В чем величие майдан-революции 2014-го?

                В чем ВЕЛИЧИЕ Майдан-РЕВОЛЮЦИИ 2014-го?
                Вопрос с точки зрения Культуры
                к ЛИЧНОМУ и национальному самосознанию.

         У историков-профессионалов, которые оперируют фактами и теориями, как количественными, математическими величинами, не найдется ответов на ВОПРОС, в котором ставится проблема ВЕЛИЧИЯ, как качества, ценности, смысла, правды, чести и достоинства. От ответа можно уйти-уклониться, сказав, что "ответ на такой вопрос могут дать наши потомки лет так через двести-триста", но невозможно избежать. Для нас - свидетелей Событий, - как и для наших потомков, ответ неизбежен и неотвратим, так как от самого себя, от своей Истории, от своей Памяти не убежишь, как и не убежишь от своей Совести.

        Вопрос этот страшный и мучительный для совести, так как человек сквозь ТАКОЙ вопрос поверяет себя самого, каков он сам, какими ценностями руководствуется в жизни, какие ценности организуют его как ЧЕЛОВЕКА. Такой вопрос способен пробудить революцию сознания в человеке, но только тогда произойдет эта революция Духа, когда в самом человеке возродится Совесть, Культура.

        Когда наступит ТАКОЕ Время Человека? Скажут, "ох, как еще не скоро". Но у маленького человека "из подполья" болит, страшно болит здесь, вот, внутри где-то. И историки-профессионалы не найдут слов утешения, а наоборот, приведут к возмущению "человека из подполья", который ИМ скажет:

"Эти господа... пред невозможностью тотчас же смиряются. Невозможность - значит каменная стена! Какая каменная стена? Ну, разумеется, законы природы, выводы естественных наук, математика. Уж как докажут тебе, например, что от обезьяны произошел, так уж нечего морщиться, принимай как есть. Уж как докажут тебе, что, в сущности, одна капелька твоего собственного жиру тебе должна быть дороже ста тысяч тебе подобных, так уж принимай, нечего делать-то, потому дважды два - математика. Попробуйте возражать! - Помилуйте, закричат вам, возражать нельзя: это дважды два четыре! Природа (История, Наука) вас не спрашивает: ей дела нет до ваших желаний и до того, нравятся ли вам ее законы или не нравятся. Вы обязаны принимать ее так, как она есть, а следовательно, и все ее результаты. Стена, значит, и есть стена и т.д. ...но, несмотря на все эти неизвестности, у вас все-таки болит, и чем больше неизвестно, тем больше болит..."
             (Ф.М.Достоевский "Человек из подполья").

        А чтО болит-то и от чего? Душа болит, Совесть мучает того, кто смеет вопрошать и задавать самому себе ТАКИЕ вопросы, на которые присутствует лишь неизвестность и молчание. Болит внутри из-за того, что Совесть не желает идти на компромиссы с холодным рассудком и хитрым -рацио-, для которого "всему есть Наука".

И Совесть ставит "Науку" под вопрос, под сомнение:

 "Науке отдельные факты не нужны, она даже не интересуется ими. Ей нужно то, что факты чудесным образом превращает в "опыт"... т.е. если мы можем наблюденный факт превратить в теорию..., - у нас есть наука... Чудо превращения фактов в "опыт" всех покорило и соблазнило, все признали, что разум судит, но сам суду не подлежит. Достоевский увидел, что "опыт", с которого люди начинают свою науку, есть не действительность, а теория. И что теория не может оправдываться никакими успехами, завоеваниями, даже чудесами. И он поставил вопрос..., вправе ли разум автономно судить, не давая в том никому отчета..."
                (Л.Шестов "Откровения смерти").   

                ***

        Вопрос направлен к ЛИЧНОМУ САМОСОЗНАНИЮ, а уже из глубины Личности к национальному. Кто мы? и чтО мы можем дать Миру; чтО мы можем привнести в мировую Культуру?

       Человек способен ответить на такой вопрос, только преобразившись изнутри, и сквозь метод самопроверки или "горнило сомнений". КАК?..

"В одной интересно задуманной, но слабо написанной пьесе советского писателя Олеши изображена артистка, которая добросовестно хочет, для себя самой, выяснить свое отношение к большевикам. Для этой цели она завела тетрадку-дневник, куда заносит все впечатления жизни под рубриками: "Список благодеяний" и "Список преступлений" - советской власти. В сущности, каждый из нас должен должен был бы вести подобный счет, наедине с собой, будучи всегда готовым к самопроверке..."
                (Г.П.Федотов "Правда побежденных").

