Любимое хобби

 У каждого человека должно быть любимое занятие, когда ты забываешь о всех невзгодах, обид,  неурядиц на работе и в семье.  Занимаясь любимым делом, ты отдыхаешь душой, порой радуешься, проходит усталость и тебе хочется жить. Для нас  с женой хобби были пчёлы. Работая и наблюдая за ними мы не переставали восхищаться их трудолюбии, организованности и работоспособности. Пчела ведь не спит и не отдыхает ни одной минуты, они трудятся и днём и ночью. Правда жизнь у рабочей пчелы очень короткая, всего три месяца. Может поэтому она спешит много сделать.
    Я познакомился с пчеловодством ещё в 9 классе на станции юных натуралистов. Мой первый учитель показывал мне матку, трутня и рабочих пчёл на рамке из улья. Причём семья была такая мирная, что работал он и я без сеток.  Но больше я ничего не запомнил. В институте мы изучали пчеловодство и я даже сдавал зачёт. Но это всё были теоретические знания, а чтобы работать с пчелой надо иметь большую практику.
    В совхозе, где я работал управляющим, у нас была большая пасека на 100 или больше семей. В мае месяце я им помог перевезти все семьи в поле на лето, выписали досок, жердей, большой кусок брезента для устройства шалаша и палатки. С ними была лошадка с телегой. Два пасечника пригласили меня на качку мёда.  Всё лето я к ним ни разу не заехал. Где-то в середине июля мне передали, что завтра будет качка мёда.
   Встретили меня два старика, один небольшого роста, но плотный, полный сил и здоровья мужчина. Другой высокого роста, с хмурым лицом и чуть по старше Павла Петровича / так звали первого дедушку/. Им было на двоих не менее 130 лет. Они заканчивали качать мёд. Им помогали два подростка 14-15 лет. Все они работали без сеток, что меня очень удивило.
     - Ты, Сергев иди погуляй, осмотрись, а мы скоро закончим. Пчёлы сейчас мирные, идёт хороший взяток, только не становись перед летком, им до тебя никакого дела нет. Пчёлы очень торопятся собирать нектар  - сказал Павел.   
 И действительно,  они перед «летком» толкались, старались как можно быстрее пробраться в улей. Некоторые пчёлы танцевали на летке, делая различные петли то в одну сторону, то в другую. Я знал, что это они этими танцами показывали куда и как далеко лететь за взятком. Очень интересно было наблюдать за ними.
     Пасека стояла в большой лощине на краю леса. Красивые ульи, покрашенные разными по цвету красками были разбросаны произвольно в тени  небольших деревьев. Лес молодой не старше 20 лет, выросший из поросли срезанных фашистами больших дубов, клёнов и лип, кое-где просматривались  пеньки срезанных деревьев. Кругом большие поляны и все в цветущих растениях. Через 500-600 м в глубине леса маленький прудик с мостками для купания. Под крутым берегом  перед прудом родничок со вставленной трубой, из которой бежала ледяная вода. Ох, и вкусная была водичка!
    Вернулся на пасеку. В палатке уже стояли фляги с мёдом и все они сидели за столом.
         -Ты любишь мёд? - спросил один из них.
        - А кто же не любит? Намажешь хлеб мёдом, да с чаем, как приятно! -
        - А ты когда-нибудь пил мёд? -
        - А разве мёд пьют -
        - Эх, а ещё агроном! А ты вспомни, чем часто заканчиваются русские народные сказки и фильмы?  «и я там был, и мёд я пил. По усам текло, а в рот не попало».  В старину пили не только медовуху, но и тёплый, свежий, только что выкаченный мёд. Сейчас мы тебя угостим -
Наливает мне  почти полную пол-литровую кружку и подаёт
       - Только сначала хорошенько понюхай, потом возьми в рот маленький глоток и по-поласкай его во рту…. Ну и что ты чувствуешь и ощущаешь? -
       - Я хорошо чувствую запах липы, жёлтой акации, череды и ещё чего-то. А во рту у меня щипет язык и покалывает иголочками -
      - Ты смотри-ка, молодец! Мёд наш с разных растений, но все, что ты назвал хорошо цвели в этом году. А если после мёда жжёт во рту и покалывает, значит мёд настоящий и хорошо вызревший. Быть тебе пчеловодом! Не каждый так быстро может определить все эти признаки в мёде. А теперь пей, но только маленькими глотками и на одном выдохе, как ты пьёшь водку -
   Конечно, я не осилил выпить полную кружку, но стакан или чуть больше - выпил.
