Исповедь непригодного

                Что счастье? Это быть собою,
                Не спасовать и не предать
                И что доверено судьбою
                Не растерять, а передать
                В. П. Поляков

    Наша жизнь чем-то напоминает плавание. Иногда нужно коснуться дна, чтобы, оттолкнувшись от него, подняться наверх... На Покрова Святой Богородицы (14 октября) мне исполнилось 67 лет, 35 из которых нахожусь в статусе «непригодного» (перевод латинского слова «инвалид») 1-й группы пожизненно. А последние тринадцать лет не только на улице, за порогом квартиры не был. К затворничеству я приговорил сам себя после трагической смерти 26-летнего сына. Поняв, что алкоголем горю не поможешь, а своё существование только усложняешь и ухудшаешь, я с улицы ушёл навсегда, затащили и коляску в подвал. Таким образом, решил изменить свою жизнь.
    Пришлось кардинально менять свои жизненные позиции. Да, многое испытал, познал и многому научился. Что-то не получалось, а с чем-то пришлось смириться. Никогда не учил и не учу кого-то жизни. Не терплю, когда это пытаются сделать по отношению ко мне. Это моя жизнь – моя и больше ни чья, и я волен ею распоряжаться так, как этого требуют обстоятельства.
    У Иосифа Бродского есть замечательная фраза, что с горем не надо бороться, надо принять это горе и соответствовать ему. Часто человеку, пережившему горе, говорят: «А жизнь продолжается». Точно так думает каждый пострадавший. Но если вдуматься и вникнуть в суть этих слов, то это не правда. Глупее нельзя придумать – ничего не продолжается. Всё, что потерял, уже потерял. И делать вид, что ничего не произошло, и просто с этим жить дальше – нет, не получит-ся. Возможно, многое, если не всё, надо будет начинать сначала – по-новому. Понять чужое горе тоже никому не дано. Надо испытать самому, чтобы понять. А это сложно.
    Народная мудрость гласит: у каждого свой путь к спасению. Людей, как магнитом, притягивает всё необычное и хочется верить в чудеса исцеления. С другой стороны они хотят «трезво» смотреть на мир и отказываются во всё верить, к чему не привыкли, рассматривая это как «мошенничество» и «надувательство». И если честно признаться, то многие из нас всегда тайно рас-считывают на помощь Господа, который как бы не оставит в беде. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. «Пришла беда – полагайся на себя», - говорит японская пословица.
    В каждом человеке есть способности, всё это закодировано в генах. И если верить справедливости старого афоризма, что «каждый человек немножко гений», то надо искать ту Божью искру, правильно определить свои задатки и целенаправленно их развивать. Глядишь, в чём-то вдруг и проявится та самая гениальность. Пусть не получится великого музыканта или художника, но в чём-то другом человек будет идти впереди своего времени, иногда не понимая, что создал. Всё, что делается от души – вне времени. Если ты талантлив, то успеха добьёшься.
    Я к сверходарённым людям никакого отношения не имею, как и к художникам и писателям. Тем не менее, Божья искра в этом направлении во мне не только проявилась и сохранилась, а в нужное время напомнила о себе и помогла выжить в сложных жизненных обстоятельствах. Это стало неотъемлемой частью моей жизни. Рисую и пишу, как умею. Главное, что нравится людям. Огромное количество живописных работ маслом (более 800) с пейзажами, натюрмортами и портретами... Работы находятся в Москве и Питере, Минске и Витебске, Гомеле и Могилёве, Несвиже и Любани, других городах России и Беларуси, не говоря о своей малой родине. Они есть в Испании, Италии, Германии, США. Одна работа стала экспонатом в музее капитал-шоу «Поле чудес» в Москве. Дарственные работы есть не только у друзей-товарищей, но и в районной библиотеке, Центре соцзащиты населения, Свято-Богоявленской церкви г/п Глуска. Их можно увидеть в Интер-нете.
    В помещении районной центральной библиотеки с декабря 2004 года была открыта моя персональная выставка – продажа, читателем которой являюсь с 1972 года. Целью её было познакомить земляков с моим творчеством. Так выставка существует и сегодня. Радует, что в моих пейзажах зритель видит и узнаёт знакомые места природы, которых уже нет.  Думаю, занятие живописью пока не заброшу, потому что люди глядя на мои работы испытывают эмоции, которых раньше не было. Хочу, чтобы они задумывались о своей жизни и меняли её в лучшую сторону.
    Сотрудничаю с районной, областными, республиканскими редакциями газет и журналом «Планета – семья»; пишу очерки, рассказы и повести, которых бы хватило на 2-3 книги. Но если перефразировать слова писателя Константина Симонова, то беда заключается в том, что это рукописи – всего лишь рукописи, которым уже давно пора стать книгами. Думаю, спрос был бы не меньше, как на мою предыдущую книгу «Исповедь человека в инвалидной коляске» (2010).
