Безруков в роли офисного планктона XIX века

На спектакль Московского Губернского Театра "Сон разума" с Сергеем Безруковым я облизывалась давно. За роль в постановке по мотивам произведений Гоголя артист получил Премию Станиславского и "Звезду Театрала", но пуще наград раззадоривает совершенно фантасмагорический трейлер. О, я никогда не забуду, как Безруков с руки кормил стаю демонов капустными листьями ) Как в раздуваемой ветром шинели, рассыпая блестки, летал по воздуху чуть ли не на метле! Спектакль невозможно пересказать - считаю, это высочайшая степень театрального искусства. "Вий", "Шинель", "Ночь перед Рождеством" - все известные произведения Гоголя узнаются в каких-то образах, движениях, главный Демон разъезжает на гигантском... носу. Сначала кажется, что это куриная тушка, но нет, форменно нос! Некоторые зрители уходили - я полагаю, им был не понятен весь этот почти готический гротеск. Постановка исключительно для зрителей, которые могут читать метафоры и способны через деструктив прийти к созидательным мыслям.
Игру Безрукова я раньше не видела - часто слышала завистливое, что он задавака, мол, любит играть великих. Наверно, только в нашей стране подобное может считаться пороком для актера. Меня это не бесит, я бы сама играла далеко не Золушку, родись я артисткой ) Но в данном случае Безруков, который еще и режиссер спектакля, играет как раз нищего дворянина - незначительного чиновника в рваных портках, с вареной капустой на обед, без вожделенного грошика на театр, безнадежно влюбленного в юную дочку начальника. Ничего нет у мужика в 42 года, только чудовищ много. Зритель не видит реальную жизнь героя, только его фобии и мечты, некую страшную сказку. И мне стало жутко интересно, а какие возможности реально были у офисного планктона того времени? И почему Гоголя так волновал это самый офисный планктон 19-ого века? Почитала биографию писателя - Гоголю пришлось побывать таким планктоном. Так что это он сам натерпелся страху, пока не нашел золотую жилу в виде этнических повестей, пока не вошел в круг Пушкина и т.д.
Над сценой и даже над зрителями то и дело "плавала" сияющая золотая рыбка - мне эта отсылка к сказке Пушкина, которого Гоголь так любил, показалась намеком на то, что "много хочешь - мало получишь". Что нужно меньше фантазировать, больше работать над новыми возможностями каждый день. Гоголь, к слову, хоть и выбился в известные писатели, все равно умудрился заморить себя из-за непомерных духовных амбиций. Владеть умами в качестве писателя, жонглирующего остротами, ему стало недостаточно! Так мы потеряли второй том "Мертвых душ" и самого автора, как раз 42 года ему было. Ей-ей, лучше создавать страшные сказки на бумаге или на сцене - благодарная публика там.

Для сообщества московских культурных блогеров Москультура


Рецензии