Смех сквозь слёзы
Сергей Шнуров открыл у нас в Национальном центре современных искусств выставку - "Ретроспектива брендреализма".
Как заявили организаторы, они предлагают «продвинутым гражданам» посетить выставку, чтобы покритиковать современное общество и в качестве самоиронии "сфотографировать на айфон критику айфона».
Узнаю, что Минск стал третьим городом, где можно рассмотреть Шнурова. Именно рассмотреть этого эпатажного исполнителя, иногда весьма неглупых песен.
Рассмотреть в новом амплуа.
Звоню подруге.
Зачисляем себя к «продвинутым гражданам"... и в музей.
Наш Национальный Центр современного искусства, представляет собой универсальную площадку для творческих экспериментов.
Вся территория музея используется для театральных, музыкальных, перформативных, визуальных экспериментов.
В одном из интервью первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига отметила:
«Подобные центры давно существуют, успешно развиваются и определяют лицо современного искусства в странах Европы. Появление такого учреждения в Беларуси – давно назревшее решение. Наша страна – одна из родоначальниц мирового авангардного искусства. Мы должны об этом помнить, и активно презентовать то, что появляется сейчас нового у нас и наших соседей».
В городе знают, что все площадки музея современного искусства открыты для нестандартных, дерзких театральных, музыкальных, поэтических, визуальных, синтетических проектов.
Из рекламы узнаём, что экспонаты разместились в 12-ти залах центра.
Картины и арт-объекты выполнены С.Шнуровым с помощью творческой команды единомышленников.
Итак, вступаем на территорию «брендреализма».
И сразу вспоминается Маяковский: – «Есть такие новые русские древние греки, которые все умеют засахарить и заэстетизировать»*.
С первого шага начинаешь понимать, что все эти картины, инсталляции - сатирическое «пособие для времен», когда большинство населения мира порабощено брендами.**
Многие люди уже не замечают, как стремятся, иногда из последних сил, соответствовать навязанным ценностям – «не хуже, чем у других».
Главное не отставать от моды: ездить на мерседесе, иметь последнюю модель айфона, одеваться в бутиках, непременно, с лейблами от кутюр.
Тогда, оно точно: «Жизнь удалась!».
Вспомним вновь Маяковского:
Товарищи,
не поддавайтесь панике,
она
делает обыкновенно
из мухи слона.
Но
и востро держите ухо,
чтоб из слона
не получилась муха...
Идёшь из зала в зал… и смешно, и горько.
Эпатажный, с острым, подчас жёстким взглядом Шнуров – удивительно правдив.
Описывать экспонаты дело неблагодарное.
В коллаже делаю попытку показать те объекты, которые вызывали желание и подумать, и улыбнуться, по-иному ощутить реальность, а иногда просто посмеяться над собой.
Достаём с подругой свои айфоны.
Громко смеёмся.
Первый объект выставки – памятник Айфону (1).
На его экране модное лицо девы с накачанными губами и бюстом. Как же узнаваемы эти сверхмодные девы, стремящие любой ценой выглядеть сексуально.
На всякий случай делаем селфи с человеческим лицом.
Фотографируем и несколько острых картин и арт-объектов.
… Идут счастливые «затоваренные» субъекты. –
«Распродажа – ура!». (2)
… Золотой С.Михайлов. - Иконостас.
На портрете надпись - «Моему поклоннику…».(3).
Отличный щелчок.
… Вязаный ковёр – «Земфира – жив!».
Вязка башкирских бабушек. Трудно сдержать улыбку.(4)
И ещё одна забавная картина:
… Брендовая балерина молится пуантами. - Богиня.
Ирония удалась. (5)
А у этого объекта невесело:
… «Денег нет, но вы держитесь» (6)
Ощущаешь всю тяжесть чугунных букв.
Зрители внимательно вглядываются, спорят.
И доносится – «Бред!», «Во, даёт!», «А вообще это искусство?».
Можно спорить о художественных ценностях этого зрелища, но надо отдать должное - все работы выполнены профессионально, в концепции современного искусства: «надо много думать самому и домысливать, порой находя смыслы там, где их нет».
Можно спорить и о личности самого исполнителя.
Шнуров далеко не «белый и пушистый».
Он и сам - брендреализм номер один.
Одно бесспорно – равнодушных на выставке нет!
И соглашаешься с мнением С.Шнурова: - «Каждый увидит в работах то, что позволит ему прочувствовать свой культурный уровень. Легкий стеб или острая сатира? Думайте сами, решайте сами».
Организаторам выставки удалось вызывать определённое интеллектуальное, эмоциональное напряжение.
Значит - цель достигнута.
---
*В.Маяковский "Грозный смех. Окна РОСТА". 1932г.
**Бренд (англ. brand, [br;nd] — клеймо) — комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя
Свидетельство о публикации №217120301670
У нас много отличных художников-классиков среди зрелого поколения.
Но есть и модернисты - молодые талантливые ребята... - авангардисты, вперед за брендреализмом.
Ольга Боровикова 2 13.11.2018 10:11 Заявить о нарушении