Только вперед

Белый туман. Он заполняет все пространство, притупляет любой взгляд. Долгое время ты шел вслепую, пока среди упавших облаков не показался странный предмет.

Постамент с наклоненным широким экраном; любители фантастики сказали бы, что ему самое место на каком-нибудь космическом корабле или в городе будущего, но ты его не узнал. К футуристичной стойке информации ты подходил медленно и осторожно, а затем и вовсе остановился, как только на черном экране засветился символ – серебряный треугольник, греческая буква ;.

- Приветствую тебя.

Осторожность заставила тебя замереть, хотя голос не был угрожающим. Спокойный и тихий, он звучал от странного постамента и совершенно точно был неживым - механическим.

- С кем я говорю?

- Меня зовут Гермес, - представилась пустота. - Я автономный систематизатор информации, моей задачей является наведение порядка.

- Где я нахожусь?

- Ответ на этот вопрос тебя смутит. Прежде чем мы это обсудим, я бы предложил тебе ответить вежливостью на вежливость. Представься, пожалуйста.

- Меня зовут... - ты запнулся. Замолчал.

- К сожалению, здесь я не смогу тебе помочь, - сказал Гермес несколько гнетущих секунд спустя. Механический голос действительно звучал печально. - Твоего имени нет в моих базах данных. Осмелюсь предположить, что и в твоих тоже.

- Я...

Незаконченная фраза повисла в воздухе.

- Ты не помнишь своего имени? - мягко спросил неестественный собеседник. - Ничего страшного. Уверяю тебя, в этом нет ничего страшного. Как ты смотришь на то, чтобы я называл тебя, скажем... Персонажем?

Ты был растерян. Смущен.

- Даже не знаю...

- Я сразу перестану, как только ты вспомнишь свое имя.

- Почему ты решил выбрать именно это слово?

- Потому что я тебя не знаю, - просто ответил бесплотный голос. - Ты не имеешь имени, но пусть даже твоя история для меня не известна, ты все равно продолжаешь оставаться ее персонажем.

- Довольно поэтично, - усмехнулся ты против воли. - Ну ладно, я не против. Пока остановимся на этом.

- Тогда приятно познакомиться, Персонаж.

- И мне тоже. Так где мы находимся?

- Интересный вопрос. Я привык называть это высококачественным симулятором реальности.

- Ух ты. Симулятор реальности?

- Верно.

- То есть все это, - оглянулся ты, - не существует на самом деле?

- Относительно верно. Происходит ли все то, что ты здесь видишь, на самом деле? Да, происходит, но в другой форме. Этот симулятор основан на сложной комбинации нервных импульсов с неисчислимым количеством элементов. Ради простоты давай называть это место Сознанием Автора.

- Сознание Автора?..

- Это место является последствием сознательной деятельности мыслящего субъекта, - как ни в чем не бывало продолжил собеседник, - и определяется процессами его нервной системы. Это и есть Сознание Автора.

- Стоп, - ты поднял руку. – Все это происходит внутри чьей-то головы? Если это Сознание Автора, то мы тогда кто?

- Его мысли.

И туман замолчал, будто и не ожидая ответа.

- Ты шутишь, что ли?

- Неверно. Я автономный систематизатор информации, неживая система, не имеющая протоколов для генерации юмористических реплик. Я не умею шутить. Таким меня задумал Автор.

Ты не мог удивиться сильнее.

- Задумал Автор?..

- Прошу простить меня за то, что ввел в заблуждение, - механический голос изобразил извинительный тон. - Я стараюсь отвечать на вопрос так, как того требует ситуация, а потому, когда ты спросил меня, кто я есть, я сосредоточился только на необходимой для диалога информации. Позволишь мне уточнить?

- Да что уж там.

- В Сознании Автора очень много информации. Мыслительные образы, академические знания, условные рефлексы и многое-многое другое. Обычно Автор сам занимается систематизацией, но объем информации слишком велик, а его вычислительные возможности ограничены. Поэтому я существую - я помогаю ему навести порядок в информации, которая вышла из его фокуса внимания. Сохранить то, что важно. Отпустить то, что подлежит забвению.