      - На, закуси свежим огурцом, но можно и малосольным, но закусывать обязательно. А теперь посиди с нами, все дела всё равно не переделаешь -
   Рассказали о себе. Оказывается, они потомственные пчеловоды. У одного из них до сих пор в сарае лежит колода для пчёл из целого дерева. А пра, прадед когда-то занимался бортничеством. Тогда кругом были сплошные леса.
   Прошло минут двадцать и Павел спрашивает   
       -Ну и как ты себя чувствуешь? -
      - Да у меня такой прилив сил и энергии, что я готов горы свернуть. И ещё мне хочется петь и плясать. Усталость, как рукой сняло -
      - Вот в чём сила свежего мёда! И такой прилив сил у тебя будет длится долго. Это не то, что от выпитой водки или самогона, ведь потом всегда наступает усталость, опустошение и слабость. Я вот после мёда — никогда -
  Подарил мне банку тёплого мёда и я уехал.
   Во время работы в родном ВУЗ е я каждый год выписывал в учебных хозяйствах института по банке мёда. Как-то директор одного  хозяйства говорит мне
     - Ты купи у нас пару ульев с пчёлами и будешь каждый год с мёдом - Я так и сделал, оплатил и забыл о них на два года. Встречает меня пчеловод этого учхоза и заявляет
     - Вы когда заберёте своих пчёл? Ваш мёд мне не нужен — Я действительно все два года выписывал мёд со склада. Жена зимой закончила курсы пчеловодов и приказала мне забрать на дачу наших пчёл.
    В первый год мы накачали всего 3 литра мёда и радовались, хотя у нас улетело два роя. Пытались размножить пчёл, но найти на рамке молодую матку нам было трудно, все пчёлы беспорядочно бегают, пчёлы закрывают матку. Пришлось приглашать пчеловода и он нас  немного подучил. Ещё было ни мало ошибок, пока мы стали профессионалами. Через 7-8 лет у нас уже было по 40-50 семей. Накачивали по 18-20 фляг мёда, а это полторы тонны. Нам постоянно помогали внуки. Теперь у нас уже не летали рои и отдельные семьи давали по фляге товарного мёда /60 кг/.
   Конечно, без приключений при работе с пчёлами у нас не обошлось. Мы всё время удивлялись соизмерности и тайнам природы. Сколько ещё можно сделать неожиданных открытий даже в пчелиной семье? Вы знаете, что матка играет важную роль в семье. Без матки пчёлы постепенно вымирают.  Но матка выполняет только функцию размножения. Пчёлы её берегут, охраняют, кормят, чистят её, вообще, лелеют. Но управляют жизнью семьи не матка, а сами пчёлы. У них коллективный разум, который приравнивают к разуму трёхлетнего ребёнка. Пчёлы решают, когда им вывести новых маток, чтобы роиться. Они перестают кормить матку пчелиным молочком, она худеет, не откладывает яички и вылетает с роем. Мы не один раз видели, когда матка не хотела улетать, а пчёлы её выталкивали из улья. В период хорошего взятка пчёлы перестают готовить ячейки для посева яичек на рамках, а они их чистят и полируют до блеска. Только тогда матка положит яичко, в грязную ячейку- никогда. Мы не раз замечали, как в период интенсивного сбора нектара, матку пчёлы загоняли на последнюю рамку и не давали ей «червить». Все пчёлы спешили как можно больше собрать мёда.
