Неизгладимый след

                Найдёныш
  В конце марта я пошёл в лес за хвоей для кроликов. На дороге сошёл снег, а в лесу, под
деревьями, лежал белыми салфетками. Шёл, любовался оживающей природой, вдыхал
запах сосновой хвои.
  Вдруг услышал какой-то звук. Осмотрел соседние сосны в надежде заметить птичку.
Но птиц не было, а писк продолжался. Прислушался и определил, что звуки идут снизу.
Метрах в четырёх под сосёнкой лежал чёрно-белый комочек и попискивал. Я подошёл
ближе и увидел щенка. Он поднял ко мне симпатичную мордашку и вильнул хвостиком.
Я погладил щенка,  он перевернулся на спинку и лапками стал хватать руки – играться.
Это был мальчик. Я ему сказал: «Пойдёшь со мной?»  Щенок, нетвёрдо перебирая лапка-
ми, пошёл за мной.
 По дороге встретилась лужа. Мой попутчик остановился: это была первая лужа в его жи-
зни. Мне стало любопытно, как поведёт себя малыш в этой ситуации. Вначале он загля-
нул в воду, затем ступил одной лапой в лужу и отдёрнул, отряхивая. Я пожалел щенка,
взял на руки и перенёс. Так мы и добрались до дома.Во дворе он быстро нашёл себе ме-
сто в дровах. Я дал ему кусочек хлеба с молоком. Он аппетитно покушал и запрятался в
понравившееся место. На следующий день новый хозяин двора получил миску молока,
которую с любовью вылизал после еды. Так щенок нашёл новых хозяев, а мы приобрели
преданного друга.
                Б у д к а
На семейном совете решили назвать щенка Барсиком. Теперь у него был свой двор, дру-
зья-хозяева, собственная миска. Для полного комфорта не хватало домика-будки. Пока
я мастерил для собачки будку, он мне всячески «помогал»: вертелся под ногами, трогал
лапками мои руки и радостно повизгивал. Ему,вероятно, не терпелось увидеть результат
работы. Готово! Я взял Барсика на руки и положил на коврик в будке. Он осмотрелся и
выскочил, затем опять зашёл,свернулся клубочком, спрятав белый носик под чёрную ла-
пку и, довольный, заснул. С тех пор он не расставался со своим домом.
                Н а  п р о г у л к е
 Барсик любил прогулки. Если мы собирались идти на улицу, просился визгом и умолял
глазами взять с собой. Птицу на улице не трогал, но когда на поле замечал телёнка или
козу, не мог пробежать мимо: бегал вокруг, задирался и отрывисто погавкивал. Если мы
ехали на велосипедах, то он бежал впереди, затем останавливался, поджидая нас. Когда
оставалось метров пять, опять мчался вперёд в направлении движения.
                З а н о з а
Однажды  на прогулке Барсик занозил лапку иглой от акации. Он остановился и, припод-
няв лапку, жалобно заскулил. Мы остановились. Бабушка взяла осторожно лапку и обна-
ружила иголку, дёрнула за неё и достала. За всё время осмотра и оказания помощи па-
циент вёл себя спокойно, доверчиво. Барсик лизнул лапку, стал на неё. А потом произо-
шло то, что умилило нас: он в знак благодарности лизнул руку спасительнице!
                В   л е с у
Брали мы Барсика  и в лес, когда ездили за грибами, ягодами. Он у нас был связным.Раз-
бредёмся по лесу, потеряем друг друга. Он всё время бегает между нами. Бабушка гово-
рит: «Барсик, где дедушка? Иринка? Богданчик?» Он глянет своими выразительными
глазами, мол, понял. Ещё и гавкнет три раза: « За мной!»  и галопом в сторону разыски-
ваемых. « Потише! Я не успеваю!» -  посетует бабушка. Он послушно остановится, подо-
ждёт.  Так и приведёт к своим. И юлой между нами!
  А сам тоже в лесу времени даром не теряет. То обнаружит звериную норку, караулит
терпеливо, только хвостом водит. Долго стоит. Бывало ловил зверушек, а больше охоти-
лся безрезультатно. Травку какую-то, одному ему известную , найдёт – пробует, корни
вырывает – жуёт. Ботаник! Может быть, больше нас понимал в растениях. Какими-то
своими, собачьими, знаниями владел. Все говорили, что наш пёс – охотник.
                Д  е т с к а я    п р и в ы ч к а
 Когда Барсик был маленьким, мы садили его на перила крыльца. Подрастая, он ставил
передние лапы на перила, и мы стояли втроём, наблюдая солнечный закат и слушая пти-
чий хор из каштана. У нас во дворе растёт гигантский каштан, в который летом заселяет-
ся много птичьих семейств. Под каштановым куполом им хорошо живётся – вот они и по-
ют-щебечут дружным ансамблем.
