Лыбедь. продолжение

К ужину отОрву-бухгалтершу мы не дождались.
Её моление на чашу не осталось напрасным: позитивная мысль материализовалась в симпатичного мужчинку, бывшего одноклассника, который ей попался на свою беду в фойе санатория.
- Даже не ожидала, как изменился бывший «окурок», возмужал. Не устояла перед обаянием- пригласила поужинать в кафе, а он не отказался ни от разносолов, ни от «десерта»,- вполголоса докладывала, закатывая глаза, Сима вечером следующего дня соседкам. Экспрессия её шепота позволяла невольно причаститься к женским сплетням всем рядом столующимся.
- Жаль - от продолжения встреч отказался. Сослался на непредвиденные обстоятельства. Семья, работа. Гастролёр одноразовый, - заключила она. И почти без перехода обратилась ко мне:
- Правда- все мужики сволочи?
Я от внезапности нападения опешил-поперхнулся-стушевался, оказался не готов ответить за всю мужскую 1/2 и смог лишь промямлить:
- Вы за всех женщин, или о своём личном расстраиваетесь?
- Я - случай особый. У меня, можно сказать, профессиональный застой жизненных сил из-за сидячего образа работы. Нам, бухгалтерам, за издержки доплачивать надо и с другим мерилом подходить!
Забыв о моём существовании, Сима поделилась сложностями своей работы в фирме по перепродаже белорусских тракторов, где лишь она одна и поддерживает дисциплину, финансовое благополучие и своевременную отчётность, без чего фирма давно бы обанкротилась, а бестолковые мужики оказались бы в числе безработных. Вместе с их неуёмным шефом- бизнесменом. «Он свято верует, что чем больше продаст своих тракторов, то тем больше заработает. Дудки! Вся прибыль и убытки фирмы формируются в моих бумагах, а он попусту носится по двору да по клиентам».
Повествующую о своей тяжкой доле Симу чужие судьбы не интересовали.

Через день мы с супругой покинули здравницу так и не узнав, насколько полноценно поправила своё здоровье наша новая знакомая. Но судя по отдалённым результатам...

Чтобы понять последствия поэтической метаморфозы «главного бухгалтера» из божественного состояния бабочки в рядовую гусеницу нужно вспомнить, что было в основе любого предприятия в советские времена. Это были учёт и производство. Соответственно, две подписи, директора и главбуха, скрепляли основные отчёты предприятия и платёжки в банк. И ответственность эти номенклатурные несли государственную.
С возвратом частной собственности в экономику ответственность главбуха стала трансформироваться до чисто профессиональной- клерка. Но особого с доступом в святая святых- финансовую кухню предпринимателя. До поры до времени за главбухом сохранялась подпись в банке и надзор за кассой- наличкой фирмы.
Стоит пояснить Вам особенности всей нелёгкой  главных бухгалтеров.
Бухгалтер, незаметное существо в нарукавниках трудно определяемого возраста и пола, нынче ассоциируется в нашем сознании с разгульным героем клипа про «милого бухгалтера». Хотя и раньше среди главных водились на моей памяти ещё те громилы и узурпаторы.
Всё-таки главбух старой формации запомнился мне образом небольшого человечка с тихим голосом и аккуратными вежливыми манерами с безукоризненным почерком, руками в перстнях и в ладных костюмах, пошитых у лучшего портного Риги. Величали его Павел Фокич. Обращался он к нам, активу текстилки редко, раз в году. Суть его послания была однотипна: плохо хозяйствуем, товарищи. Проедаем оборотные средства предприятия. Как показали последовавшие следственные действия, они напару с директором, пользуясь своими полномочиями, успели употребить оборотные средства гораздо эффективнее нас, сирых.
Через пару лет ситуация с начальственным дуэтом повторилась, став для нашего предприятия стереотипом. Поводы были разные- должности оказались «расстрельными».
Но тут подоспели постперестроечные времена с переделом госсобственности по принципу Папандопулы и возникли ниоткуда тысячи фирм по интересу. Всё больше корыстному. На потребу времени потребовалась армия учётчиков и бухгалтеров.
Где их взять? В начале девяностых их стали клепать из безработных разночинцев. Въедливо-пунктуальную суть- финансиста, контролёра, аналитика - настоящего бухгалтера попытались ошельмовать и растиражировать в эрзац месячным курсом и компьютерными программами.  Истинный балансоспособный (!) главбух старой формации это настоящий художник: он знает 100 и один способ покрыть недостачу и перерасход и, главное, защитить от корыстных взглядов надзорных инстанций кровное- доходы хозяев.
Однако, случившаяся потеря социального статуса не всегда адекватно компенсировалась новыми хозяевами жизни. Тому подтверждение- возникновение профессиональных бухгалтерских и аудиторских фирм.

Рига- город небольшой и своеобразный. До нас через третьи руки доходили порой вести о нашей красавице. Иной раз были эпизодические встречи супруги с нею на бухгалтерских семинарах. Мы знали, что фирма развивалась, а она сама строила большой дом в Торнякалнсе. Потому неожиданностью стало сообщение о скоротечной ликвидации фирмы из-за неприемлемых долгов. Её владелец оказался под грузом кредитов, взятых под всё движимое и недвижимое имущество. И лишь Серафима оказалась вся в шоколаде и не при делах. Обращённые против неё иски владельца фирмы заблудились в паутине коридоров и кабинетов  надзорных и судебных властей Латвии. А сама Сима вдруг совершенно случайно, за какие-то пару тысяч зелёных, выиграла лотерею Гринкард и отчалила за океан, где её таланты окажутся более востребованными.


Рецензии