Андрис Лиепа. Удачно яблочко от яблони упало

Приглашение сообщества культурных блогеров Москультура на 55-летие Андриса Лиепы в Кремлевском дворце заставило меня хорошенько покопать Интернет)
Кстати, разговаривали незадолго с Денисом Каргаевым, чья команда причастна к иммерсивному спектаклю "Вернувшиеся", что скосило Мариса Лиепу - отца Андриса. Денис считает, что "отлучение" от Большого театра, конфликт с Юрием Григоровичем. Так или нет, а Лиепа-младший в 30 с копейками, на пике карьеры танцовщика, предпочел заняться балетом с той стороны, где он сам решает, кому где быть. Занялся продюсированием, благотворительностью, преподаванием. Хотя, судя по черно-белым фото Нины Аловерт, фанатским видеороликам и фильмам-балетам, был пленительно "тонким и звонким", с горящими глазами, стремительным прыжком, изящными руками. О, я бы посмотрела, как он танцует партию Курбского в "Иване Грозном" Григоровича!
Юбиляр был ведущим вечера сам. Я люблю Лиепу за то, что кропотливо восстанавливает Дягилевские "Русские сезоны". Для меня источник бесконечной радости - видеть сегодня балеты, над которыми столетие назад работали Бакст, Рерих. В первом отделении пришедших на юбилей зрителей познакомили с "Половецкими плясками" и финалом оперы-балета "Золотой петушок", которые я смотрела в театре Сац. А что я не видела и давно мечтала "понюхать", так это "Видение Розы"!

Когда в прошлом году к 150-летию Бакста в Пушкинском делали масштабную выставку, там выставляли костюм для Нижинского, состоящий будто из лепестков увядающей розы. Танцовщик должен был воплотить не человека, пусть и самого грациозного, а тающий аромат, который снится девушке.
Придя домой после концерта, я начала с интересом копать Интернет на предмет истории создания "Видения Розы". Этот балет длится всего 10 минут, он придуман Михаилом Фокином по мотивам стихотворения Теофиля Готье.

Тобою сорвана я для красы
Весь вечер я тебе служила брошью,
И увядала на твоей груди.
Я знаю многих, кто такой награды
Желал. И ни на шаг не отходил,
И с завистью меня касался взглядом.
Я не ропщу – мне не о чем жалеть,
Виденьем легким над твоей кроватью
Из рук твоих я принимаю смерть
И растворяюсь в сладком аромате.
Благоухаю, словно я в раю,
Когда бы так другие умирали!
Судьбу недолговечную мою
Они несчастной назовут едва ли.

()


Марис Лиепа был букально одержим идеей восстановить "Видение Розы" - творение русских гениев, никогда не танцевавшееся на Родине. Он сделал это, найдя всех возможных участников и очевидцев, и заразил сына страстью к Дягилевской сокровищнице.
Второе отделение концерта было посвящено отрывкам и миниатюрам в исполнении учеников и друзей Андриса Лиепы. Думаю, что не совру, если скажу, что больше всех публику потряс молодой испанец Серхио Берналь. В первую очередь балет призван показать высочайшие возможности человеческого тела, на уже божественном уровне. Поистине в этом смысле бог, Берналь исполнил мужскую версию "Умирающего лебедя". Боже, у него танцевали даже губы - танцовщик вдыхал воздух рывками, как умирающий! Зал замер, ловя каждое движение, потому что происходило какое-то волшебство. Душевное удовольствие от такого артистичного танца сильнее любого физического удовольствия.
В антракте я с большим любопытством, в принципе очень интересуюсь историей моды и театральными костюмами, рассмотрела балетный гардероб Андриса. Костюмы из "Ромео и Джульетты", "Лебединого озера", "Спящей красавицы", "Шахерезады", "Жар-птицы". Все делали селфи на фоне красного и сверкающего кафтана Ивана Царевича, который придумал Бакст, а я зависла около "доспехов" Макбета. Меня всегда поражает, как театральные художники из каких-то тесемок и ленточек создают эффект, что на танцовщике тяжелая кольчуга и т.п. Театр - это магия! )

Для сообщества московских культурных блогеров Москультура


Рецензии