 Став совсем взрослым, Барсик пристраивался рядом, стоило только кому-то облокотить-
ся о перила. Теперь уже между лапами, и даже над ними, красовалась чёрная голова с
белым нарядным пятном. И ростом он был вровень с нами!
                Л ю б о в ь  к  с в о е й  с е м ь е
  Барсик был членом семьи. Всё его поведение было доказательством преданности и лю-
бви к нам. Детей он обожал и обращался с ними очень бережно. С блаженством обню-
хивал детские вещи и игрушки. Чужих к внукам не подпускал: предостерегающе рычал
и заслонял собой. Когда с ним играли, был вне себя от счастья. Бегал за мячом и лапой
 останавливал. Гонял наперегонки – и, конечно, всегда был первым! А с каким удо-
вольствием катал внука Богданчика на спине! Делалось это так. Барсик, услышав коман-
ду, ложился на землю,поджимая задние лапы и вытягивая передние. Внучок усаживался
на «лошадку»-Барсика, пёс осторожно вставал и катал седока.
  Никакой агрессии и грубости не было замечено в его отношении к нам. Бабушка могла
сломанным цветком побить по морде ( была у него такая проказа – полежать на цветах!)
но он не обижался, а лизал ей руку. Дескать, виноват, но ничего не могу поделать с со-
бой: нравится мне это место.
                П р и я т н а я   с о с е д к а
  Барсик рос. И первая будка стала для него мала. Из маленького шаровидного щенка с
толстенькими лапками вырос красивый пёс на высоких крепких лапах. Чёрная в белые
пятна шерсть блестела на солнце. По мере роста менялись будки. Была вторая (подрост-
ковая), а затем  третья – взрослая.
  С птицей во дворе наш пёс не ссорился: не трогал, не гонял. И даже не знаю, как они
договорились, но одна курица стала нести яйца в его будке. Наблюдать за этим было од-
но удовольствие! Курица с «ко-ко-ко!» подходит к будке. Барсик отодвигается, пропус-
кая гостью. Она усаживается в будке, а пёс сидит, не сводя с неё глаз. Когда яйцо было
снесено, Барсик давал нам время  его забрать. Но, если долго не востребовалось, считал,
что оставили ему. И съедал с большим удовольствием.
  Курица нигде, кроме будки, нестись не хотела. А Барсик, зная время её прихода, всегда
гостеприимно встречал подругу.
                Л ю б  о в ь
 Привязывали мы Барса редко. Ночью он всегда был свободен. И вдруг его не стало. Он
мог перепрыгнуть через забор, побегать, но всегда возвращался. Прошёл день. Мы за-
беспокоились и начали искать. Поиски не дали результата. Спрашивали у людей. И, к
нашему счастью, нашёлся человек, который видел нашу собаку.
  Когда я отправился по указанному адресу, то увидел такую сцену. Как в собственной
будке с невестой, вчетверо меньшей нашего Барса, лежал наш пропавший. Посмотрев на
меня, он остался на месте. На зов тоже не вышел. Тогда я взял его за уши и хотел выта-
щить. Но будка сдвинулась с места, а Барс остался в ней. Он был сильным, и я не
смог забрать его против воли. Невеста терпеливо ожидала завершения моего визита.
  Я махнул рукой и, обескураженный, возвратился домой.
  Через три дня наш «жених», как ни в чём не бывало, пришёл домой, плотно покушал и
лёг отдыхать на привычном месте.
                Б а р с   н а   о г о р о д е
  Барс любил  принимать участие во всех домашних делах. Когда я выкапывал картофель,
он просился ко мне на огород. Ложился поблизости и наблюдал за моей работой. Быва-
ло, уйдёт в тенёк и оттуда следит за каждым моим движением. Стоило мне поманить к
себе рукой, как он из тени шёл на солнцепёк. Не мог отказать хозяину! Через какое-то
время действия повторялись. Кстати, на огороде ходил по меже, на грядки не становил-
ся.
                С п а с и т е л ь
   Был такой случай. Нас не было дома, когда пошёл сильный дождь. Цыплята с курицей
гуляли во дворе . Я поспешил домой и увидел, что наш Барс стоит возле будки под  про-
ливным дождём, а в будке курица с цыплятами. Он понял, что ему в будку зайти нельзя:
может задавить цыплёнка . И мужественно пережидал непогоду.
   Настоящее рыцарское сердце было у нашей собаки.
                П о с л е д н я я   г л а в а
    Уже много лет как с нами нет Барса. Но в нашей памяти он оставил неизгладимый
след. Наблюдая за некоторыми людьми, удивляешься, как может человек – самое умное
творение – так себя вести: быть неблагодарным, агрессивным, неделикатным, эгоистич-
ным… И сколько нравственных уроков можно получить от братьев наших меньших!


Рецензии