Конец женщин или конец мужчин?

Благодаря сообществу культурных блогеров Москультура я попала наконец в "Электротеатр Станиславский". После того, как в 2013-ом театр перешел в руки Бориса Юхананова, - это кипящий котел экспериментов! Там ставятся спектакли-сериалы, проходят бесплатные встречи с заграничными авторами, выпускаются газета и книги, афиши и открытки у театра тоже феерические, здесь обучают молодых режиссеров.
На малой сцене участница МИР-4 (Мастерская Индивидуальной Режиссуры) Алиса Селецкая представила результат своего обучения - спектакль "Дом Бернарды Альбы" по пьесе Федерика Гарсиа Лорки. Про этого поэта страстной и грустной любви я узнала из фильма "Мелкие останки", где другой знаменитый испанец Сальвадор Дали мучил Лорку нарциссической любовью в стиле "Дам, но не вам".
Мужчины, которые всерьез думают о судьбах женщин, в литературе до сих пор на вес золота! И в этом плане Лорка был настоящим самородком - возможно, потому, что в связи со своей гомосексуальностью и сам хлебнул мужского эгоизма. Думаю, что и трагическая его смерть могла быть связана с неудачными поисками понимающего и постоянного партнера - поэт как будто искал опасности, в итоге был расстрелян на рассвете гражданской войны в Испании. Умер он, прожив столько лет, сколько сейчас мне, - 38. До смерти обидно дожить до 38 и не испытать взаимную счастливую любовь!
"Дом Бернарды Альбы" - уже знакомая мне пьеса, спектакль по ней я смотрела в Театре Стаса Намина. Тогда мне запомнилась только актерская игра, особенно поразила Дарья Бурлюкало в роли мятежной Аделы, сцена под ней буквально горела, и зрители плавились при взгляде на нее. А вот блеклые декорации и музыка мне не запомнились совершенно - у Селецкой, наоборот, актеры как будто помещены в яркую картину или даже на плакат. Черный, красный, синий, желтый цвета не дают покоя глазам. А хор из нескольких постоянно воющих девушек так напрягает уши, что, хочешь - не хочешь, а проникнешься страданиями запертых в четырех стенах героинь. В общем, готовьтесь попасть в агрессивную атмосферу, если тоже решите посмотреть )
Фабула спектакля - после смерти супруга 60-летняя хозяйка дома Бернарда Альба объявляет восьмилетний траур, лишая взрослых дочерей всех радостей, мужского общества, возможности выйти замуж и покинуть родительский дом. Покойник тоже хорош - все деньги оставил старшей дочери - старой деве 39 лет, обрекая остальных девушек на бедность и безбрачие. Достойные на таких не позарятся, а отдавать дочерей за батраков гордая Бернарда не желает. К единственной богатой незамедлительно сватается местный красавчик Пепе, но ночи 25-летний кобель проводит с Аделой. Отдельный респект авторам постановки за платье неудержимой младшенькой - на полупрозрачной зеленой ткани в области сосков два красных кружка, а в области гениталий черный треугольник )
Адела пылает страстью, преступает законы Бернарды и законы общества, но ради кого? Нет, ничего хорошего не услышать о мужчинах в этой пьесе Лорки. Совокупляются, жрут, сплетничают, предают, убегают - мужчины настолько незначительны, что даже не появляются на сцене, мы слышим только разговоры о них. Можно считать, что Бернарда - тиранша, которая присвоила себе дочерей, сделала из них своих рабынь. А можно думать и иначе, что она предтеча феминисток. Еще не феминистка, но уже не готова отдать дочерей на растерзание мужскому миру, где они будут рабынями уже не Бернарды, а чужих мужчин.
Режиссер Алиса Селецкая в театре родителей делала кукольные номера, перфомансы, работала с артистами цирка. И у ее "Дома Бернарды Альбы" есть отчетливый привкус балагана. Завывающий хор, откровенное платье-мишень Аделы, вампирский гроб вместо отдельной комнаты у сумасшедшей бабки, на служанках я заметила самурайские штаны. В какой-то момент на сцене все-таки появляются мужчины - технический персонал, который что-то переставляет только для того, чтобы помучить своим видом одиноких женщин. И этот юмор дает надежду, что как-то все обернется хорошо ) Например, Бернарда упадет в колодец, ее дочери получат свободу и сами выберут, любить мужчин или карьеру, страдать от мук любовных или от мук творчества.
Большой лично для меня минус спектакля - не понятна судьба Аделы. Не очевидно, что за свой смелый выбор девушка расплатилась жизнью. Подруга, которая ходила со мной и не знала произведение Лорки, таким образом осталась без финала. Это превратило качественно продуманную историю в оборванную. Как будто режиссер играла в мрачную игру, а потом вдруг испугалась трагичного конца. Но только мысль о том, что он умрет, заставляет человека жить, как хочется, а не как "нужно".

Для сообщества московских культурных блогеров Москультура


Рецензии