Ларчик Саломеи Глава 3

- Почто Света ко мне не зашла? - присаживаясь на лавочку у дома Клавдии Ивановны, спросила её соседка. - Ведь несколько дней у тебя гостила.
Клавдия Ивановна сидела на лавочке уже час, задумчиво глядя на поворот дороги у скособоченной окраинной избушки.
Услышав вопрос соседки, она скрестила на груди руки и, не глядя на ту, ответила:
- Не злопамятная ты, Лидия, поэтому и удивляешься.
Соседка помолчала, кажется, пытаясь что-то вспомнить, встала и пошла к своим воротам.
- Вот-вот, иди к себе, - проворчала ей вслед Клавдия Ивановна, тоже поднимаясь с лавочки.
Пожилая женщина, тяжело передвигаясь, пошла к приземистой яблоньке на лужайке перед  своим домом, натруженными руками погладила её ветки, потом ствол. Подумала с минутку, оглядывая верхушку дерева, ещё раз погладила его и повернула к воротам.
- Тётя Клава, - услышала она за своей спиной низкий голос почтальонки Стеши, - подожди, тёть Клав!
Стеша подошла привычно быстрым шагом и протянула Клавдии Ивановне тоненький конверт.
Письмо было от Светы. По тому, как перегибался легко конверт, было понятно, что в нём не очередная открытка от племянницы.
Текст письма был коротким: " Здравствуйте, тетя Клава! У меня сногсшибательная новость! Приеду в выходной, всё узнаете! Ура! Ура! Ура! Целую Вас крепко, моя родная. Ваша Света".
На следующее утро Клавдия Ивановна вышла за ворота с полной лейкой воды и направилась к яблоне.
А соседка Лидия, выглядывая из-за своего забора, окликнула её тут же:
- Клавдия, здравствуй! Что это ты придумала? Али дожди без тебя не справляются?
- Не справляются, - ответила Клавдия Ивановна, - здравствуй, соседка.
Не захотела называть ту по имени.
Обошла с лейкой вокруг яблони, по часовой стрелке, аккуратно поливая дерево у самого ствола и шепча молитву: "...помогай Светочке со Пресвятою Госпожою Девою Богородицей и со всеми святыми небесными силами всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Соседка в это время продолжала ей что-то говорить, но Клавдия Ивановна будто золотом уши завесила - не отвечала! Когда лейка опустела, она, не взглянув в сторону соседского забора, ушла в свои ворота.
Всю неделю начиная со вторника, когда пришло письмо от Светланы, Клавдия Ивановна по утрам выходила поливать яблоньку из лейки и читала при этом молитву. До воскресенья.
Светлана приехала, как обещала в письме, дневным автобусом в воскресенье.
И ведь до чего распирало от любопытства соседку, что она пришла в гости тут же! Правда, не с пустыми руками - с половиной пирога капустного. На пироги Лидия была большая мастерица.
Клавдия Ивановна, а следом за ней и племянница, решили не подать виду, что не ко двору Лидия. Накрыли стол для чая.
- А ты помнишь, Клавдия, - расселась пить чай соседка, - как Светочку мать в бане твоей чуть не сварила.
Светлана округлила глаза, а Клавдия Ивановна замахала на соседку руками:
- Окстись! Она просто привыкла уже к жару банному, когда Светочку ей занесли, поэтому и не почувствовала, что вода в ванночке горячее, чем нужно малютке. Локтем воду пробовала...
- Ну, да, - вскинула подбородок Лидия, - могла бы термометром температуру воды измерить, как положено.
- Зачем ты это вспомнила? - нахмурилась Клавдия Ивановна.
- А затем, что непутёвая она уже тогда была! - дерзко ответила соседка.
Светлана молча наблюдала за обеими пожилыми женщинами, не улавливая нити их диалога.
- И тебя в суд потащила! - продолжала распаляться Лидия.
Клавдия Ивановна ещё больше нахмурилась, приложила ладонь к затылку.
- Какой суд, тётя Клава? - спросила тревожно Светлана.
Она не могла оставаться за столом, встала и отошла к окну.
Клавдия Ивановна, опустив глаза, попросила соседку тихо:
- Иди, пожалуйста, домой. Нехорошо мне сейчас...
Она хотела добавить: "С тобой". Но сдержалась.
Соседка почувствовала, наконец, неуместность всего, что до сих пор делала и говорила, попрощалась и тихо закрыла за собой дверь.
- Какая она злая, тётя, - покачала головой Светлана.
Клавдия Ивановна, помолчав, ответила:
- Не совсем так, Светланка. Когда-то она за меня сильно переживала, когда твоя мама обидела меня. Я ведь твою маму приютила, вместе с тобой, две яблоньки ради вас обеих посадила. А она обвинила меня, будто я развела её с твоим отцом, будто письма его перехватывала да читала. Столько я плакала, ты не знаешь! Пошла после суда да вырвала с корнем ту яблоню, которую для неё посадила!.. Теперь каюсь.
Светлана, прижав ладонь ко рту, слушала тётю и молчала.
- Прости меня, Светланка, - сказала Клавдия Ивановна. - Ты мне, пожалуйста, завтра расскажи, ради чего приехала. Нет у меня сегодня сил на новости, пойду прилягу.
Светлана, постояв в тишине старого тёмного дома, решила выйти за ворота, да и пошла по дороге на окраину села.
Но нет, сегодня она не была готова пойти к Сокольему камню.
Вернулась к тётиному дому, остановилась у яблони. Взглянула нечаянно на  дом Лидии и заметила, как резко дёрнулась шторка в одном окне. Светлана усмехнулась про себя: "Подглядывает, любопытная".
Она села на лавочку и долго задумчиво смотрела на крепкое большое дерево, много лет назад посаженное ради неё, любимой племянницы.
"Так вот почему мне так везёт, - улыбалась Светлана шелестящим листьям. - Тётя намолила каждый из вас, для меня. Завтра я её обрадую..."
.


Рецензии