Кумышка или история одного народа

   Рассказывая о кухне удмуртов и не сказать о кумышке, - это не сказать ничего. Удмурт рождается с кумышкой и с ней же умирает. Она сопутствует ему всю жизнь, потому как это не спиртной напиток, а ритуальное питьё. И пьёт её удмурт только по поводу, - благо поводов хватает, - рождение, крестины, покупка машины, свадьба, развод,   и т. д.   Эта привычка, - пить по поводу, - распространилась сегодня на любое употребление спиртных напитков.  Потому первый вопрос среди выпивох «За что пьём?» Поверьте, повод всегда найдётся, раньше для этого использовали отрывные календари, сегодня интернет.

   Кумышку гнали давно. Так  Илья Николаевич Березин в своём энциклопедическом словаре (1878 г.) упоминает, что гнать кумышку удмуртам разрешил ещё Иван Грозный. Очень может быть, - взяв Казань, Грозный не только не сделал ни одного татарина крепостным, но и вернул лояльным татарским мурзам утраченные имущества и привилегии. Отсюда и «сирота казанская», т.е. татарин преувеличивающий размер своих потерь, чтоб получить соответствующую компенсацию. А удмурты служили у татар, платили дань и частенько вместе с ними ходили на московитов. За то запретили им заниматься всяким железным и серебряным промыслом, а топоры и ножи обязали покупать в госторговле. А вот кумышку не тронули.

   А почему «кумышка»?  Откуда слово такое взялось? Блуждая в потёмках истории в поисках ответа, мы наткнёмся на одну из первых информационных войн, жертвами которой пали не только простые люди, но и вполне заслуженные и авторитетные учёные. А разрывы от неё в виде слухов и нелепиц гуляют по сию пору.

   Вопрос отнюдь не риторический, ибо один из ответов на него предполагал связь названия «кумышка» с якобы исходным продуктом кумысом, что неправильно, - в основе всегда было зерно. А отсюда происходили  очень даже серьёзные следствия.

   Сама возможность гнать самогон из сквашенного молока ставилась под сомнение.  Но в 1768 году русский путешественник и академик естественных наук Иван Иванович Лепёхин, будучи на реке Сок в своей книге «Дневные записки путешествия по различным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 г.»  описал виденные у калмыков способ и оборудование для перегонки кумыса. Надо сказать вовремя проехал, - лет на пять позже и не миновать ему встречи с Емельяном Пугачёвым, и два солдата сопровождения бы не спасли. Книга вышла в свет в 1771 годах, а чуть раньше в 1765 году вышел Указ, после которого винные откупа были распространены по всей стране кроме Сибири.
       
«Винные откупа - система взимания косвенного налога, при которой отдаётся на откуп частным предпринимателям право торговли вином. Откупщики платили государству заранее оговоренную денежную сумму, получая право на откуп на публичных торгах»

   Никакого исключения для удмуртов сделано не было, - вятские уезды, где проживали вотяки, тоже были выкуплены, - не повезло петербургскому  купцу Усачёву. Тогда  вотяки придумали историю, согласно которой Екатерина Великая не запретила им гнать кумышку, это чтобы не платить:

«У Екатерины II однажды утонул корабль, и никакими усилиями его невозможно было поднять. Тогда она приказала каждому из своих народов молиться по своей вере. Но ничья молитва не была услышана богом. Только когда вотяки, помолившись по своему обряду, плеснули на огонь кумышку, то по мере того как пар от нее поднимался вверх, поднимался и корабль. Вследствие этого царица и дала указание, - дозволить вотякам  варить кумышку»

   Не для того купец Усачёв деньги вложил, чтоб в сказки верить. Разослал своих агентов по уездам, чтоб пресекали кумышковарение и принуждали вотяков казённую водку покупать. Только были среди удмуртов грамотные, - немного,но были. Откуда много? - тогда на одного учителя 200 неграмотных учеников приходилось! Так вот, написали они в Сенат жалобу, назначали ревизию, всё подтвердилось. Чтоб доход государству не потерять, вотяков не гнобить, купцов не обидеть, предложили удмуртам самим выкупить винный откуп у купца Усачёва, а тому более в их землях русской водкой не торговать. Прецедент был, - при Петре I всем удмуртским миром каждый год собирали 550 рублей, чтоб кумышку можно было гнать.

