Иэн Гиллан. 4 часть. Музыкант, состоящий из девяти

Проект: «В поисках новой, иностранной, незнакомой группы или исполнителя… (После 22-ти двух любимых. Из новых: 21 – сольные записи Дэвида Ковердэйла, 22 -  рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», оригинал 1970-го года).

Кандидат: Иэн Гиллан. Музыкант, состоящий из девяти лучей света…

Луч четвёртый: Первый уход из “Deep Purple”, вольное плавание, различные пробы, несвязанные с музыкой, попытка сочинения первого сольного альбома, джаз-фьюжн-арт-рок-проект “Ian Gillan Band”…


Здравствуйте!..

Когда вы уходите из популярной группы, которая далеко не исчерпала все свои силы и ресурсы, то первым делом стоит вопрос: а чем же дальше заниматься? Принять участие в другой, чтобы потакать капризам её постоянных участников, или же попробовать сделать что-то своё?.. Гиллан выбрал второе…

Но получилось не сразу… Ещё участвуя в составе “Тёмно-Фиолетовых», он попытался сочинить целый мультфильм под названием “Cherkazoo” (про животных, космические путешествия), сценарий которого одобрила великая студия «Дисней». И, вроде бы, сначала дала добро на выпуск, но потом отказалась, полностью переключившись на проект о «Робин Гуде» (где, кстати, тоже всех персонажей играли животные).

Также не получилось и выпустить свой первый сольный альбом (сразу же после ухода из “Deep Purple”). Ну, тут было много причин. Возможно, всему виной возникшее огромное желание стать предпринимателем. Мол, был бедный клубный музыкант, стал рок-легендой, с необычным, высоким голосом. Завелись деньги… Связи… Так почему бы не попробовать себя в чём-то ещё? Попробовал. Попытался открыть отель, продавать мотоциклы, но прогоревшись в пух и в прах понял, что это не его, и вернулся к музыке… Каждому, как говорится, своё…

Ну, а раз музыка, то отдохнувший от гонки за лидером, молодой, опытный, да амбициозный Гиллан, решается на смелый эксперимент: попробовать себя в других стилях, образах, да жанрах огромного, музыкального мира и организовывает (в 1975-ом году) джаз-фьюжн-арт-рок-коллектив под названием “Ian Gillan Band”.

Частично состоящий из музыкантов, принимавших участие в его мультфильме, а также в первом не вышедшем сольном проекте, не в качестве друзей, а как сессионные инструменталисты, умеющие работать в различных жанрах и музыкальных направлениях, новая группа “Ian Gillan Band” принялась за эксперименты.

Впрочем, если забежать вперёд, то, учитывая постоянство данного состава, смело можно сказать, что музыканты с Гилланом сработались. Подходящего клавишника, правда, нашли не сразу, с третьей попытки, но то, что состав не менялся все три года существования коллектива – это факт.

Смотрите:
1. Иэн Гиллан — основной вокал (1975—1978)
2. Рэй Фенвик — гитары (1975—1978)
3. Джон Густафсон — бас-гитара (1975—1978)
4. Марк Носиф — ударные (1975—1978)

5. Майк Моран — клавишные (1975—1976)
6. Мики Ли Соул — клавишные (1976)
7. Колин Таунс — клавишные (1976—1978)

Как я и говорил. Постоянство. Только клавишника, повторюсь, нашли не сразу.

И альбомы. Их тоже три. Всего три. Три года существования, три альбома. Всё логично. Только второй и третий были записаны в один год, а потом было турне, но это мелочи…

1. “Child in time” (1976).
2. “Clear air turbulence” (1977).
3. “Scarabus” (1977).
И запись с того самого турне:

1. “Live at the Budokan. Vol. 1” (1977)
2. “Live at the Budokan. Vol. 2” (1978).

Разделённый на две части концерт, исполненный группой осенью 1977-го года… Который с годами дополнялся раннее не входившими в него записями (обычная практика звукозаписывающих компаний).

Вот это, что касательно статистики. Ну, а записи…

Первый альбом “Child in time” (1976).

Уже само название говорит, что это камень в огород бывших товарищей по “Deep Purple”, а конкретно - на грядки Ричи Блэкмора (одного из трёх главных звеньев коллектива). Однако сам Гиллан меня поразил. Он не только не стал копировать великий нетленный хит «Тёмно-Фиолетовых», но и придал ему НОВУЮ ФОРМУ ЖИЗНИ!!! Это поразительно… Насколько интересно и необычно его новый коллектив сыграл её, придав ей арт-прогрессивное звучание “Pink Floyd”, это что-то!!!..

Side 1
1. "Lay Me Down" (Ian Gillan, Ray Fenwick, Mark Nauseef, John Gustafson) – 2:55
2. "You Make Me Feel So Good" (Gillan, Mike Moran, Dave Wintour, Bernie Holland, Andy Steele) – 3:41
3. "Shame" (Gillan, Fenwick, Nauseef, Gustafson) – 2:47
4. "My Baby Loves Me" (Gillan, Fenwick, Nauseef, Roger Glover) – 3:35
5. "Down the Road" (Gillan, Fenwick, Nauseef, Gustafson, Glover) – 3:27
Side 2
1. "Child in Time" (Ritchie Blackmore, Gillan, Glover, Jon Lord, Ian Paice) – 7:23
2. "Let It Slide" (Gillan, Fenwick, Nauseef, Gustafson, Moran) – 11:41


А насчёт остальных 6 песен первого альбома… Ну, к музыкантам претензий никаких. Это такие слаженные ребята оказались, что им вместе играть, играть и играть… Только вот некоторым людям это слишком специфическим, да отдалённым показалось. Такой необычный сплав стилей.