   В пчелиной семье строго распределены обязанности каждой пчелы. Молодая пчёлка, только что вышедшая из ячейки, две недели выполняет ульевые работы: чистит улей и ячейки, полирует их, кормит личинок «расплода», ухаживает за маткой и кормит молочком, печатает ячейки с расплодом и вызревшим мёдом. И так без перерыва круглые сутки. В конце этого периода она вылетает из улья и тщательно осматривает его со всех сторон. Делает такие облёты несколько раз, чтобы запомнить расположение своего дома. Затем начинает летать на сбор нектара. За световой день она до 6-7 раз прилетает с полным зобиком, при этом каждый раз посещает  400-500 цветков. Два  месяца она собирает взяток. Затем опять становится ульевым работником. К этому времени у ней обтреплются крылышки, слезает хитиновые волоски и она становится чёрной, злой и обидчивой. Она носит воду в улей, крутится на прилётной доске и выполняет функцию охраны и сторожа. В конце третьего месяца перед смертью она уползает из улья куда-нибудь подальше. Как жалко на таких пчёл смотреть со стороны, они ведь три месяца трудились без перерыва. А из улья она уползает, чтобы не создавать лишних забот семье по выносу её трупа из улья. Ночью все лётные пчёлы сушат нектар, переносят его несколько раз из ячейки в ячейку. Весь улей гудит и ухает, пчёлы крылышками гонят ветер из улья, даже трава пригибается за летком от их ветра, они работают как пылесос.
   О пчёлах ещё можно много рассказывать интересного. Даже то, что уже осенью они знают какая будет зима, суровая или нет, уже загадка. И никогда не ошибаются, не то что наш Гидрометеоцентр. Если будет морозная зима они с осени заклеивают все дырочки в улье прополисом, даже леток, оставляя проход только на одну, две пчёлки.
   Нас «доставали» и выводили из терпения шершни, синицы и воробьи. Шершни всегда селятся рядом с пасекой. Уничтожить гнездо шершня очень трудно и опасно, они защищают своё потомство. А ужаленный шершнем человек испытывает такие боли, что пчелиное жало ему покажется укусом комара. А потом такие боли держатся очень долго, не то что от пчелы.  А синицы что делали?  Уже ранней весной сядет на прилётную доску и стучит по ней клювом. Пчёлы вылезают, а синица хватает пчелу и на дерево. И так без конца. Потом смотрю воробьи научились у них поступать также. Позже, когда становилось тепло, синицы улетали на север, а воробьёв становилось всё больше и больше.  Когда мы начали выводить молодых маток, то матки вылетают их улья на спаривание с трутенями, а воробьи, конечно, хватали самых крупных пчёл, т. е. маток. В один год мы лишились половины молодых маток. Воробьи, синицы и шершни съедали только головку пчелы, а брюшко с ядом выбрасывали, им всем нужен был белковый корм.
   Пчелиные семьи по своему характеру разные. Одни мирные, с ними легко работать . Другие злые, как собаки, порой пройти перед ними нельзя, причём бьют без предварительного жужжания, а сразу и в самые уязвимые места. Это глаза, рот, мочки уха, как-будто они знают, что именно в этих местах самая нежная и чувствительная кожа. В разное время весенне-летнего сезона одна и та же семья может быть и мирная,и злая. Когда полностью нет взятка и цветущих растений, а это у нас июнь, то почти все пчёлы недовольны и обижаются на всех. В период активного сбора нектара они становятся все мирными. При отсутствии в семье матки они чаще жалятся и даже гоняют людей с пасеки. А делают они это так: «идёшь по пасеке, а они тебе бьют в голову сзади, но не жалят, а отгоняют. Как-будто говорят, что это их территория и ты здесь лишний. И это проделывает одна и та же пчела несколько раз, пока ты не удалишься» Очень интересные насекомые.
   А однажды у нас был такой конфуз, да так, что нам было очень неудобно. Первые три года мы вывозили своих пчёл вместе с пасекой учзоза. У нас не было будки. Мы приезжали раз в неделю и работали с пчелой.  На второй год работы с пчёлами, просматривая одну злую семью, я нечаянно уронил рамку с пчёлами в улей и был резкий стук. Вся семья выскочила из улья, а их было не меньше 30-40 тысяч, было два корпуса и магазин. На дым дымаря они не реагировали. Они облепили нас и через специальный костюм начали жалить. Пока мы добежали до будки пчеловода учхоза нас ужалили по 30-40 пчёл каждого. Но на этом не закончилась эта история. Был обеденный перерыв. Комбайнёры, шоферы и полевая кухня колхоза, на территории которого мы стояли, находились на другой стороне защитной полосы и они обедали. Обиженные пчёлы накинулись на них, а они все раздетые, даже многие без рубашек. Что там было, представить трудно. Все орали, всё побросали, кто успел, тот залез в кабины машины и все «сорвались» с места и умчались в поле по стерне. Кто не успел влезть в машину, разбежались по разным сторонам и умчались за 2 км. Пчёлы долго не хотели возвращаться в свой дом, кружились вокруг в диаметре не менее сотни метров Потом собрались, но у улей не залезли, а облепили его весь сверху до низу. Нам пришлось разводить костёр перед ульем, чтобы из загнать в улей. Как только закончили уборку вокруг нас мы вместе с пчеловодом нашли в семье матку и оторвали ей голову. Именно от  матки в основном зависит какие будут пчёлы мирные, или злые.
