Поэзия каббалистического письма
мени"(книга "Зогар",Числа,лист 149:2).Все то,о чем мы высказывались о сущнос-
ти каббалистического письма является плодом личного знакомства с мистико- по-
этическими сюжетами каббалистических рукописей.При это главной точкой пони-
мания этих сюжетов с позиции христианской теологии является постулат: мисти-
ческие сюжеты в каббалистических рукописях нельзя понять без специального
инструментария,каковым и является поэзия.Для каббалистической поэзии харак-
терно повышенное внимание к числовому мистицизму букв арамейского алфавита.
Напомним,что основным жанром каббалистической поэзии являются т.н."застоль-
ные песни"(земирот).Основоположником каббалистической поэзии принято счи-
тать Ицхака Лурье(1534-1572 г.г.) из Цфата.Его творчество оказало огромное
влияние на Западную Европу XVI в.Но еще в XII-XIII в.в. на Ближнем Востоке
каббалистическая поэзия превратилась в основополагающий носитель,которая
соединяла в себе самые различные философские течения(т.н."аль-хизана).
Признаком каббалистической поэзии жанра "аль-хизана" были наличие особого
внутреннего убранства молельных домов и особый орнамент свитков Пятикни-
жия. Например,почему в Пятикнижии сказано:"соберешь хлеб твой"(Второзако-
ние,гл.11:14)перед словами "Не отойдет книга Пятикнижия от уст твоих"?
Здесь кроется мистико-мифологический подход к тексту Пятикнижия.Но поэ-
ты-каббалисты смело перерабатывают этот текст ради благозвучая и прибе-
гают к сочленению отрывка из Псалтири гл.86:8 с комментарием на книгу
Исход гл.15:11.Именно так и родился знаменитый гимн поэта-каббалиста Ибн
Гвироля(1020-1057 г.г.)"Как человеку быть чистым душой".Причудливое пере-
плетение отрывков текста Пятикнижия придавало особый колорит их поэзии.
Свидетельство о публикации №217120101842