    Безусловно, всё это не прошло незамеченным и принесло какую-то известность, к которой моё отношение как к утренней чашке чая. Ни о какой звёздности не может идти и речи, ибо дар Божий проснулся во мне в нужное время. И в этом, как и во всём, я благодарю Создателя нашего. Как сказал Иосиф Бродский: «Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего». А Борис Пастернак к этому добавил: «Талантливый человек обязан каторожно работать каждый день. Потому что за «божественный поцелуй» надо расплачиваться. Талантливые люди ответственны за полученный талант, и они должны отдавать по максимуму». Поэтому все эти годы я чему-то учусь, ибо человек без дела, как часы без стрелок: внутри тикает, а толка никакого. Когда человек работает, у него есть время на всё. Нужность человека не должна уходить. Пока человек нужен, он живёт. Так устроен белый свет, что есть в нём вечное страдание, где и рождается личность. Но страдать – не значит погружаться в уныние. Главное, оставаться самим собой. Быть естественным. Хотя в этой естественности присутствует вечная драма человека, который имеет дар: всем чужой и одинокий, потому что не такой. Потому что чувствует мир по-иному. Так что дар – это сплошная трагедия с редкими радостями удачи.
     В японской философии есть такой тезис, что если ты в течении пяти лет достиг определён-ной ступени и хочешь ещё что-то приобрести, надо отказываться от достигнутого и идти дальше, начинать с нуля, чтобы не «забронзоветь». Это - опять же живопись, участие в краеведческих викторинах и конкурсах, в том числе в литературных (номинация «проза»), написание материала для будущих книг.И пока мне от этого хорошо, ибо этим живу. Остановись мгновение, ты прекрасно! И не надо желать чего-то большего, ведь так из-за жадности можно всё испортить. Мой принцип: «Жалей не о том, что Бог не дал, а радуйся тому, что Он не отнял!».
     Если ты веришь в Создателя и его мудрость, то логично верить и в то, что тебе дан шанс не профукать свою жизнь. Используй её по полной, уважай то, что дано, а потом уступи место другому. Всегда знай: жизнь проходит быстро и наступает время, когда надо задуматься, а главное понять, что ты оставил после себя на земле.
     Некогда советским гражданам человек с ограниченными возможностями  был в диковинку, совковый менталитет даже не предполагал, что он такой же полноценный член общества и имеет те же права, что и здоровый человек. Многие и до сих пор воспринимают инвалида, как человека достойного жалости и сострадания, но никак не равноправия и уважения. А ведь многие из них – вполне состоявшиеся люди. И никак не ищущие «сиротского» милосердия общества. Впрочем, благотворение и милосердие – вещи хорошие. Вот только не надо подменять понятия. Достойное отношение к инвалидам вполне обойдётся без искусственной «слезы». Просто не нужно отнимать у этих людей возможность к полноценной жизни, и они сами докажут, что души живы и в надлом-ленном теле!
Людям с ограниченными возможностями не нужна жалость, их необходимо стимулировать конкретными поступками и личным примером, поддерживать интерес к жизни, учить видеть и понимать действительность, предоставляя реальную возможность себя проявить.
     Счастье – это когда тебя понимают. И если вы нашли в ком-то хорошее, помогите ему встать, согрейте его, и он оттает. Человек устроен так, что, если в нём стараются найти что-то хорошее, он становится лучше, но если только недостатки – вы их всегда найдёте. А чем больше ищете – тем хуже будет становиться человек. Нет людей без недостатков, также как без достоинств. Ведь уважая кого-то, вы уважаете в первую очередь себя!
Кавказская мудрость гласит: «Костёр, зажжённый на вершине горы, не согреет тех, кто у её подножия». Наше счастье, что живут среди нас те, кто не говорит о добре, а творит его, кто раз-водит свой костёр так, чтобы люди могли у него согреться. Как же радуется душа, когда в трудную минуту к человеку с ограниченными возможностями приходят на помощь совсем незнакомые люди: выслушают, утешат, добрым словом поддержат. Значит, эти люди совсем не чужие – свои они, наши.
     Русский поэт А. Яшин писал: «Спешите делать добро! Тогда мир станет светлее и для нуждающихся в помощи, и для идущих им навстречу». 
     P. S. Буду признателен тем, кто обратит на мною написанное, что-то возьмёт на вооружение, поверит в себя и воосстанет из «пепла» немощей, по-настоящему задумается и осмыслит свою ситуацию, ибо мысли которыми я поделился, подсказаны моей же жизнью. Я, как инвалид – спинальник, знаю непонаслышке жизнь подобных мне людей. Всем удачи!.


Рецензии