Короткая, но необходимая пауза не была нарушена. Ты молча внимал.

- Место, где мы с тобой находимся, существует постольку, поскольку обрабатывается нервной системой Автора. Пока оно хоть немного затронуто его вниманием, пока Автор о нем помнит, это место существует.

- А что случится, если Автор о нем забудет?

- Это место исчезнет. Что совершенно логично, ведь все, что окружает тебя – его мысли.

- А белый туман вокруг нас? Это тоже его мысль?

- Это приближение пустоты. Данную локацию Сознания породили не долгие размышления Автора, но его беглая мысль. Он думал о ней совсем недолго, поэтому здесь отсутствует всякая детализация, она скрыта туманом. С ослаблением внимания Автора туман станет гуще. Он уже заполнил почти все пространство этой локации, но есть один фактор, который ему мешает. Туману забвения мешает одна мысль, одна-единственная идея, которую Автор счел достойной внимания. Именно поэтому данная локация его Сознания вообще существовала.

- И почему же она существовала?

- Потому что Автор придумал тебя.

- Что?

- Ты его мысль, как и я, но если я был создан для архивации данных, то твое предназначение сводится к другому, - мягкий механический голос доносился словно издали.

- Мое предназначение? - сиплым голосом переспросил ты. - И в чем оно заключается?

- Я не располагаю всей информацией. Знаю лишь, что с недавнего времени многие мысли Автора - визуальные или аудиальные образы, обрывки текстов и песен, смоделированные гипотетические ситуации - отмечены одной целью. Мыслей с этой меткой настолько много, что они заполняют даже те периферийные зоны Сознания, в которых я навожу порядок. Одними из первых здесь появились два персонажа, таких же, как и ты. Они были проработаны более детально и знали свои имена. Дрейк и Кэтрисс Кови - знакомо?

- Впервые слышу, - тихо ответил ты.

- Они шли первыми, за ними в Сознание Автора потянулись другие. С каждым днем все больше и больше Автор мобилизует силы своего Сознания для цели, которая в моих протоколах отмечена как "Создание Легенды".

- Какое отношение это имеет ко мне?

- Эта цель определяет и тебя. Я ведь не просто так назвал тебя Персонажем.

- Так это была не фигура речи?

- Вовсе нет. Я почти ничего о тебе не знаю, строить прогнозы не могу, но судя по всему, ты станешь частью невероятно масштабного процесса, как и все остальные. Для этого ты здесь и появился – чтобы присоединиться к Легенде. Посмотри наверх.

Ты поднял голову. Должно быть, твой взгляд изменился, стал сильнее, ведь туман, который прежде подбирался все ближе, обвивался призрачными лентами вокруг твоих стоп, внезапно дрогнул – блеклая пелена поддалась, расступилась, открывая вид на…

Больше всего оно походило на космическую туманность. Она занимала весь безграничный простор несуществующего небосвода, являла невообразимое буйство красок и сообщала тебе настолько яркое ощущение открытого пространства, что у тебя захватило дух. Медленно и величественно, словно око шторма, космическая громада вращалась – или это крутился твой островок тумана? Ты не знал, но тебе было все равно; ты молчал, не в силах отвести глаз от раскинувшегося над тобой великолепия.

С покрытой туманом земли вверх летели огни, разноцветные искры взлетающих мыслей Автора – канонадой фейерверков они пронзали белую пелену и стремились в небо, чтобы закрутиться сияющей спиралью, сплестись в единое полотно, лечь цельной мозаикой его воображения. Прямо над тобой, в центре калейдоскопа вселенной, огни его мыслей становились переливающимся вихрем творения, что давным-давно познал свое начало - и никогда не познает конца.

Глаза слезились от восторга. Ты прошептал:

- Гермес… что это?

- Прошу простить, но я не знаю ничего о деталях сознательной деятельности Автора. Мои функции ограничиваются наведением порядка в его подсознании, я сортирую информацию и либо отправляю ее наверх, либо оставляю туману забвения. В моих базах нет ничего о верхних слоях Сознания Автора.

