Антонис ван Дейк. Мария Рутвен- жена художника

     Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Рутвен, жены художника.Холст, масло. 104 x 81.  1639 г. Музей Прадо, Мадрид.

 
              Один из лучших образцов портретной живописи Ван Дейка - это портрет его жены Мэри Рутвен.  В 1639 году ван Дейк женится на Мэри Рутвен, молодой фрейлине королевы. Мэри Рутвен происходила из аристократической, хотя и бедной, семьи шотландских католиков — рода Рутвен, была внучкой графа Гоури, участника знаменитого заговора. Служила фрейлиной королевы Генриетты Марии.

    Брак Ван Дейка с ней 27 февраля 1640 года в частной католической часовне королевы Генриетты Марии в Сомерсет-Хаусе, с небольшим приданым, данным королем (а не её отцом), ознаменовал  социальный подъём Ван Дейка. Указывают, что король и королева покровительствовали этому браку, надеясь, что это поможет удержать их любимого живописца в Англии.

     В этом портрете ощущается чувство близости и любви, что-то глубоко интимное, что подчеркивается жестом руки, перебирающей четки, и пристальным взглядом женщины. На ней блестящее синее платье с большим декольте, жемчужное ожерелье и браслет, с которым она играет перед зрителем в жесте явного расслабления.

    Здесь Ван Дейк несколько отходит от обычной манеры его английских придворных портретов, создавая произведение домашнее, личное, что придает картине особый характер. Гроздь дубовых листьев, вплетенных в волосы леди ван Дейк, может символизировать постоянство, возможно намекая на имя ее мужа, что в переводе с голландского означает «дуб» или «каменный дуб» в то время как ее элегантно растопыренные пальцы привлекают внимание к распятию, символу католической веры.

   Увы, художник умер менее чем через два года после свадьбы — 9 декабря 1641, всего через восемь дней после рождения их дочери Юстины .

    Несмотря на его роскошный образ жизни, ван Дейк оставил наследство 20 тыс. фунтов стерлингов. Овдовев, леди Ван Дейк вышла замуж за сэра Ричарда Прайса , но через четыре года тоже скончалась.
 
          О жизни ван Дейка рассказывают много, но известно мало фактов. «Роста он был низкого, – пишет де Пиль, – но хорошо сложен, красив, скромен, в высшей степени обязателен и, сверх того, необыкновенно благожелателен к тем своим землякам, которые проявляли себя в каком-нибудь из искусств… Он всегда щегольски одевался, имел несколько великолепных выездов и держал в своих апартаментах такой стол, что не у всякого принца кормили лучше и бывало больше гостей».
         От экстравагантных аристократических замашек, приобретенных в Италии, он не отказался и в Лондоне. Поговаривали, что он балуется алхимией, в чем обвиняли, но с большим основанием, и его друга сэра Кенелма Дигби.
      
      9 декабря 1641 года Антонис ван Дейк скончался. Ему было 42 года. Всё его имущество,находящееся в Англии, перешло его супруге,а собственность в Антверпене его сестре Сусанне с условием,что она позаботится о его внебрачной дочери Марии-Терезии.

    Согласно ранее составленному завещания он был похоронен в Соборе Святого Павла.А в 1666 году Лондон охватил страшный пожар и Собор Святого Павла сгорел.Могила художника была утеряна,хотя собор позже был восстановлен.
         
   Эжен Фромантен пишет: «Неповторимый гений, неповторимое изящество, неповторимый талант, весь ван Дейк в целом был бы необъясним, если бы не солнечный свет, Карл I. Антонис ван Дейк бросающий на него такие прекрасные отблески. Если бы вы стали искать того, кто научил его этим новым приемам, этому свободному языку, уже не имеющему ничего общего со старым, то вы увидели бы на нем сияние, исходящее откуда-то извне, не от его гения, и, в конце концов, предположили бы, что, по всей вероятности, где-то рядом с ним должно было светить великое исчезнувшее светило. Вы уже не назвали бы ван Дейка сыном Рубенса. Вы прибавили бы к его имени: "учитель неизвестен". И тайна его рождения заслуженно привлекла бы к себе внимание историографов»
         
 За свою недолгую жизнь Ван Дейк написал около 900 полотен — огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет.
 
       Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века. Его творчество служило примером для Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнольдса и других выдающихся портретистов английской школы. Поэтому сегодня специалисты причисляют позднее творчество Ван Дейка к истории английского искусства в той же мере, что и фламандского.

   Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. Его картины попадали в собрания самых известных коллекционеров, а затем — крупнейших музеев. Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира — от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена.               


Рецензии