Малков переулок

Вы слышали что-нибудь про Малков переулок? Его знают все ленинградцы. Правда, переулок уже переименовали, давно нет майора в отставке Малкова, который владел доходным домом в этом переулке. Но все ленинградцы по-прежнему зовут этот узкий проход между домами Малков переулок. Как его найти? Приходите или приезжайте на перекресток Садовой улицы и проспекта, который был назван в честь участника гражданской войны, комиссара 4-й армии П. В. Майорова. Проспект тоже переименовали. Около этого перекрестка вы без труда найдете знаменитый переулок, который соединяет Садовую улицу с Фонтанкой. В 60-е годы в любой, а, особенно, в выходной день, переулок заполнялся народом. Иногда приходил милиционер и просил всех разойтись. Люди нехотя рассасывались по окрестным улицам, а когда он уходил, снова собирались в Малковом переулке. Что там делали эти мужчины и женщины, которые негромко переговаривались между собой, хлопали по рукам или разочарованно отворачивались друг от друга?
Там сдавали и снимали комнаты и квартиры.

Я появился в этом переулке, когда меня перевели на работу в Ленинград со смутной  перспективой получить когда-нибудь жилье. Между тем, я только что женился и хотел срочно снять комнату, чтобы вызвать Верочку. Снять квартиру мне было не по карману. Потолкавшись среди людей и получив несколько отказов, (приезжим не сдаем), я обратил внимание на красивого широкоплечего блондина с располагающей улыбкой, похожего на артиста Сергея Столярова из кинофильма «Цирк». Я подошел к нему и сказал:
- Я хочу снять комнату, ко мне должна приехать жена.
Парень улыбнулся и сказал:
- А я хочу сдать комнату.
Я задал ему несколько заранее заготовленных вопросов: что за квартира, что за соседи, где это и как далеко от моей работы, сколько стоит и прочее. Он на все обстоятельно отвечал.
Жил он в районе Купчино, это где-то на юге, но убедил меня, что рядом строится станция метро. Мы познакомились и поехали к нему домой.
Мне сразу понравилась эта небольшая двухкомнатная квартира.
- В этой комнате живу я с женой и дочкой, а в этой будете жить вы. Кухня и ванная у нас будут общие.
- Павел, а где ваша жена?
- Она с дочкой уехала на лето к родителям в деревню. Там и воздух почище и парное молоко.
Я согласно киваю головой, думая совсем о другом. Вот мы снимем эту комнату. Я уеду в командировку, и моя Верочка остается с ним вдвоем в одной квартире. Дальше воображение рисует такую картину: Верочка вечером моется под душем и забыла запереть дверь в ванную. Павел идет в ванную почистить на ночь зубы. Открывает дверь. Верочка стоит спиной к двери и из-за шума воды не услышала легкий скрип. Павел рассматривает мою голую жену. Из открытой двери потянуло холодком, Верочка оборачивается и испуганно кричит:
- Холодно, закройте дверь!
Павел заходит в ванную и закрывает за собой дверь…
Что за чепуха лезет в голову!
- Павел, - говорю я, - все хорошо, но очень далеко от моей работы. Мне не подойдет.