  До выезда в поле, пчеловод обязан нарастить как можно больше пчёл в семье. Если в семье будет 50-70 тысяч пчёл, это гарантия, что семья вам принесёт 50-70 кг товарного мёда.  В два раза больше мёда семья израсходует на расплод, ведь личинки рабочей пчелы кормятся в ячейке мёдом и пыльцой, а вот личинки маток и трутней пчёлы кормят только пчелиным молочком.
   Хочу поделиться об одном смешном случае во время перевозки пчёл в поле. У нас был только один прицеп к «Жигулёнку», в который входило только 6 ульев. Приходилось делать несколько рейсов. Внуки погрузили последние 6 ульев и мы их отправили спать. Разгрузить нам помогут компаньоны на месте. Был уже 3 час ночи. Подъезжаем к выездному из города посту ГАИ и нас останавливают. Я стал в тени, чтобы меньше беспокоить пчёл. Подходит постовой
      - Ваши документы? Что везёте в прицепе? -
      - Пчёлы -
      - А что там у вас в ящиках гудит? -
      - Это шумят пчёлы. Им не нравится перевозка — Не поверил.
      - У ну-ка развяжите и откройте! Я обязан проверить -
      - Но это же пчёлы. Они жалятся — Он рассвирепел и почти закричал
      - Я кому сказал. Откройте ящики! - Откуда же он свалился? Он что ни разу не видел ульев и не слышал гудения пчёл? - подумал про себя. Это были девяностые годы, в ГАИ набирали безграмотных людей, главное, чтобы они дали побольше взятку при поступлении на работу. В то время быть «гаишником» считалось служить при хорошей «кормушке». Их развелось столько, что они стояли за углом около каждого перекрёстка и пешеходных переходов.
    - Сдайте назад поближе к фонарю, чтобы мне было хорошо видно — Я всё выполнил и стал развязывать верёвки, которые стягивали ульи, чтобы они меньше болтались в кузове. Одел пчелиную шапку с сеткой, она у меня лежала в кузове под верёвками и развязал крайние улья. Мы возили ульи без крышек, чтобы пчёлы не запарились. Они от волнения в улье резко поднимают температуру, а на улице было жарко даже ночью. Снял подушки и «гаишник»подошёл близко и даже наклонился к улью. Зацепился за мою шапку
      - Зачем ты на голову надел этот «балаган?» — спрашивает он. Я ничего не ответил и почти полностью открыл коврик, который закрывал пчёл и отошёл в сторону, чтобы ему было удобней заглянуть в улей. Что было потом? Вы можете догадаться. Под фонарём было очень светло и пчёлы пулей выскочили, чуть не со всего улья. Они были обозлены на жару, на тряску и шумы от наших разговоров. Пчёлы облепили всю голову «гаишника» и меня. Но я то был в шапке, а с рук я их стряхивал. Их нельзя давить, потому что пчелиный яд имеет резкий запах и пчёлы от него просто звереют.  «Гаишник» кинул мои документы, его форменная фуражка куда-то укатилась, а он двумя руками давит пчёл, орёт, как резанный, и побежал в помещение, где был их пост. Я закрыл улей ковриком, положил на него подушку, нашёл свои документы и в машину. Завёл и уехал. В машину налезли пчёлы, но нас они уже не трогали. Отъехали 2- 3 км, я остановился, приоткрыл коврик и пчёлы потихоньку уползли в улей.  Потом увязал, как было и поехали на пасеку. Уже рассвело и надо было спешить. Жена всё время сидела в машине рядом со мной. Спрашивает меня
     - Откуда он такой странный? Он, что инопланетянин? Неужели его за всю жизнь не ужалила  ни одна пчела? Мне его жалко. Что там с ним теперь? -
     - Не волнуйся, он же там не один, а с напарником и если будет нужно вызовут скорую помощь. Да там рядом и больница -
