Азбучные истины

Предисловие

Язык и основанное на нём мышление — это величайшее наследие прошлых поколений, которое является основой в формировании нашего культурного кода и единого сознания. Не имеет значение, как выглядит человек, его происхождение; важно, как и о чём он думает.
Тех, кто создавал нашу цивилизацию, мы сможем понять, только достигнув сознания и того уровня мышления, которое они использовали. Материальная культура -- это то, что они посчитали нужным создать, это только часть их мыслей, воплощённых в материальном.
Восстанавливая глубину знаний нашего языка, мы возвращаем основу миропонимания и мировоззрения, которую дали нам наши предки. Поняв, что нужно делать, мы легко сможем восстановить всё, что было утрачено.
Всё, что мы хотим знать о нашем прошлом, настоящем и будущем – сказано словом.

Азбука

Язык – главный инструмент познания! Он создан для объективного описания окружающего нас мира. Благодаря ему мы сохраняем информацию вне зависимости от того, насколько умеем использовать все заложенные в нём возможности.
Это сложная система, существование которой основано на множественных точках опор и связей, носителем которых является как каждый из нас обособленно, так и все в целом как часть культурной общности, определённой цивилизации и всего человечества.
Ничто и ниоткуда не возникает: язык един. Все языки — часть одного целого. В языке не существует понятий «прошлое» и «настоящее»: прошлое — основа настоящего, а настоящее станет частью языка в будущем.
В нашем языке заложены огромные информационные возможности, поэтому необходимо обращаться к нему как к самому надёжному справочнику, в котором есть всё и это «всё разложено по полочкам»: «сказано по-русски: прямо, точно и однозначно».
Всё, что мы помним: каждое слово, различные выражения, пословицы, сказки, присказки, поговорки, байки и прибаутки — наша речь служит основой, алгоритмом систематизирующим, структурирующим и описывающим информацию, путеводителем в поиске истины.
Мы ставим под сомнение любое предположение, если оно противоречит выводам, которые есть в нашем языке. Сведения, полученные из него (а значит, из нашей единой памяти), — это первоисточник и последняя инстанция в научном споре.
Чтобы сделать доступным этот ресурс и во всём разобраться, нам предстоит научиться мыслить по-другому: мы говорим об информационной составляющей нашего языка, о языке как об инструменте познания мира.
Сразу к делу: «по сусекам поскребли», что мы помним об Азбуке?
«Сказал А, скажи и Б. Не суйтесь Буки наперёд Азов. Сперва Аз да Буки, а там и науки. Забил Буки —  всё опять с начала. Это ещё Буки. Когда-то ещё Буки будут» (записано В.И. Далем).
Так что такое Азбука? О чём идёт речь? Мы говорим: «Азбука веры», «Азбука вкуса», «Азбука нотная», «Азбучные истины», — очевидно, это о чём-то простом, доступном и понятном нам всем или почти всем: «Раз суть не понимаешь — иди читай букварь» (с иронией). Значит, сначала А — Азбука, а потом Б — Букварь.
Эта книга даёт основные понятия и правила азбучных истин. Азбука — ключи к нашему прошлому и будущему, ответ на многие интересующие нас вопросы.
 
Как мы понимаем слово и воспринимаем мир

«Я иду, он мне кивает, она машет мне рукой!»
Что всё объединяет? Используя свою речь, мы описываем, что происходит в окружающем пространстве: «что вижу, о том и говорю». Мы в большей части рассказываем о том, что видели сами, или о том, что видели другие.
Между тем то, что мы увидели, и наши возможности об этом рассказать не всегда совпадают. Здесь очевидно: описать всё то, что мы смогли зрительно воспринять, слов не хватит. Поэтому говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
С каждым словом у нас связан ряд образов. В нашей памяти формируется своеобразная «подборка картинок». Мы слышим слово, и у нас в первую очередь возникает образ того с чем мы чаще всего сталкиваемся. 
Что мы видим? Укроп.

 

Нет, правильно говорить: изображение укропа, укроп растёт в огороде.
Торговец специями на вопрос про укроп покажет нам семена этого растения. 

 

Получается, нужно не только правильно объяснить, но и правильно понять.
Другой пример из случайной цитаты: «В углу стоял стол. Человек подошёл и сел за стол». Мы не уточняем многие детали: стоял ли там стул и на него ли сел человек. А также для чего он это сделал, поскольку знаем, что за столом обычно едят, пишут, рисуют или просто сидят.
У каждого сложились в памяти свои отличные в деталях образы, но мы знаем, что стол на даче, в квартире и на известной картине, в общем, мало имеет принципиальных различий. И мы все эти образы связываем со словом «стол».

 

Но если мы говорим о Туркмении или о других мусульманских странах, то там принято пить чай, принимать пищу или просто посидеть на тахте. Поэтому во время приглашения посидеть или отобедать пройти за стол не приглашают.

 

Кошка
…Вот это стул, —
На нем сидят.
Вот это стол, —
За ним едят.

Свинья
Вот это стол, —
На нём сидят!..

Коза
Вот это стул, —
Его едят!..
Самуил Маршак «Кошкин дом»   
Слыша слово, мы находим в памяти в виде образов предмет разговора, но у каждого из нас имеется своё представление, что к нему может иметь отношение. Мы называем это причинно-следственными связями, или понятием.
На столе не принято сидеть, но возможно. Но стол не гавкает, и не поёт. Стол нужно обходить, если мешается, можно подвинуть, покрасить, купить, сломать, выкинуть и т.д. Мы знаем это благодаря своему личному опыту и способности сопоставлять.
Тем не менее во многих областях человеческой деятельности мы не в состоянии увидеть и проверить всё лично, поэтому формируем понятия на основе информации, которую нам дали другие. Но она может быть неполной или недостоверной.
Мы не видим картину в целом, не понимаем правильно даже часть её фрагментов, приходим к неверному восприятию, но при этом формируем своё суждение. Мы живём в одном мире, в одно время, говорим на одном языке, но по этой причине не в состоянии понять друг друга.

Из книги "Азбучные истины великого русского языка".


Рецензии