Ода стоящим у конвейера

 
  "...К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич".
     А.С. Пушкин


 Конвейер, изобретенный Генри Фордом – старшим, является одним из самых
изуверских изобретений, привязывающий человека к монотонному, повторяющемуся изо дня в день, из года в год, труду. Конвейер привязывает человека к себе словно раба на галере. В сущности, рабочий,  приходя к конвейеру,  добровольно отдает себя в «рабство» труда. В настоящее время существует рынок трудовых ресурсов и потребители этих трудовых ресурсов, именуемые работодателями.

  Первый раз я увидел рабочих на конвейере в 1985г, на Втором московском часовом заводе. Мое представление о часовом производстве было совсем иным. Здесь же я увидел склонившимися над движущимися часовыми механизмами сотни женщин. Большинство из них молодые девушки. Конвейер шел рывками. Останавливался на несколько минут, девушка быстро устанавливала какие – то шестеренки, агатовые или рубиновые подшипники, со скоростью заворачивала несколько миниатюрных винтов и нажимала кнопку. На ее рабочем месте загоралась зеленая лампочка.  Как только все зеленые лампочки загорались, конвейер перемещался на один механизм. Эти движения по операциям были одни и то же в течении восьми часов. Через каждые два часа была пятнадцатиминутная пауза. Прикованные к конвейеру, за эти пятнадцать минут, должны были размять руки, позвоночник и быть готовыми к очередному двухчасовому марафону. Через четыре часа объявлялся обеденный перерыв, и все работницы стремглав устремлялись в столовую или комнаты приема пищи.
 
  В ту пору я был удивлен, что любая женщина, работающая на своих операциях, внутренне нуждалась в каком – то внешнем общении. Не отрываясь от закрепленных операций, она могла рассказывать про свои операции рядом стоящим, что выходит и просто задавала разные вопросы: где, откуда, как живем, что делаем на заводе. Когда я позавидовал их труду, стерильной чистоте, хорошему освещению, одна из них произнесла:
«Это все внешний лоск, конвейер выматывает нервы, душу и здоровье. Приезжая домой, я должна, самое малое, час отлежаться и придти в себя».
Второй раз я увидел привязанных к конвейеру рабочих по сборке холодильников на минском заводе «Атлант». Конвейер изгибался, словно сказочное чудовище. Первым на конвейере появлялся шкаф холодильника, он останавливался на несколько секунд. Рабочий должен был припасовать двери, пластиковые детали. Следующая операция – холодильный агрегат,  внутренний шкаф, элементы проводки и регулирования. Большинство, работающих на конвейере, были молодые ребята. Если кто не успевал выполнить свои, заданные программой, операции, быстро скатывал шкаф в «аппендицит». Он должен был закончить не доделанное в программную паузу или в обеденный перерыв.   Монотонность труда и однообразность труда превращала этих молодых ребят в живых биологических роботов.
 
  Подобное мне пришлось видеть на Тракторном заводе, на «МАЗе», на молокозаводах, на элеваторах, на фармацевтических предприятиях.  В советские времена конвейерное производство считалось тяжелым производством, в некоторых случаях даже вредным. Рабочих перемещали на разные операции, конвейеры двигались сначала очень медленно, постепенно увеличивался темп и замедлялся к пятнадцатиминутному перерыву. Учитывались биологические особенности человеческого организма. Работоспособность сначала смены медленно возрастала, а через два – два с половиной часа наступал утомляемость, притупляемость сознания, поэтому по программе конвейер замедлял свое движение. В те годы, даже в двадцатые – тридцатые, искусство каким – то образом пыталось показать человека труда, его значимость для страны, для общества. Первым фильмом, прославляющим шахтера, был фильм «Большая жизнь», где был знаменитый Ваня Курский, которого сыграл талантливый актер Петр Олейников. Были фильмы о металлургах, строителях доменных печей, о строителях дорог, водителях. Прогремевший на весь Союз «Весна на Заречной улице». Не менее популярный фильм «Высота». Прошло 25 лет. Конвейерное производство получило еще более широкий размах. В пыльных, жарких помещениях трудятся швеи. Фирма находится в Минске, а пошивочные цеха по районам. Жаловаться не моги. Чуть что, аргументы у работодателя один:
- «Не нравится – уходи. На ваше место на бирже труда очередь».
 Одно слово- избыток трудовых ресурсов. Что в цехе пыль и температура плюс 40*, не заикайся – потеряешь работу.
 
  В былые времена на праздничных «огоньках», концертах «Песня года» и других культурно – массовых мероприятиях с центрального и республиканского телевидения можно было видеть рабочих: прядильщиков, металлургов, рыбаков, сборщиков автомобилей, путевых рабочих, водителей и представителей многих других профессий. Все кануло в Лету. На конвейерах и поточных линиях Беларуси работает почти 2 миллиона человек. Они забыты, их словно не существует. Есть такая утренняя программа «Радиофакт», а точнее «Радиопудра». Изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц там не скажут, сколько выпущено тракторов, холодильников, телевизоров. Сколько надоено молока, не назовут фамилии лучших рабочих. «Радиопудра» дает слово Министрам и их замам, ученым, политикам, губернаторам и прочим. Иногда задумываешься, для кого вещаем, «Радиофакт»? Похоже, для самих себя. Тоже самое наблюдается и на наших телевизионных белорусских и российских каналах. Убийства, грабежи, светские разборки, сколько раз какая или какой актер женился или вышла замуж, сколько внебрачных детей. Обо всем, но только не о рабочем человеке.
 
  Рабочий Олег Зуй, мой добрый старый знакомый, работал в России на конвейере по сборке авто «Таета». За час он должен был совершать 186 операций, все операции стоя. К 45 годам возникли проблемы с опорно – двигательным аппаратам, позвоночником, кистями рук. Приговор медицины однозначный – бросай конвейер, ищи другую работу с разнообразными движениями, иначе быть тебе инвалидом. В мире порядка 3 млрд. населения стоит у конвейера. Низкий ВАМ поклон за ВАШ  КАТОРЖНЫЙ труд!


Рецензии