- Так этот фейерверк – твоих рук дело? Ты не даешь угаснуть затерявшимся мыслям и отправляешь их с задворок его Сознания в центр?

- Верно. Прекрасное резюме моей функции.

- И ты отправишь наверх и меня?

- В зависимости от твоего решения.

Ты едва слышал его ответ; все твое внимание было сосредоточено на необъятной сверкающей палитре, которая с каждой секундой становилась все реальнее. Она насыщалась красками, напитывалась контрастами, вбирала в себя тысячи разноцветных огней-мыслей, а в какой-то вырванный из времени момент стала звучать – до слуха твоего доносились отголоски далекого хора, великая дрожь басов, торжество духовой партии оркестра и проникновенное послание скрипки, которые оказали на тебя такой эффект, что еще чуть-чуть – и ты светился бы изнутри.

- То есть?

- Ты можешь сделать выбор, - ответил Гермес. – Впервые за всю работу систематизатора я встречаю возможность выбора. Остальные мысли, даже персонажи, никогда не имели этой возможности. Одних я отправлял вверх, других оставлял туману, но они не могли выбирать, они даже не заговаривали со мной. С определенным процентом вероятности могу назвать тебе причину.

Вокруг поднимался ветер. Прореживая туман, он трепал твои волосы, своим гулом вынуждая тебя повысить голос:

- И какова же причина?

- Каждый из персонажей безотносительно их детальной проработанности имеет в основе идею, воплощением которой является. Дрейк, Кэтрисс, Алия, Веритас, Конрад и все прочие – все они являются персонификациями различного рода идей. Идей мужества. Справедливости. Любви. Доблести. Всех прочих. В твоей основе, безымянный Персонаж, тоже есть идея, но она отличается от всех прочих. Твоей базовой идеей является свобода воли. Именно поэтому ты задаешь мне вопросы, именно поэтому сомневаешься в происходящем. Именно таким тебя задумал Автор, а потому мои протоколы показывают для тебя две опции: остаться здесь или отправиться наверх.

- Странный выбор, не находишь? – перекрывая шум ветра и звуки космоса, ты почти кричал. – Если шаг назад означает забвение, а шаг вперед - продолжение существования, то будет ли это выбором?

- Будет, - просто сказала пустота, - потому что оба варианта предполагают неизвестность. Что произойдет с тобой в тумане забвения? Не могу сказать, знаю лишь, что ты из него не вернешься. Что ждет тебя наверху? С равной вероятностью как радость, так и горе. Оба варианта непредсказуемы и этим равны, но даже при неравенстве опций возможность выбора все равно важна – она наполняет твои решения смыслом.

Не было рядом того, кто прервал бы ваш диалог, но ты и без этого чувствовал наступление решающего момента. Изливающийся с небес свет становился ярче, и на месте экрана Гермеса ты мог разглядеть лишь горящий символ ;; невозможно гармоничная музыка Сознания усилилась настолько, что ты едва не пропустил вопрос. Последнюю реплику Гермеса.

- Так каким будет твое решение?

С ликующим смехом положив ладонь на экран, ты ответил:

- Только вперед!

* * *

Скитаясь по туману, ты фактически был никем – в тебе не было ничего, кроме абстрактной идеи Персонажа, кроме принципа свободы воли.

Посмотрев в небо и разбив взглядом оковы тумана, ты уподобился объятому благоговейным трепетом просителю, вошедшему в храм своих богов и взглянувшему на купольные фрески.

Дотронувшись до искрящегося символа на экране и взлетев в небо столбом голубоватого света, ты стал звездой – только что рожденной сияющей звездой, которой так не хватало моему космосу.

Гермес был совершенно прав насчет неизвестности, ведь на твой вопрос «что меня ждет?» не смогу ответить даже я. Будет ли твоя судьба счастливой? Могу предположить, что она будет интересной, но что скрывается за этим… Нам только предстоит это выяснить, а пока я могу с уверенностью сказать лишь одно.

Добро пожаловать, главный герой. Добро пожаловать.


Рецензии