    Через неделю мы поехали в город за продуктами. У поста ГАИ меня останавливают и опять наш знакомый «гаишник», которого в прошлый раз изгрызли пчёлы. Весь опухший, под глазами синяки, губы раздуты, а нижняя губа отвисла. Я еле удержался, чтобы не рассмеяться. «Гаишники» все раньше никогда не представлялись и не показывали документы и я не знал его по имени. Вот и сейчас он не показал свои и не потребовал у меня моих документов, а со злобой в голосе говорит
     - Ты что специально натравил на меня своих проклятых пчёл? Меня только в больнице сумели привести в порядок, а так бы я распрощался с белым светом. Я тебя хорошо запомнил, так что берегись, я тебе припомню ту ночь! -
   Назад и последующие поездки мы объезжали этот пост другой дорогой. Ведь  «прицепиться» ко мне он мог всегда. Не случайно в то время была поговорка, что «гаишник» может придраться к фонарному столбу. Но больше он меня не искал по городу. Видимо, ему ребята рассказали, что такое пчёлы и что с ними лучше не иметь никаких дел.
    К выезду в поле на посевы гречихи и подсолнечника мы начинали готовиться заранее. Предварительно выезжали на место будущей стоянки пчёл, скашивали траву, вырубали поросль и редкие кустарники.  Во всех ульях тщательно закрывали все дырочки, ведь летом  они рассыхаются. Перевозили пчёл ночью или ранним утром. Внуки не хотели вставать рано и чаще возили их ночью. Пчёлы всё равно находили дырочки и вылезали на улей. Ночью они ничего не видят, поэтому не летают. Только к рассвету заканчивали перевозку. У нас всегда была на выездной пасеке будка на колёсах, которую перевозили трактором. А дальше мы жили в защитной полосе почти два месяца.
   Это были самые незабываемые дни нашего отпуска. Встречали  вечерние и утренние зори, любовались зарницами, которые вспыхивали в разных частях неба и длились всю ночь до зари. Слушали бесконечные трели птиц, особенно на утренних зорях. И, конечно, звон и гудение комаров, которые тысячами собирались около нашей открытой двери, завешанной тремя слоями капроновой сетки. В будке было очень жарко, она была покрыта железом. Комаров и в нашей условной комнате тоже хватало, мы их били, травили дымом. И всё равно нам нравилась такая жизнь.
    А сколько по «защиткам» было грибов подберёзовиков, хоть «коси косой». Дожди шли затяжные, дорог нет и за грибами редко кто ходил из местных жителей. А грибочки были на удивление красивые и все молоденькие. Мы столько заготовили грибов в банках, что их хватило на две зимы.
    Под будкой мы обнаружили ласку. Какой красивый зверёк! Маленькая, но такая шустрая, что её взглядом не всегда поймаешь. У ней в норке были детки. К нам она быстро привыкла и не боялась. Ласки легко приручаются и живут в доме.  Как она быстро и ловко ловила мышей и складывала их в норке. Мы удивлялись, зачем ей столько мышей? Она за один вечер их приносила по два, три десятка. Они же их не могли всех съесть? Очень запасливая была мама. Один раз принесла большого ужа, как она его донесла до норы, непонятно. Она сама весила не больше 200 грамм. В нору он не прошёл. Пришлось нам самим его выбрасывать, он начал протухать. Эта ласка настолько привыкла к нам, что начала заходить к нам в будку, да ещё ночью. Мы слышали её коготки, которые часто, часто стучали по полу. Но у нас не было мышей, видимо, она просто из любопытства заходила к нам в гости. Через месяц детки подросли и они все ушли, но мама к нам иногда приходила, остановится около своей норки и смотрит на нас своими глазками, чёрными бусинками. Забавная была ласка.