        Смею заметить и пояснить к цитируемому, чтобы пореволюционный украинский националист не "обольщался" таким словосочетанием, как "советской власти", так как, убрав "советской" и поставив слово "Майдан-революция", тогда он обнаружит, что стоит перед "зеркалом" Истории, измерения у которой намного глубже и сложнее, чем может вообразить себе человек.

        Так способен ли человек честный пройти сквозь "горнило сомнений" и поверку самого себя, чтоб дать полноценный ответ на мучительный вопрос?..

                ***

                "...Сколько праведников спасают Содом?
                Кто сочтет? В РУКАХ АРХАНГЕЛА ПОВИСЛИ ВЕСЫ НАД БЕЗДНОЙ,
                И ЧАШКА ИХ КОЛЕБЛЕТСЯ ПОД ТЯЖЕСТЬЮ БЕДНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
                ДУШ. Таково должно быть наше восприятие совершающегося.
                Это страшно. Это страшнее, чем у постели тяжело больного
                в час кризиса" (Г.П.Федотов "О национальном покаянии").



              (начато 1.12.2017г.)


Рецензии
Да, обо всём уже сказано, обо всём написано мудрыми людьми, да плохо мы читаем и ничему не учимся.
С уважением Галина.

Галина Дейнега   03.12.2017 11:04     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина Николаевна!
Спасибо за понимание: у мудрости веков мы не учимся.

Но самый вопрос многослоен, а ответ на него зависит от уровня видения и мысли воспринимающего.

С другой стороны, Ваш отзыв можно понять двузначно. Первый вариант уже озвучен. А второй вариант можно понять так, что "обо всем уже сказано" и самый вопрос никчемный, не заключает в себе никакой актуальности в виду наипростейшей очевидности происходящего. И данную критику не я сам себе накручиваю, а услышал от моего друга, профессионального эксперта по текстам. Но, с благодарностью принимая критику и всё анализируя и синтезируя, я все-таки утвердителен в первоначальном видении. И критика моего друга, и Ваш отзыв помогли мне кое-что увидеть, так скажем, со стороны. Что именно? Например:

"Читатель: Опять! Как можно ставить такую бездарную тему? Вы возрождаете традиции толстых журналов 90-х годов. Неужели с вас мало возов бумаги, исписанных народниками и марксистами?
Автор: Вы могли бы прибавить к ним и Александра Блока. Не говорит ли вам это имя о том, что мы имеем дело с одной из роковых тем, в которых ключ к пониманию России и её будущего..." (Г.П.Федотов "Трагедия интеллигенции").

Для чего цитирую Федотова? Потому что в его мысли увидел связующий контекст ТЕМ, и вот этот самый связующий контекст и будет ответом на критику, как и на самый поставленный вопрос.
Другими словами, чтобы уловить смысл вопроса, нужно разгадать сокровенное в связующем контексте ТЕМ и многоголосий.

Пройдут годы, десятилетия и произойдет много разных событий и явлений, но за поверхностью явлений останется связующий контекст, в котором содержится ответ на вопрос.

Вопрос коварен и опасен, как молот разбивающий идолов и кумиров разных эпох и современности. Если в нашей современности на Украине разбивают одних идолов в осколки и приносят себя в жертву другим идолам. То поставленный вопрос бескомпромиссно разбивает все идолы прошлого и настоящего, осколки которых переплавляет в "горниле сомнений". Для чего? Чтобы сквозь ТАКОЕ "горнило сомнений" (самоосознание) открыть жемчужину: подлинные Ценность и Правду, как самое сокровенное и достойное того, что называется ВЕЛИЧИЕ - человека, народа, родины и отечества.

С уважением,

Бармин Виктор   05.12.2017 11:53   Заявить о нарушении
Сказано, пересказано, но не дошло! Значит надо говорить и говорить, пока дойдёт!
А дойти должно!!!
С уважением Галина

Галина Дейнега   05.12.2017 12:02   Заявить о нарушении
Галина Николаевна, Вы - мудрейшая женщина.

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…»
(Ф.И.Тютчев)

«Всё в будущем столетии… Россия – новое Слово…» – записывает Достоевский в свою тетрадь. ...но слово – ему хотелось верить в это, – слово его переживет те времена и пространства всемирных потрясений, которые не то что предвиделись, но явно ощущались им. И пусть только там и тогда услышится его слово, все-таки коли услышится, то и отзовется…» (Ю.И. Селезнев, с. 435-475, 1990).



Бармин Виктор   05.12.2017 18:27   Заявить о нарушении