Чай с поучениями для монахов

На сайте московского храма с радостью заметил объявление-чай с батюшкой по вечерам раз в неделю. Поспешил придти и глубоко задумался о происходящем.
В начале было интересно и чай гринфилд в термосах самый горячий, оснащен был булочками с ягодами.

На входе был заинтригован мнением прихожанки о большом количестве молодежи на этом приходе.

После просмотра видеофильма о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, настоятель начал полуторачасовую речь о древней книге афонского старца Никодима"Невидимая брань".

Молодые пили чай и слушали, но смысла оказалось немного.

Предложение немощным и больным физически и психически мирянам афонского высшего совершенства и воспитание иллюзии спасения, а практически введение в тонкую прелесть.

Спасение стадом, предложение общих представлений вместо узкого пути личному индивидууму?

Чтение современникам древних книг перевод которых иллюзорно упрощен.

Непрерывное часами протяжное поучение.

Но я то знал эту книгу и что ее предлагают новоначальным монахам в монастырях.  Мирянам она темна и  непрактична.
Как многие христианские книги семнадцатого и восемнадцатого века, периода упадка христианской мысли. Из-за хлесткого названия она всегда хорошо продавалась, но учила ли она или создавала иллюзию обучения и самомнение у учеников? В ней нет примеров из патериков, главы разлагольствований сменяются по темам и заканчиваются, пощекотав лишь воображение, ничего практически не давая в приеме, навыке такой невидимой борьбы.

Бедные добрые ребята, у них нет ни выбора, ни разнообразия, ни весёлого интересного времяпрепровождения.

Что мы можем вынести из этого поучения, которое забывается при выходе на свежий воздух в шум города.

Трагедия навязанных представлений о пути и жизни христианина, никак не относящихся к жизни современников.

Что же там происходило?

Прежде всего потеря авторитета пастыря, не понимающего и неслышащего своих ближних и паству, но прекрасно угождающего мнению начальства о том, куда надо вести христианскую молодежь.

После того подступило горькое разочарование в той скуке, которую предлагаемое тихое и спокойное заблуждение навевает здоровому уму и сердцу молодого человека.

Чем же должна быть такая душе спасательная беседа,

Прежде всего общением, нормальным разговором с живыми людьми.

Наставления для монахов опасны и соблазнительны, скучны и малопонятны огненностью своей простецам мирянам.

Никодим заявляет инокам максимы, которые характерны либо для совершенных, либо для прельщенных, типа непрестанно подвизайтесь,  то есть никогда не отдыхайте...

Но в патерике есть притча-о труде и отдыхе, однажды некий монах упрекнул известного старца-зачем ты веселишь шутками  учеников, монахи должны быть печальны, на что старец отвечал-если лук постоянно натягивать-оборвется, временами надо давать послабление трудам.

Никогда ни в чем не полагайтесь на себя - это привязывает инока к старцу и духовнику обители, которому все мысли всегда открываются но практика эта в миру приводит к полному не пониманию призывающего к такому монашескому суровому подвигу в миру.

 Итог- непонимание, равнодушие и смущение в перегруженных мирянах, перед которыми высмеиваются даже советы психологов как врачей. А небрежение врачами прямой путь к усилению болезни другой.

 Такой священник очевидно мало сталкивался и с психологией, полагая что уже обрёл все необходимое и его путь завершен другим выбором. Но этот другой выбор судьбы никак не может заменить знание психологии, без которой современный мир понять и изменить невозможно.

 Понятно желание остаться в своём 14 веке со святыми, но кто гарантирует, что такой путь угоден Богу и отказавшийся от своего времени сможет понять и войти а другое, а не зависнет между мирами, утратив свой и так и не попав в другой.

Этот неудачный урок монашества навел меня на страшную мысль-все продолжается, церковь прокляла всякое социальное и политическое движение в обществе, призывает уже мирян в монахи, но не те, что по завету святого Сергия выходили на Куликовскую битву за народ, а совсем других,прятавшихся от мира по щелям, толстых самоспасателей.

Но люди были молоды и остановить батюшку и вернуть его к нуждам современников было некому.Страшно было и заикнуться о революции 17 года, ее причинах и упадке церкви, прямо к ней приведшем...

Народ просто лишается всяких итогов 20 века, всякой силы организаций и союзов, и загоняется в средневековье, где единственным путем для христианина было монашество, феодалами стали олигархи, духовенство корпорацией и делался вид, что социализм ни наш ни  западный якобы невозможен.

Но правда о монашестве в том, что этот путь для единиц, а на него загоняют миллионы. В то время как реальный христианский путь развития индивидуальности забыт и заброшен в официальных слащавых проповедях.

 Все это прямо ведет к усилению грабежа и гнета богатеев и к точке того самого кипения, которую мы уже проходили в 17 году, когда политическое и общественное лидерство оказалось у способных предложить новое социальное устройство обществу, а не у застрявших в феодализме, монархизме и капитализме тянущих на себя одеяло благ меньшинств.

Отделиться от правящих классов в риторике и практике, и стать за небесное царство Христа-вот задача для современного духовенства.

А при попытке очернить и очертить, от слова черт, советский период, давший работу и квартиры народу такое бездуховное духовенство прямо упрется в слова Христа-сказавший брату своему-"безумец"-подлежит синедриону-духовному суду,а сказавший брату своему- "бес в тебе" подлежит геенне огненной,(как гневающийся напрасно)

И мы прекрасно знаем откуда идет это чертыхание -прямо с запада, из англосаксонского ультимативного протестантского сознания, в котором всегда русский социализм и тем более коммунизм был порождением дьявола и никак иначе.

Но рано или поздно придется увидеть правду, без которой к Истине не подойти, заблуждение к истине не приводит.

 Я пришел, чтобы понять происходящее в умах и сердцах православной Москвы, которая всегда была светом для безнадежной провинции. И этот урок был печальным.

Все пустить на самотек, все как есть, и уйти в грезы о совершенстве и строгих постах, ничего о подлинном христианстве не зная и не ища настоящих учителей его.


Рецензии