    Мы каждый раз останавливались в разных местах, но всегда старались, чтобы вблизи был  пруд или река. Один раз днём видим летит большая птица, размах крыльев не меньше полутора метров и юркнула в «защитку» недалеко от нас. Мы пошли посмотреть. На краю большого гнезда сидит красивая коричневого цвета птица. Смотрит на нас. Жена говорит
    - Не подходи ближе. Вдруг она нападёт на нас -
   Это была скопа. Редкая для нашей зоны птица. Она занесена в красную книгу. Мы ещё два дня наблюдали, как скопа, а может и отец прилетали и улетали на охоту. Каждый раз они нести в когтях то рыбу, то мышей, один раз видели змею или ужа, издалека трудно узнать. Через два дня приходим и видим пустое гнездо. Как они могли перенести птенцов? Они были ещё маленькие и не могли летать. Значит не понравилось им наше присутствие вблизи их гнезда. А ещё говорят , что скопа не боится человека, но мать испугалась за птенцов. А их было 4 довольно крупных птенцов. Гнездо было не высоко и я лазил и смотрел, когда взрослые особи улетели на охоту. Через дней 15 мы видели наших беглецов в другой защитной полосе и там было гнездо, видимо, их старое. А вот были там птенцы, не знаю, они не дали нам подойти поближе. Кружились над нами и очень низко. Мы уехали и после там не появлялись.
     Все пчеловоды, так же как и любители тихой охоты,т.е. рыбаки и грибники, все они люди не в себе. Я бы не сказал, что у них что-то с головой, нет, конечно, но то, что они все «с чудинкой» - это точно. Но разве может нормальный человек в резиновых сапогах, в плаще на случай дождя, «шататься» по лесу от утренней зари и до полудня, отмерив как минимум 15-17 км, а найдя один белый гриб, радоваться как ребёнок, да ещё хвалиться: «Во! Какой я нашёл гриб». А потом этот гриб окажется червивым. Или другой чудак. Вот как мне рассказывал один наш уважаемый доцент ещё в студенческие годы
     - Сижу я на реке, раскинул удочки и жду. День прошёл - ни одной поклёвки, второй - всё также, на пятый - без изменения. Наконец на 11 сутки левый крайний поплавок пошёл с сторону, подсекаю и вытаскиваю наконец-то подлещика граммов на 150. Но я хорошо провёл отпуск и отдохнул - Без комментариев всё понятно - чудак человек.
 Мы. Конечно, не были исключением. Наши сотрудники нам не один раз говорили
   - Ну, что вы сидите в «защитке» весь свой отпуск. Кормите комаров, потеете, каждый день  ужаленные пчёлами. Вам ведь не один раз предлагали путёвки в санаторий, а вы отказывались. Чудаки вы -
    Но и на пасеке мы не раз наблюдали смешные случаи. У нашего компаньона улетел огромный рой килограммов на семь или больше и сел высоко на березе рядом с ульями. Снять его не было возможности. Обычно рой сидит максимум 1 или 2 часа в жаркое время, пока пчёлы разведчики не найдут нового места. Но в случае затяжного дождя они могут вернуться на пасеку, но в новый улей. И вот Владимир Иванович / наш компаньон/ решил имитировать приближение грозы. Взял у меня топор и ходит по пасеке и стучит молотком по топору, изображая гром. Он ходил кругами около этой берёзы и всё время без остановки колотил молотком по топору. Я так и думал, что он от усердия разобьёт топор и будет трещина. Но пчёлы не поняли его усилий, они прекрасно видели, что вокруг нет ни одной тучки и посмеивались над ним, вот нашёлся чудак. Через полчаса  рой поднялся и полетел  большим тёмным пятном, такого огромного роя мне ещё не приходилось видеть. Владимир за ним на машине, но не догнал. Так и улетела фляга мёда, ведь взяток только что начался.
   А второй компаньон не жил на пасеке, у него не было будки. Он всё время боялся, что ночью его ульи украдут. Смотрим привозит длинный трос, накидывает петлю на каждый улей, т. е. связал их, а концы троса закрыл на замок. Мы долго потешались. Пчёл можно было ночью пересадить в пустой улей и «адью, поминай их», а его ульи без пчёл остались бы стоять на месте под замком.
