Окно в авестийский мир

И это, действительно, так. Как отмечают исследователи, "в лесах русского северо-востока, в Пермской и Вятской губерниях, уцелела большая часть из того, что вообще дошло до нас из произведений прикладного искусства Сасанидской Персии. Сюда, на далекий север, завозились купцами выкованные в Персии блюда и кувшины, и по драгоценности материала, и по художественным достоинствам бывшие лучшим средством для оплаты вывозившихся отсюда мехов и пушнины"76. 


Напомним, что в 651 году погиб последний из сасанидских царей Иездигерд III – с его смертью завершилось завоевание Ирана арабами. Завоевателям достались несметные высокохудожественные  сокровища, которыми владели влиятельные вельможи, храмы и шахиншахи. Как известно, ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому "десятки тысяч художественных изделий из золота и серебра уничтожили в плавильных печах"… И вот почему в "Иране и прилегающих областях сасанидское серебро находят очень редко… Примечательные страницы истории культуры Ирана и Средней Азии были бы безвозвратно утеряны, если бы не… уральские клады"77. 


Например, в кладе "восточного серебра", который летом 1927 года случайно обнаружил мальчик-пастушонок, пасший стадо недалеко от д. Турушево (в междуречьи Камы и Вятки) – он провалился в яму, в ведерке из серебра найдены "серебряные блюда, светильники, витые шейные обручи-гривны"78.  "Самая древняя вещь в турушевском кладе – иранское блюдо IY века со сценой охоты Шапура II. Резко обернувшись назад, коронованный всадник посылает стрелу во вздыбленного льва. Под копытом коня распростерся уже смертельно раненый зверь… Светильники из Средней Азии относятся к YIII веку. На дне одного выгравирован слон – священное животное буддистов, изображения на другом восходят к доисламским земледельческим культам. Здесь гранатовые деревья: обильный семенами гранат обозначал надежду семьи на многочисленное потомство. На ручке свернулась пантера – непременная спутница Диониса-Вакха. В медальоны на тулове вписаны двугорбый верблюд, олицетворение сакральных сил природы; конь, связанный с почитанием животворных вод; олень, способный продлить человеческую жизнь благодаря целебности лекарств из своих рогов. Позднесасанидское блюдо из Турушевой содержит  популярный эпический сюжет: охота царевича Бахрам Гура (он же сасанидский царь Варахран V. 421-439):
Однажды с музыкантшею, без свиты,
Помчался в степь охотник именитый.
Его румийку звали Азада,
Он с нею время проводил всегда.
Лишь на верблюде ездил он верхом,
Что был покрыт атласным чепраком…
Чета газелей мчалась по холмам,
Сказал, смеясь, красавице Бахрам:
"Луна моя! Сейчас начну я ловлю
Как только лук могучий изготовлю, -
Кого сначала мне сразить тогда?
Самец – в годах, а самка – молода",
"О лев, - сказала Азада,- ужели
Гордится муж, что сильней газели?
Чтоб заслужить прозванье храбреца,
Стрелою самку преврати в самца…"
В колчане у охотника была
Особая двуострая стрела,
Самец взметнулся на равнине пестрой, -
Бахрам тотчас подсек стрелой
Его рога, подсек на всем скаку.
Едва самец своих рогов лишился,
Он сразу как бы в самку превратился.
А в самку две стрелы вонзил Бахрам,
Чтоб уподобились они рогам.
Фирдуоси.

На блюде точно переданы все детали этого эпизода, подробно пересказанного Фирдуоси, но, как видим, восходящего к домусульманской эпической традиции"79. 


В Парижской национальной библиотеке хранится иранское блюдо YI – YIII вв., которое, судя по шаманским рисункам IX – X вв., также было найдено в Верхнем Прикамье. Сюжет на этом блюде связан с "культом Анахиты и иранской ипостаси Вакха. В центре – нагая женская фигура, обращенная к козлиноголовому крылатому зверю… Вокруг четыре пары служителей богини с посвятительными дарами – ее культовыми атрибутами. Это те же дары – голубь, цветок, чаша с виноградом, сосуд на высокой ножке, которые несут жрицы Анахиты или танцовщицы-гнеродулы при ее храмах на большой группе сасанидских кувшинчиков IY – Y вв. Один из жрецов держит тирс – принадлежность вакхического культа – и факел (или переносной алтарь огня), т.к. Анахиту почитали богиней огненной стихии. Голуби постоянно сопровождают ее изображения, так же, как цветок граната, лотос, различные люди. На парижском блюде показаны божества в серпе, так как в эллинистический, парфянский и сасанидский периоды Анахита ассоциировалась с луннарными богинями. Для ее сасанидской иконографии характерен шар, охваченный снизу полумесяцем… В послеведийский период культ Луны стали связывать с богом Сомой (иранский Хаома), олицетворением растения сомы. На блюде один из жрецов несет ведерко со священным напитком из сомы"80. 