Я понимаю, и критиков, и всю мировую общественность, кто не смог оценить, да прочувствовать эти записи, не давая им не только высокие места, но даже, вообще, не пуская в различные топы (хит-парады). Ведь это нельзя ни отнести, ни к чистому джаз-року, ни к арт-року, ни к блюз-року. Это смесь. Сплав. Смелый эксперимент! Который интересен тем, что в нём поёт Иэн Гиллан и играет хорошо подобранный состав музыкантов.

Гитариста Рэя Фенвика знаю, басиста Джона Густафсона тоже… Барабанщик Марк Носиф прикрывал и будет в будущем прикрывать многих знаменитых ударников во время различных турне, а также принимать участие в проектах Гари Мура и других знаменитых музыкантов.

Клавишника Майка Морана не слышал раньше, но парень с работой справился. Правда, тот товарищ (Колин Таунс), который его потом заменит и пройдёт с группой огонь и воду – станет в будущем великим композитором…

Ну, и голос молодого Гиллана. Именно молодого! Так как потом это время уже не вернётся и великие нотки погрубеют, изменятся. Да и сам товарищ станет петь не так высоко. Годы, да последствия разгульной жизни - дадут о себе знать (всё когда-нибудь аукается)…

Короче, мне понравилось. А то, что только первый альбом занял 55-е место в Великобритании, а второй и третий не попали в топ, вообще, меня не волнует. Мне такой сплав по душе. Я слушаю эти три альбома уже не первый раз и даже придираться не хочу… Ну, есть какие-то нотки, моменты, что не близки, ну, так это есть у всех групп! Даже тех же любимых “Pink Floyd”, “Dire Straits”. А так – мне этот проект очень даже по душе…

Второй альбом: “Clear air turbulence” (1977).

Side 1
1. "Clear Air Turbulence" – 7:35
2. "Five Moons" – 7:30
3. "Money Lender" – 5:38
Side 2
1. "Over The Hill" – 7:14
2. "Goodhand Liza" – 5:24
3. "Angel Manchenio" – 7:17

Состав:

1. Ian Gillan – vocals
2. Colin Towns – keyboards and flutes
3. John Gustafson – bass guitar and vocals
4. Ray Fenwick – guitars and vocals
5. Mark Nauseef – drums and percussion

Мнение не меняется… Зачёт. И кстати, приятным оказался этот новый парень – клавишник Колин Таунс, украсивший альбом ещё и красивыми звуками флейты, придавая, тем самым, записи чисто арт-роковые нотки... Немного не понравились приглашённые музыканты, играющие на саксофоне и трубах (называть не буду), но даже они не испортили некоторые вещи, где тот же саксофон смотрелся по делу.

Список любимых песен будет, как всегда, в конце работы, так как я стараюсь подчёркивать весь альбом, а не какую-то одну песню из него, которая особо запала в душу или врезалась в память…

А что касается всего альбома – то он слушается на одном дыхании. И не тянется, а проходит быстро, как бы говоря, что не такой уж он и непонятный, раз не попал ни в один из знаменитых топов…

Третий альбом: “Scarabus” (1977).

Side 1
1. "Scarabus" – 4:53
2. "Twin Exhausted" – 4:08
3. "Poor Boy Hero" – 3:08
4. "Mercury High" – 3:31
5. "Pre-release" – 4:22
Side 2
1. "Slags to Bitches" – 5:09
2. "Apathy" – 4:19
3. "Mad Elaine" – 4:15
4. "Country Lights" – 3:16
5. "Fool's Mate" – 4:19

Авторы музыки и слов – “Ian Gillan Band”. Что также является плюсом, подчёркивая, что Гиллан здесь – не просто одиночный лидер, он главный участник слаженной команды. Команды!

Ну, а то, что группа выпустила сразу два альбома в год - не является чрезмерной плодотворностью. Просто Гиллан хотел сильнее заявить о себе миру, а с этим проектом - у него плохо это выходило. Может, музыка не совсем была понята, может, время для экспериментов выбрал неудачное. Тут и диско, панк-рок, потихоньку зарождается «Новая волна», а он джаз-арт-рок банда играет... Э-э, не старый, добрый хард… Вот поклонники и удивились.

Но музыкант, был бы не музыкантом, если бы себя не искал. Нужно было Гиллану пройти через это, чтобы увидеть, что это не то, что хочется. Нужно было!.. На личном опыте убедился, что трёх лет вполне достаточно для экспериментов и вернулся к родному хард-року, став головной болью для “Rainbow” Ричи Блэкмора, “Whitesnake” Дэвида Ковердэйла (где играли все бывшие участники “Deep Purple”). Но это уже следующий его луч…

А этот, четвёртый, я вписываю отдельной 23 цифрой, отмечаю пока, из созданных трёх альбомов, песни: “Child in time”, “Scarabus”, “Mercury high”, “Five Moons”, “Money lender”, “Down the road”, “Let it slide”… Ну, и буду изучать эти записи ещё, в поисках новых запоминающихся хитов, так как заметил, что:

1. музыка не отталкивает;
2. возникают образы, разыгрывается воображение;
3. местами это очень похоже на “Pink Floyd” разных лет (что мне особо приятно);
4. Иэн Гиллан поёт в своей обычной манере, но совсем иные жанры, чем раньше;
5. ВСЕ МУЗЫКАНТЫ ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ!!!..

И это главный плюс джаз-фьюжн-арт-рок коллектива “Ian Gillan Band” (1975-1978), заставляющего таких парней, как я, слушать его годами, да искать в нём хорошее… И поиск этот продолжается!..

А пока – он 23-й кандидат, успешно прошедший испытание временем и четвёртый луч из девяти, у самого Иэна Гиллана…

Продолжение следует…


Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.    


Рецензии