианте ручного управления.
-  Очень сильно пострадал рабочий.  Ему придется долго лечиться. Большая площадь ожога, да есть и другие  серьезные травмы.  Видимо будет инвалидом – подвела грустный итог нашей беседы  Валентина Ивановна при оформлении протокола
-  В нашей строительной профессии тоже бывают чаще, чем хотелось бы несчастные случаи. Очень сложное в управлении производство, зависящее от многих обстоятельств. Обидно, Валентина Ивановна, что в данном случае даже никакие работы на станции не производились. Налицо было элементарное нарушение трудовой дисциплины и использование  здания не по назначению.  Мне очень жаль этого человека и его семью.
- Я как-то слишком в общих чертах  представляю вашу профессию.  военных строителей. Скорее через призму законов  -  заметила Валентина Ивановна.
-  Мне иногда уважаемая Валентина Ивановна, приходиться сталкиваться с людьми Вашей профессии.  Я даже однажды засобирался получить второе юридическое образование.  Моей строительной профессии, тем более военной,  мало кто завидует.  Очень много в ней особенностей. неожиданностей и непредсказуемости.  Ни один день не похожий  на другой. Контингент людей желает лучшего, природные катаклизмы, необжитые территории, колоссальный разброс обязанностей  и нагрузок, эмоциональные встряски и психологические вводные. Круглосуточная ответственность и беспокойство. Врагу не пожелаешь.
- Вы же сами выбрали такую специальность.
-  Это точно и я об э том не жалею  Но  Вам, несмотря на все это не завидую.   Мы строители, созидатели и украшаем и обустраиваем общество и землю на века.  А, как военные, еще при этом укрепляем и защищаем Отечество. А вы скорее,  как мне кажется, санитары  леса. Конечно тоже нужное дело, требующее и знаний и характера и настойчивости.  Но я плохо себе представляю, чтобы преступления, человеческие ошибки, житейская грязь и отбросы общества,   могли наполнить свежим ветром для полета  крылья романтики Вашей души.
     Валентина Ивановна сдержанно и молча  выслушала меня и оформляя мне командировку и пропуск заметила дежурной фразой, что ей было приятно  познакомиться с таким интересным человеком и пожимая на прощанье руку, вежливо  улыбнувшись, пообещала, при необходимости для уточнения некоторых деталей в деле и для обмена опытом, пригласить меня еще раз в Рыбинск.
      Наверное, я немного ее расстроил  своей  упрощенной оценкой  их службы и поэтому, видимо в зарослях лет это приглашение  где-то затерялось до сих пор.

                г Ялта    ноябрь 2016г

 


Рецензии
Спасибо,Анатоли за интересный рассказ!

Анатолий Гусев 4   20.05.2019 10:12     Заявить о нарушении