Покров Богородицы над Россией ч. 1

 МОЛИТВА
Спаси мою бедную Родину,
Но если виновна Россия -
Прости мою грешную Родину,
Владычица Дева Мария.

...почитайте Женщину, Мать
Вселенной, в ней лежит вся истина
Божественного Творения.
Восточное сказание.

14 октября Русская Православная Церковь празднует великий светлый праздник, который называется Покров Пресвятой Богородицы. Он пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Это праздник в память события, произошедшего 1 октября 910 г. в святом граде Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. Чудо, прославленное Церковью, произошло в храме во время всенощного бдения, когда православная греческая столица была окружена огромным вражеским войском. Все находившиеся в храме, а среди них присутствовал император Лев с императрицей и множество придворных, горячо молились об избавлении от неприятеля. Свою молитву к Господу и Божией Матери возносил и св. Андрей, принявший на себя подвиг юродства Христа ради. Многие в городе смеялись над ним, били и толкали его. Благодушно терпя издевательства и голод, он ходил по улицам в одной рубахе, проводил ночи на холоде, а милостыню, которую подавали ему, раздавал другим нищим. Господь наградил св. Андрея даром прозорливости. Молясь во время всенощной вместе со всеми прихожанами, он увидел вдруг Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении ангелов и святых, среди которых были св. пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Преклонив колени, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со своей головы покрывало (покров) и распростёрла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем самым подаваемую Ею всему миру христианскому защиту от видимых и невидимых врагов.

Св. Андрей со страхом и трепетом созерцал это Божественное видение и спросил стоящего рядом своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всём мире?». – «Вижу, святой отче, и ужасаюсь». Царица Небесная стояла «на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руци, просяще умирения миру и спасения душ наших», - говорится в праздничной стихире. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, долгое время смотрели на распростертое перед народом покрывало и на блиставшую, наподобие молнии, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Её, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с собою, Она сохранила благодать, бывшую там. Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя. Память об этом событии бережно хранится народом православной Греции. Россия также в разное время испытывала заступничество Царицы неба и земли. Исторически считается, что Русь начиналась с Севера и её первой столицей был Новгород, отец городов русских. Новгородцы призвали в 862 г. на княжение Рюрика, князя из племени варяго-Русь. Так было положено начало династии Рюриковичей, правивших Русью почти семь столетий. В Новгороде в XII в. существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь). Олег Вещий, объединивший разрозненные славянские племена в единую державу, избирает столицей Киев, называя его «Матерью городов русских».

Святая Ольга, мудрая княгиня, в 955 г. совершает трудное и опасное путешествие в Константинополь (Царьград), где могла видеть всё, чем было сильно и славно Греческое царство. А сильно оно было верой в заступничество Богоматери. Там Ольга принимает крещение в храме Св. Софии Премудрости Господней. Вернувшись, правительница Руси строит в Киеве первый, тогда ещё деревянный, храм Святой Софии. Так протянулась нить любви Вселенской Матери - Софии Премудрой от одного великого народа к другому великому народу. В начале XI в. великий преобразователь Руси князь Ярослав Мудрый воздвигает в Киеве уже каменный дивный храм Св. Софии Премудрости Господней, призвав из Греции лучших зодчих и художников. Его сын Владимир строит подобный храм в Новгороде. А в середине XI в. наследниками Ярослава Мудрого был воздвигнут храм Св. Софии в Полоцке. Символично, что храмы Вселенской Матери - Софии Премудрости Господней возникают именно в этих трёх городах тогда ещё единой Руси: Киев (Украина) - Новгород (Великорусь) - Полоцк (Белоруссия). Три храма олицетворяют три Руси, объединённые Сердцем Великой Матери Мира и становятся значимой вехой на пути от Великой Руси русов к многонациональной Великой России. Почти при самом начале русского государства Богоматерь послала свою икону в Киево-Печерскую обитель, как бы в благословение просветившемуся христианскою верою всему нашему Отечеству. Память о многих других чудесных событиях записана в исторических летописях, увековечена построением святых храмов, обителей и учреждением крестных ходов.