   Не вышло ничего. Усачёв попросил за каждое ведро кумышки по 2 рубля 75 копеек. Удмурты арифметику уже знали, быстро прикинули: пуд ржи это 25 копеек, следовательно,  2 рубля 75 копеек  это одиннадцать пудов, - никак не меньше. А с пуда полведра кумышки будет,т.е, с двух ведро, этак оно не больше 50 копеек выйдет.

«Московское ведро, или ведро сытного ряда – 12 литров» 

   И предложили Усачёву по 10-15 копеек с души. Не знаю, кто кого больше дурил, но за земляков стыдно,  - если верить В.Д. Орлову («Кумышка – водка вотяков», 1891 г.) то на каждого пьющего вотяка приходилось до пяти вёдер кумышки в год, на зажиточную семью 30. Получается, что за пять вёдер удмурты предлагали стоимость одной четверти, - в двадцать раз меньше!  - нехорошо. Удмурты и сами потом устыдились, подняли цену до 25 копеек, но поздно, купец был уязвлён до глубины души и надеялся только на милость царя Александра I.

   Александр I к тому времени два года как царствовал, тяжело переживал преждевременную «кончину» отца, от того добр был необычайно и 6 февраля 1803 года издал Указ, согласно которому:

 - винный откуп в Вятской губернии оставить на прежнем условии;
 - полиции строго предписать, чтобы вотяки были охраняемы от всяких со стороны откупщиков притязаний и обид;
 - иметь наблюдение, чтоб вотяки действительно варили кумышку только для домашнего обихода и чтоб количество оной ничуть не превосходили семейных нужд.

   Вроде бы всем радоваться, да не тут-то было. Это даже не конец, это только начало. Восемь лет потом откупщики думали, как доходы вернуть, как вотяков заставить казённую водку пить. И придумали! Не знаю, читали ли они И.И. Лепёхина, сами ли дошли, только стали заваливать Сенат жалобами, что варят вотяки кумышку не из квашеного молока, а из зерна. Используют ту же посуду, что и на винокуренных заводах, и получается кумышка ещё крепче водки, от чего они, купцы, продаж не имеют, внести в казну требуемую сумму не в состоянии, короче, - государство в опасности!

   Сенат прислушался и в 1811 году решил лишать права варения кумышки тех удмуртов, которые будут изобличены в изготовлении кумышки из зерна, «наивно» полагая, что кумышку удмурты всегда гнали из молока. А, так как из молока удмурты не умели и продолжали гнать кумышку из зерна, то 20 апреля 1818 года вышел Указ, который запрещал варить кумышку совсем. Для того, чтоб Указ соблюдался, в 1825 году во все земские суды прибавлено было по одному корчемному заседателю.

   Только для удмуртов ничего не изменилось, как варили кумышку, так и варили, - а куда без неё? Ушли подальше с глаз долой в леса, к родникам. А корчемному заседателю объяснили просто: “Бачка! Коль хочет твой, чтобы голова сидел на плечах, то не якшайся больно с откупом...” (Блинов Н. Вопрос о кумышке // Записки для чтения. СПб., 1867. №7. С. 34.). Теперь корчемный заседатель, прежде чем прибыть с внезапной проверкой, загодя тайно предупреждал вотяков. А если по каким-то причинам забывал это сделать, то корчемная стража была бита, а некоторые порой и убиты. Мало того, от такой партизанщины нередко горели казённые леса. Потому уже с 1827 года министерством финансов постановлялось:

 «Предоставленное вотякам право свободного курения кумышки оставляется и на будущее время ненарушенным и за подрыв винного откупа не почитается, с подтверждением только, чтобы под видом кумышки не было высиживаемо горячего хлебного вина в подрыв откупа, и чтоб напиток сей был вывозим и продаваем вне жилищ».

