Ч. 11 Первым делом сел писать завещание

Предыдущая  страница  http://www.proza.ru/2017/12/01/1361

Меншиков принял очень разумное решение. Светлейший князь, хотя и носил адмиральские эполеты, моряком никогда не был и отличился в сражениях на суше, а не на море. Но это не мешало ему девятнадцать лет управлять морским министерством и учить уму-разуму морских волков, просоленных на всех морях и океанах.

С июля 1853 года царь назначил его главнокомандующим морскими и сухопутными силами в Крыму. Меншиков поручил командование Севастопольским гарнизоном генерал-лейтенанту Фёдору Фёдоровичу Моллеру.

Корнилову он приказал командовать обороной Северной стороны, самым опасным направлением для защитников города. На Северной стороне практически не было укреплений. При этом он успокоил Владимира Алексеевича тем, что вряд ли союзники решатся наступать с севера, имея в тылу и на фланге русские войска, и оказался прав.

Кроме Корнилова, в городе были ещё два высших морских командира: начальник Севастопольского порта, он же военный губернатор Севастополя, вице-адмирал Михаил Николаевич Станюкович и начальник 5-й флотской дивизии вице-адмирал Павел Степанович Нахимов.

Нахимову главнокомандующий поручил оборону Южной стороны. Павел Степанович попытался отказаться от этого поручения. Он заявил князю, что ради блага России готов умереть, но считает себя неподготовленным командовать войсками на Южной стороне.

Вице-адмирал доказывал, что готов подчиниться даже младшему по званию, потому что, по его мнению, бесчестно браться за дело, которого не понимает. Меншиков отрезал,  сказав, что заменить адмирала некем.

Нахимов продолжал настаивать. Раздражённый князь ответил, что подумает, и с тем уехал, оставив отданный приказ в силе. Нахимову ничего не оставалось делать, как подчиниться. Однако кто должен принять на себя руководство общей обороной города, главнокомандующий не сказал ни слова.

Создалась  довольно неопределённая ситуация. Главную силу в Севастополе составляли моряки, сухопутных войск имелось крайне мало. Генерал Моллер предложил возглавить оборону морякам.

Нахимов и Станюкович подчинялись старшему по должности – Корнилову. К тому же Корнилов единственный из них входил в царскую свиту, имел звание генерал-адъютанта. Поэтому вопрос о том, кто будет старшим из моряков, даже не обсуждался.

Чтобы подчинить Корнилову не только моряков, но и армейцев, Моллер назначил своим приказом генерал-адъютанта Корнилова начальником штаба Севастопольского гарнизона. Таким образом, были соблюдены все формальности.

Владимир Алексеевич распределил обязанности между высшими чинами в гарнизоне и энергично приступил к организации обороны города. За два дня до сражения на Альме вице-адмирал побывал в ставке светлейшего князя. Удивительно, но официального штаба у Меншикова не было. Вице-адмирал понаблюдал в телескоп с командного пункта главнокомандующего за противником, а вернувшись в Севастополь, первым делом… сел писать завещание.

Наверно Корнилов был фаталистом. Большинство людей в подобных ситуациях надеются выжить, но почему-то все наши знаменитые севастопольские адмиралы, о чём ещё будет сказано, были убеждены в обратном.

Кстати, в день своей гибели, видимо, предчувствуя её, перед тем как ехать на позиции, Корнилов отдал адъютанту свои старинные золотые часы, доставшиеся ему от отца. Адмирал попросил офицера передать их семье в Николаев для старшего сына.

Владимир Алексеевич был внутренне убеждён, что сражение на Альме в случае поражения русских войск повлечёт за собой утрату Севастополя, а возможно, и Крыма. Жить ему после такого поражения не хотелось. Поэтому, когда он узнал о разгроме армии Меншикова на Альме, полученное известие буквально сразило его.

Сбывались наихудшие ожидания.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/12/03/1261


Рецензии
То есть высшее руководство не верило в исход войны.

Муса Галимов   20.11.2021 21:12     Заявить о нарушении
Я бы сказал, понимали, чем всё окончится.

Владимир Врубель   20.11.2021 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.