Ниже последует краткое повествование о благодатном покрове Богородицы над Россией, а также её чудесные явления нашим князьям, святителям, воинам, инокам, пастухам и т. д. На протяжении трёх столетий Киев был столицей или, как тогда говорили, старшим столом Руси. До сих пор славны в народной памяти мудрые правители Руси: Ольга Святая, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и другие. Но едва они уходили из жизни, начинались раздоры и войны между удельными князьями, их братьями и сыновьями за старший стол. Сильно страдала Русь от этих братоубийственных войн. Спасаясь от очередных княжеских усобиц, начавшихся после смерти великого князя В. Мономаха и его старшего наследника Мстислава Великого, население уходило на новые места - на Запад, на Северо-Восток, в Суздальский край. Пришельцы, смешиваясь с местными обитателями Суздальского края, положили начало великорусской ветви славянства. Этот глухой лесной край ревностно обустраивал младший сын В. Мономаха - Юрий Долгорукий. Когда он занял Киевский стол и стал великим князем Руси, то дал в удел своему сыну Андрею, близкий к Киеву Вышгород. Князь Андрей Юрьевич был выдающимся человеком своего времени. Даже среди храбрых русских князей он выделялся необычайным мужеством, стойкостью, военными дарованиями. Но особым его качеством было миротворчество. Ему удавалось склонять к миру отца и других князей, хотя бывал тот мир недолгим. Не мог Андрей смириться с теми жестокими разорениями, пожарами, гибелью близких, что сопутствовали княжеским войнам.

Раздоры он считал причиною всех бед Руси и более всего хотел заниматься мирным строительством в любимом Суздальском крае. В те времена в Вышгороде находился женский монастырь, куда Ю. Долгорукий привёз икону Божьей Матери, полученную им в дар от константинопольского патриарха Хризоверха. По преданию это была одна из трёх икон, написанных Евангелистом Лукой, прославившаяся многими чудесами. Несколько раз видели, как икона сходила со своего места в храме, и недоумевали, какое же место соблаговолит избрать она для своего пребывания. К этой иконе и поспешил князь Андрей с молитвой о помощи и заступничестве, когда в 1155 г. он без разрешения отца, бывшего в то время уже великим князем, покинул свой удел в Вышгороде и отправился в Суздаль, где родился и был воспитан. А эту икону, как великую святыню и защитницу, он взял с собой. При повороте к Суздалю, в 10-ти верстах от Владимира, княжеские лошади, что везли Святую икону, вдруг стали, как вкопанные; перезапрягли других, и те не пошли вперёд. Пришлось остановиться на ночлег. 18 июля, «в полночь, – как пишет историк A.M. Нечволодов, - во время усердной молитвы князя, Богоматерь явилась ему со свитком в руках и завещала не ехать дальше, но поставить Ея святую икону во Владимире, а на месте явления построить монастырь. С той поры это место стало прозываться Боголюбовым», как ознаменованное небесной любовью. Таким образом, князь Андрей был отмечен Высшей Милостью и прозван «Боголюбским».

Андрей – воитель за мир и строитель новой жизни, вождь, который понимал сущность верховной власти как служение своему народу, как умение быть отцом для своих подданных. Когда в 1157 г. Ю. Долгорукий умер, вся Ростово-Суздальская земля избрала А. Боголюбского своим князем. Ещё усерднее он продолжал обустраивать Суздальскую сторону и свой любимый г. Владимир на Клязьме, мечтая сделать из него второй Киев. При нём стало развиваться русское искусство, ибо для украшения великого множества строящихся храмов, церквей, монастырей требовались искусные мастера. Особо был украшен храм Рождества Богородицы. Меж тем, княжеские усобицы, ненавистные Андрею, продолжались до 1169 г., когда уже сами князья обратились к Андрею, как к старшему в роду Мономаховичей, с просьбой занять старший стол в Киеве. Но он не пожелал сесть на золотой стол в Киеве, а перенёс в 1169 г. столицу Руси во г. Владимир, избранный Божьей Матерью. С этого события начинался новый порядок вещей и зарождение нового центра Великороссии, где засиял святой образ Божьей Матери Владимирской. Само имя Владимир помогает понять суть тех событий. «Влади-мир» можно прочесть как «владей миром». А можно и так: «В-лад-и-мир» – «в ладу с миром». Новый порядок увидели в объединении этих понятий: «Владей миром в ладу с Миром». Через икону и через избранников Великой Матери шла Высшая Помощь во дни великих бедствий народа. На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы был введён заботами св. князя Андрея Боголюбского.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2018/12/27/1145


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.