   Т.е. гнать кумышку можно было из чего угодно: молока, винограда, фиников, и т.д., но только не из зерна. А у удмуртов кроме зерна ничего не было. Вскорости правительство осознало своё «заблуждение» и на заседании от 26 октября 1829 года вынуждено было признать что: 

 - разногласия происходили от разности взглядов на способы изготовления кумышки;
 - удмурты пользовались правом варения кумышки при всех откупах;
 - кумышка изготовлялась из хлеба;
 - содержатели питейных заведений постоянно добивались запрещения кумышки;

  и сочло нужным оставить в силе Указ от 6 февраля 1803 года. Но зерно заблуждения уже было посеяно.

   И, в 1833 году, когда в распоряжение военного губернатора Оренбургского края прибыл чиновник по особым распоряжениям Владимир Иванович Даль, пьющий народ уже точно знал из чего удмуртам должно готовить кумышку, - из кумыса и молока. Так Казак Луганский и записал к себе на карточку на слово «кумыс»:
 
« Кумышка муж. мутная, дымная и вонючая перегонная брага, у вотяков, чуваш, черемис и других чудских племен»

и на «арак»:

«… молочная водка иногородцев, перегоняемая из вонючей кваши; у чуваш кумышка».

   Толковый словарь выходил в 1863 – 1866 годах, а Владимир Иванович был одним из первых в России, кто взялся изучать языкознание, и вот этого-то знания ему самому не хватало. Потому в одно ключевое слово порой попадали слова созвучные, иногда совсем даже не родственные. Так и встретились «кумыс» с «кумышкой».

   (В подтверждение того, что В.И. Даль ошибся, можно привести в пример следующее, - в том же 1863 году, когда винные откупа были заменены акцизом, вышел под реформу соответствующий «Устав о питейном сборе», где кумышка была определена как «тонкая брага, выделываемая посредством тонкой перегонки известного количества хлеба, овсяной муки и дрожжей».) 

     Заблуждение поддержал  приват-доцент Казанского университета Владимир Дмитриевич Орлов  в 1891 году в «Вестнике общественной гигиены, судебной и практической медицины» в статье «Кумышка – водка вотяков».  Сегодня мы такую статью назвали бы «заказной», - перед тем, 24 апреля 1890 года, вышел очередной Указ, отменивший удмуртам право на изготовление кумышки, - и потому правительству требовалась информационная поддержка. Помимо проплаченных гадостей в адрес кумышки, Владимир Дмитриевич сослался на И.И. Лепёхина, нашёл, что технология выгонки кумышки с точностью до мелочей совпадает с той, что есть у калмыков, и согласился с В.И. Далем.

   И всё, и понеслось! Про Владимира Ивановича уже забыли, - в 1890 -1907 годах акционерное издательское общество «Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон»  сделало  перепост в одноимённом двухимённом энциклопедическом словаре без ссылки на первоисточник. И стали просто писать: «Учёные утверждают…».  А утверждали учёные немало, - и что кумышку гонят из кислого молока, что вкус имеет отвратный,  и что удмурты, - дикий народ и пьяницы, – любят её немерянно. И писали это люди, которые кумышку никогда сами не гнали и сами не пили.

   Кумышка не кумыс, и не из кумыса гнали. Это у калмыков кроме молока ничего не было, - кочевники они, скотоводы, - вот и перегоняли кумыс. Удмурты же на земле сидели, скота много не имели, но зерно выращивали, - из него и гнали кумышку. Русским было нельзя, а удмуртам для себя как малому народу запросто. Вот и пользовались. Водка она, конечно, лучше была, да только чтоб водку выгнать, зерна не напасёшься. И, как правильно указал Вильям Похлёбкин, настоящую водку без крепостного права не выгонишь. А у удмуртов такого не было.