Обстоятельный анализ восточных изделий из серебра и бронзы, найденных на территории бывшего СССР, в том числе на Урале, содержится в книге В.П. Даркевича81.  Обильный материал для анализа дали автору и находки в Прикамье. В частности, они содержат информацию об авестийском мире, иранских языках, школах восточного серебра. Например, в кладе, найденном в 1896 году крестьянином из деревни Шахарова Златоустовской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии (ныне Суксунский район Пермской области) на одной из серебряных чаш – "согдийская надпись YII-YIII вв"82.  На сасанидском блюде изображена сцена "охоты Шапура III (383 – 388); на обороте процарапаны среднеперсидская и согдийская надписи (согдийская датируется YII-YIII вв.83.  На сасанидском блюде "второй половины III века – изображение "богини со львом, шестью медальонами с протомами животных и фигурами гладиаторов и согдийской курсивной надписью"84. 


Много информации дал ученым анализ серебряной чаши с изображением всадника. По Я.И. Смирнову, "тип и одежда всадника находят себе аналогию на монетах китайско-тюркских, относящихся ко YII – YIII векам"85.  Согласно М.И. Ростовцеву, на чаше, которую он отнес ко II – IY вв., изображен индо-скифский бог-всадник, спутник Великой Богини"86.  С.П. Толстов отождествил юного всадника с Сиявушем – древним божеством растительного  царства, мужским спутником хорезмийской Аханиты. Поскольку Сиявуш считался легендарным предком правящей династии, всадник на монетах Хорезма (I – IY и YII – YIII вв.) – эмблема Хорезмийского государства87.


В Кошелевском кладе (Суксунский район) в 1899 году найден сасанидский кувшин, на дне которого – "среднеперсидская надпись с именем владельца"88.


"Круговые надписи почерком процветшей куфи" – на горле и нижней части серебряного флакона, найденного в 1898 году в д. Селянино озеро (теперь находится на территории Кунгура). Ученые отнесли дату изготовления флакона ко второй половине XII – первой половине XIII вв89. 


Много информации дала ученым находка в поле у деревни Бартым (Березовский район) серебряной чаши с изображением оссуария на львах. "Хорезмийские надписи позволили О.Н. Бадеру и А.А. Смирнову определить сосуд как среднеазиатский… Смысл изображения раскрыт Ю.А. Рапопортом: сцена рисует поклонение останкам правителя, установленным на престоле… Возможная связь образа с празднеством в честь сбора винограда объясняет появление подобной сцены на пиршественной чаше90.  Установлено также место изготовления чаши – Хорезм и дата – 703 или 713 годы.


В 1957 году в поле у той же деревни Бартым Березовского района была найдена серебряная чаша с изображением четырехрукой богини. Изделие датировано 700 годом. Находка интересна еще тем, что почти во всех деталях совпадает с чашей Британского музея, датированной тем же годом91.


На серебряном блюде YII – YIII вв., найденном в селе Комарово Кунгурского района, изображен лев, терзающий быка. "Единоборство солнца-льва и быка трактуют как символ весеннего равноденствия"92.


76. Иосиф Орбели. Сасанидское искусство". (Цит. по:. Лешенко Ю. Серебро закамское, Пермь, 1974. С. 8.

77. Даркевич В.П. Аргонавты Средневековья. М.: Наука, 1976. С. 71.

78. Там же. С. 72.

79. Там же. С. 72-73.

80. Там же.  С. 38.

81. Даркевич В.П. Художественный металл Востока YIII – XIII вв. Произведения Восточной торевтики на Европейской части СССР и Зауралья. М.: Наука, 1976.

82. Там же. С.15.

83. Там же.
84. (Цит. по: Даркевич В.П. Указ. соч. С. 17.
 
85.Цит. по: Даркевич В.П. Указ. соч. С. 16.
 
86.Цит. по: Даркевич В.П. Указ. соч. Там же.

87.Цит. по: Даркевич В.П. Указ. соч. С. 16.

88. Даркевич В.П. Указ. соч. С. 16.
89.Там же. С. 17.
 
90. Там же.

91. Там же. С. 18.

92. Там же.  С. 31.

Предыдущую главу см. здесь:http://www.proza.ru/2017/11/28/815


Рецензии