В следующий приход я решил присмотреться к старикам.
Один из них сам подошел и положил мне руку на плечо.
- Молодой человек, я уверен, вам понравится комната, которую я сдаю. Где это? За углом. Вон тот пятиэтажный дом. Он построен задолго до революции. Вы увидите настоящую старину, а, главное, в этом доме жил в свое время сам Лермонтов. И я сдаю ту самую комнату, где он написал свое бессмертное стихотворение «Смерть поэта», каково? Пошли?
- Смотрите сюда, - сказал старик, когда мы подошли к дому, - а вы мне не верили.
Действительно, у самого входа в дом на облупленной кирпичной стене красовалась мемориальная табличка.
- Теперь верите?
- Теперь верю. Но вы мне еще сказали, что я буду жить в той самой комнате, где Лермонтов писал это стихотворение? Это тоже правда?
- Так говорят соседи. У вас будет трое соседей. Все старые люди, любят тишину, ведь вы не будете шуметь? Это – то, что вам надо.
Мы стали подниматься по истертым ступенькам. Подумать только, по этим
 ступенькам ходил Лермонтов! Может быть, на этой самой лестничной площадке ему пришла в голову первая строчка: «Погиб поэт, невольник чести…» Вот где мы с Верочкой проведем свой медовый месяц! Представляю, как она бросится мне на шею, после того, как я сообщу ей эту новость. Она очень любит стихи и будет мне перед сном наизусть читать Лермонтова.
Третий этаж. Огромная дубовая дверь с бронзовой ручкой. Эта ручка помнит руку Лермонтова! Около двери 4 кнопки звонков.
- Ваша кнопка – самая верхняя, ваша жена дотянется?
- Дотянется.
- А вот ваша комната. Вам здесь не будет тесно. Окна выходят во двор, зачем вам шум трамваев и запах бензина. Я прав?
- Да, отличная комната. Тут стоит мебель, вы ее вывезете?
- Как хотите. Могу оставить.
- Вы познакомите меня с соседями?
- Конечно. А вот и одна из них. Агафья Тихоновна, в моей комнате будет жить молодая пара, вы знаете, все равно я живу у дочки.
В дверях стояла совершенно седая старушка. Она не спеша вошла, смерила меня острым взглядом, достала платочек и, прикрывая рот, в котором не хватало зубов, спросила: 
- А ваша жена не беременная?
- Агафья Тихоновна, - сказал старик, - разве можно незнакомым людям задавать подобные вопросы, ведь это…
- Я знаю, какие вопросы задавать, - прервала его старушка, - я жду ответа.
- Не знаю, что вам ответить, - сказал я, - кажется, пока нет.
- Кажется, пока, - передразнила меня старушка, - я знаю ваша жена беременная. Это нам не подойдет. Появится малыш, который будет орать с утра до вечера. Нет, поищите себе другую квартиру.
  Она вышла, хлопнув дверью.
- Старая дева, - объяснил старик, - не может слышать детского плача. С ней связываться нельзя, по судам затаскает. Жалко, вы мне понравились, придется вам поискать другую квартиру.
Так не состоялся мой медовый месяц в комнате, где жил Лермонтов, и где Верочка перед сном читала бы его стихи. И до работы близко. Жалко. Придется снова идти на Малков переулок.

Небритый мужик сдает комнату в Дачном. Это тоже далеко от работы, но что делать? Верочка атакует меня телеграммами.
- Вот мой адрес, - говорит мужик, - поезжайте, комнату вам покажет жена. А я еще тут потолкаюсь, может вы ей не понравитесь.
Дверь открывает растрепанная женщина со шваброй в руке.
- Что надо?
- Я пришел посмотреть комнату, меня послал ваш муж. Вы ведь сдаете…
- Мы ничего не сдаем, - женщина угрожающе поднимает швабру.
- Но ваш муж сказал, что…
- Ты что, глухой, а ну катись отсюда, - она замахивается шваброй, и я поспешно спускаюсь с лестницы. Я ей не понравился. Когда я, пробираюсь между одинаковыми пятиэтажными домами по дороге к метро меня осеняет идея: в таком новом обширном микрорайоне кто-то обязательно сдает комнату, и я начинаю приставать ко всем прохожим с одним и тем же вопросом:
- Извините, вы не сдаете комнату?
Молодая женщина с двумя сумками останавливается и ставит сумки на землю.
- А вы кто?
- Инженер. Ко мне приезжает жена и нам нужна комната.
- Мы с мужем недавно получили кооперативную двухкомнатную квартиру и хотим сдать одну комнату интеллигентному человеку. Тридцать рублей в месяц, она протягивает руку, - Люся.
Сумма не маленькая.
- Можно посмотреть?
Мы заходим в соседний дом, и я рассматриваю небольшую комнату с одним окном.
- Люся, а где ваш муж?
  - Он геолог и летом уезжает с геологической партией. Ищет новые месторождения газа.
Я согласно киваю головой, думая совсем о другом. Вот мы снимаем эту комнату. Верочка уезжает на лето к родителям. А Люсин муж уходит с геологической партией, и я остаюсь с Люсей вдвоем в одной квартире. Дальше воображение рисует такую картину: красивая Люся вечером моется под душем и забыла запереть дверь в ванную. Я иду в ванную комнату почистить на ночь зубы. Открываю дверь. Люся стоит спиной к двери и из-за шума воды не услышала легкий скрип. Я рассматриваю голую чужую жену. Из открытой двери потянуло холодком, Люся оборачивается и испуганно кричит:
- Холодно, закройте дверь!
Я захожу в ванную и закрываю за собой дверь…
Что за чепуха лезет в голову!
Лучшего места все равно не найти. Сколько можно торчать на этом Малковом переулке?
- Люся, - говорю я, - все хорошо, хотя далековато от работы. Я снимаю эту комнату, хотите получить аванс?
Вечером даю Верочке короткую телеграмму: «Комнату снял, люблю, целую, приезжай».


Рецензии