   Завидовали им русские страшно, - казённая водка раз в пять дороже против кумышки выходила. А, так как кумышку гнать могли только некрещеные удмурты, - кстати, одна из причин по которой удмурты долгое время оставались язычниками:, -  то  придумали обряд кумовства, оттуда и название. При крещении язычников удмуртов обязательно должен был быть крёстный и крёстная. А так, как среди удмуртов были одни нехристи, то приходилось звать в крёстные русских, - те уже были поголовные христиане.

   И варила удмуртская кума по такому случаю вино, так и называлось "кума вина". Обносила дорогих гостей, сама наливала, сама потчевала. Русские, так те в удмуртском не сильны были,  как захотят иной раз ещё приложиться, так и зовут: «Кумушка!», - для них кума и бутыль  завсегда одно целое были. А та и рада стараться, бежит, у самой бутыль полотенцем обмотана, наливает. А сама думает, что крёстный не её зовёт, а кума вина требует. Так и закрепилось потом название содержимого бутыли на удмуртский лад - «кумышка». Что интересно, маленькую, но почётную обязанность разливать кумышку имела только женщина. Потому, если кум приходил в гости, а дома кумы не было, то так и уходил не причастившись.

   В подтверждение этой версии ещё можно привести следующее наблюдение, - в центральной и южной Удмуртии, где промеж удмуртов много живёт татар, крепкий самогон называется «аракы». А на севере, где преобладают русские, только «кумышка». Кстати, как раз татары и гнали порой из кумыса крепкий самогон, который называли «арак». Несостоятельности «молочной» версии ещё и в том, что на юге кумышка была слабей, от двух градусов. И здесь технологическая нестыковка, - кумыс у татар всегда крепостью от двух до пяти градусов, - зачем перегонять в двухградусное пойло, и как? – градус-то надо уменьшить.

   Так, что это за напиток такой, - кумышка? Из-за которого после указа 1890 года  о запрете кумышковарения  началась практически война с правительством. Последствия той войны видны и сегодня, - в своих молениях удмурты, если кумышки нет, никогда не будут использовать водку, - до такой степени она им ненавистна. Так И.С.Михеев в статье «Кумышка» (1928 г.) пишет:

 «Они боролись с кумышечной стражей всеми средствами: отступали в леса, в овраги. Когда же враг настигал их врасплох, вотяки с яростью бросались на своих врагов, и очень часто эта борьба заканчивалась победой вотяков. В Елабужском уезде женщина-вотячка выстрелом из ружья убила урядника, дерзнувшего переступить порог куалы, где она варила кумышку. В Сарапульском уезде толпа вотяков убивает акцизного надзирателя, который, несмотря на предостережения местной полиции, забрался в лес, где вотяки варили кумышку. Около Н.Мултана вотяки из засады убивают стражников и урядников, специально представленных для надзора за кумышковарением. В Мамадышском уезде вотяки до полусмерти избивают кумышечного урядника, который после этого отпрашивается на другое место, подальше от вотяков. Среди полиции и надзирателей стало крепнуть убеждение, что умирать из-за какой-то кумышки совсем неинтересно; что бороться с кумышкой штрафами, тюрьмой бесполезно, так как вотяки не боятся ни штрафов, ни тюрьмы и варение кумышки продолжают»

   Тем более, что и судьи к ним благоволили. Вот фрагмент протокола заседания Казанской судебной палаты, где судили за кумышковарение вотяка села Оштормо-Юмьи Мамадышского уезда, Казанской губернии Романа Искандерова (И.С. Михеев «Кумышка», - 1928г.):


Председатель: Считаешь ли ты себя виновным?

Роман: Кумышку я варил, и буду варить, но виновным себя не признаю.

Председатель: Почему? Ты же пойман на месте преступления и окружным судом в Мамадыше присуждён к штрафу и тюремному заключению.