  Но один редчайший случай, который бывает раз в десятки лет произошёл с нашими пчёлами и он мог бы привести к гибели всех пчёл. Тот год уже с весны был для нас неудачным. Во время цветения ивы, липы стояли холода и нектар не выделялся. Нам даже пришлось подкармливать их сахаром, чтобы стимулировать работу матки. Но всё же нарастили пчёл и начали собираться выезжать в поле. Подобрали хорошее место, рядом были гречиха и подсолнечник. Гречиха полностью цвела и каждая семья в день приносили по 7-8 кг нектара. Гул от сушки мёда стоял такой, что его было слышно за десятки метров.
    Как-то рано утром я проснулся, вышел к полю и слышу какой-то шум, шуршание идёт по полю. Присмотрелся, а на растениях тысячи гусениц и шелест шёл от их жвал, которыми они грызли листья, соцветия гречки, сорняки. За ними оставались голые стебли. Это был золотистый шелкопряд очень редкий всеядный вредитель. Обитает в основном в южных районах, а теперь перебрался и к нам. Гусеницы ползли валом, смотрю облепили все ульи и лезут через летки внутрь. Пчёлы их жалят и сами гибнут, уже перед ульями лежали большие горки из гусениц и пчёл. Я начал копать заградительную канаву перед ульями глубиной в два штыка. Но она полностью заполнилась за два часа и гусеницы опять полезли в ульи. Я не знал, что ещё сделать, потом догадался. Гусеницы не лезли на деревья берёзы, около которых стояли ульи. Я нарезал колья, забил рядом с ульем и на них мы  их поставили, приподняв от земли на 30 см. Так мы спасли нашу пасеку. А гусениц всё прибывало и прибывало. Их было уже несколько  миллионов. За четыре дня всю гречиху на площади 120 га они съели, остались одни голые стебли. Потом мы узнали о том, что ещё в другом месте было уничтожено 100 га гречихи.
  Через 15-17 лет мы перестали выезжать в поле. Сказывался возраст и болезни. Пришлось сокращать количество семей.  На даче вокруг располагались сады и было много заброшенных участков с сорняками.  Мы всегда были с мёдом и у нас постоянно стояли в запасе  3-5 фляг мёда. А мёд не теряет вкусовых и лечебных свойств 20 и более лет, главное, чтобы он был герметично упакован и в ёмкость не поступал воздух.  На даче у нас постоянно травились пчёлы ядами. Раньше опрыскивание садов проводили реже и компактно по времени. Сейчас почти каждый день где-нибудь слышится гул вентилятора опрыскивателя. Пчёлы травятся несколько раз за сезон.  Заниматься пчеловодством стало невозможно. Жена слезами обливалась, когда пчёлы массово вытаскивали дохлых пчёл из ульев. Она очень любила пчёл. Обращалась к ним ласково: «мои любимые, мои милые пчёлки». При работе в улье старалась не раздавить ни одной пчелы. Она их брала пальцами и переносила в клеточку к молодой матке. Мы всегда держали в запасе молодых маток на случай их потери при облёте или по старости. А к матке в клеточку обязательно надо подсаживать рабочих пчёл. Они ухаживают за «королевой», чистят её, если она вымажется мёдом, изображают защиту её, когда мы открывали клеточку.
   После смерти жены я продал почти всех пчёл, оставил два улья в память о моей любимой жене. В последнее время она уже почти всё время лежала в постели, но как только я собирался идти работать на пасеку, она вставала и говорила, я иду с тобой, я их не могу бросить. Она плохо видела, но помогала мне, работала с дымарём, подносила рамки. Пчёлы, как все насекомые, не приручаются, но мне всегда казалось, что они её меньше жалили, не выгоняли её с пасеки. Она говорила, я не могу жить без пчёл, пойдём послушаем их жужжание, их гул, посмотреть, как они азартно работают, постоянно торопятся, их неутомимое стремление к труду, к жизни.
   


Рецензии
Интересный рассказ об увлечении. Даже заинтересовали. Был бы помоложе, может, тоже увлекся пчеловодством. Впрочем, и у меня есть свое увлечение, прошедшее со мной почти всю мою сознательную жизнь. Горный туризм. С уважением, Александр

Александр Инграбен   05.04.2018 14:28     Заявить о нарушении