Роман: Знаю. Но я не желаю подчиняться такому постановлению. Я – вотяк, притом некрещеный. Мы молимся по-своему, то в луде*, то в кауле**. Молимся с хлебом и кумышкой. Без кумышки нам нельзя молиться.

Председатель: Зачем тебе непременно с кумышкой молиться? Купи водки в винной лавке и молись, сколько хочешь.

Роман: Нельзя. Мы молимся лишь плодами своих трудов. Кумышка наш трудовой напиток, а водки мы не делаем. Правда молиться водкой много легче: пошёл, купил, и больше нет хлопот. А для варки кумышки, сколько труда мы кладём, тратим несколько пудов муки, жжём дрова, рвём одежду и обувь, пачкаемся, грязнимся, теряем здоровье, кумышка обходится нам много дороже водки, а не варить её не можем: тогда все моления надо бросать. Русские запрещают нам варить кумышку, значит, они притесняют нашу веру.

*   - священная роща;
** - специальное помещение в доме, или пристройка с очагом, - там же варили кумышку.

   Лукавил Роман, водка то никак дешевле не будет. Но, в  целом защиту построил правильно, и был оправдан. Что позволило другим вотякам считать, что произвол это только на местах, а царь хороший.  И гнать на продажу кумышку, - у русских и татар такой не было, - неплохие деньги выручали. Но главное Роман сказал, - удмурты молились только плодами своих трудов.

   И кумышка была единственным продуктом, который изменял сознание, приобщал их к миру богов. Удмурт ещё не родился, а его мать варила родильное вино, которое пила и до и после родов, - так легче было рожать. А потом все обряды, все события в жизни всегда происходили с кумышкой, с ней его и хоронили.
 
   И совсем тот напиток отвратным не был, - всё зависело от хозяйки. Готовили кумышку только женщины, учились ещё до замужества. А как сватовство, какое, или свадьба, так молодая сама обносила гостей кумышкой собственного приготовления. По кумышке уже можно было судить, что за хозяйка получится. Иные же гости, - вот хитрый народ! – если им хозяйская кумышка казалась лучше своей, норовили утащить в кружке остаток на закваску, от того в доме мог достаток исчезнуть. Потому хозяйка и хозяин зорко следили, чтоб все пили до дна.

   Рецепт держался в секрете и передавался по женской линии. Варился в специальном помещении – кауле – куда мужчин не пускали, сглазить могли.  Потому я его вам не скажу, не знаю. Пить, пил, а как делают, не знаю. Потому и получалась кумышка очень разной, прятались все друг от друга, не было единых правил, или рецепта, только технология. Чтобы «сгладить» привкус сивухи вводились различные компоненты, от ягод до специй и махорки. Она становилась вкусней, но много пить не следовало, давала в голову так, что мало кто после стакана мог устоять. И чтоб эффект был сильней, пили её настоянной на травах, подогретой, пополам с малиной или мёдом, -  пощатэм называется, после баньки самое то. А меня маленького лечили пощатэмом от простуды, давали на ночь полстакана, утром вставал здоровым.

   Но думать, что удмурты были очень набожны, не стоит, - кумышковарение доходное дело. Они были не богаты, и позволить себе водку не могли. Сегодня, когда сменился уклад, появились новые продукты, это особенно заметно. Зерно заменил картофель, а кумышка из картофельного спирта питьё довольно противное. Но удмурты в деревнях пьют по причине своей ужасающей бедности, - зарплата доярки 3,5 – 4, 5 тысячи рублей, - на такую не разгуляешься. Большинство безработные, живут на детские пособия. Есть и профессиональные самогонщики, которые стараются гнать из зерна, отрубают «концы», но к кумышке этот самогон никакого отношения не имеет, никакого ритуала там нет, только потребительство. Каулов уже нет, гонят в бане. Кое-где, а где не скажу, сохранились у родников общественные корчаги, там гонят кумышку из зерна. Водка подменила кумышку в большинстве обрядов. А там, где нальют «кумышку», это скорей окажется обычный самогон, выгнанный из не пойми чего.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.