Скрипка

(отрывок из новеллы "Душа моя в тебе...или прощальный поклон Паганини").

Кремона – один из старинных и красивейших городов Италии, который был основан около 218 г. до нашей эры как город крепость. Всемирную славу этому городу принесли скрипичные мастера Амати, Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци. Кремона и в настоящее время по-прежнему славится производством высококачественных музыкальных инструментов.

В один из лунных вечеров Антонио сидел у камина и сжигал свои рукописи. В этой жизни он уже все сделал. Более 1000 скрипок, альтов, виолончелей, арф и гитар, созданных им, стали достоянием талантливых исполнителей. Он знал, что сегодня ночью на 93 году жизни его заберет к себе Господь. Тихо, спокойно, как забирает безгрешных и чистых душою людей – во сне. Он готов был к уходу. Но одна мысль не давала ему покоя. «Почему сыновья великих отцов не всегда оправдывают их надежды. Можно порадоваться за семейство Андреа Амати, который был основателем скрипичной школы в родном городе. Его сыновья Антонио и Джироламо, а также внук Николо Амати создавали и усовершенствовали скрипки и делали звучание их божественным. Но сын Николо Амати так и не продолжил дело отца. Дети и внуки другого гениального мастера Андреа Гварнери, к счастью, стали искусными мастерами. А мои сыновья Франческо и Омобоно сделали по нескольку скрипок и остановились. Да! Чуть не забыл, Карло Бергонци! – по щеке Страдивари прокатилась слеза – это один из лучших моих учеников. Но он мне не сын и как не жаль, я не могу открывать ему все свои секреты». Мысли Страдивари перебил Омобоно.

- Папа, зачем ты это делаешь?

Антонио бросил листок с записями в камин и повернулся к сыну:

-Я передал Вам все свои знания, а до всего остального вы должны дойти уже сами. Более 10 лет я был в подмастерьях у Амати. Но он мне так и не раскрыл секрета изготовления скрипки. Я смотрел, наблюдал, запоминал и сам дошел до изменения формы дек и состава нового лака. Я прислушивался к звучанию дерева к его душе. И, могу сказать, что во всем благодарен своему учителю. Николо Амати был прекрасным педагогом, так как не учил истине, он учил находить путь к истине – гордо сказал Страдивари и, не желая продолжать разговор, отвернулся к камину,

- Но ведь люди уже никогда не узнают, как ты делал скрипки – настаивал на диалоге Омобоно.

- Такие скрипки, сынок, результат индивидуальной работы – спокойно ответил Страдивари – Со временем люди могут научиться делать неплохие музыкальные инструменты. Но они не будут чувствовать душу дерева. А без нее ты не почувствуешь гармонию звука и не станешь великим мастером. Запомните, дети мои, лишь в муках можно создавать творения, которые и будут жить в веках. Бог дарует лишь талант, а все остальное это тяжкий и кропотливый труд. Скажу вам даже больше. Гениальность и талант — это не только дар Божий, это еще и кара. Нужно каждодневным трудом доказывать, что ты лучше всех. Мои скрипки, как и скрипки великого Амати и Гварнери не могут состариться. С каждым годом они будут звучать все ярче, насыщеннее и душевнее. С годами они не только молодеют звуком и душою, но и становятся мудрее –торжественно закончил речь Мастер.
Омобоно отвернулся в сторону и усмехнулся: «О какой душе, о какой мудрости говорит отец»?

Антонио почувствовал скептическое отношение сына и продолжил:

– Я долго мучился над формой дек, менял их толщину, длину, кривизну. Но у меня никак не получалось добиться их гармоничного звучания. И вот однажды мою мастерскую озарило очень яркое свечение. Я увидел ангела в белых одеждах, который крыльями обхватил только что выточенные мной деки будущей скрипки и сказал: «Вот как надо, Антонио» – и по велению Господа вложил в них частичку своей души. Так что изготовленные мной инструменты освятил именно Всевышний, а не черт как злопыхатели пытались объяснить их волшебное звучание. Более того, деки стали гармонично резонировать со струнами и образовали одно целое, называемое «скрипкой Страдивари».

Отец уже хотел было опять отвернуться к камину, но сын его опередил:

– А как же лак и его секрет?

Страдивари серьезно посмотрел на сына и ответил вопросом на вопрос:

– Неужели ты думаешь, что лак играет основную роль? Это только деталь, как и все остальные. Но именно из этих деталей, к которым относится не только лак, и складывается гармоничное целое, которое живет веками. И последнее, Омобоно, возможно наступит время, когда в какой – ни будь стороне, например, там, где восходит чарующее нас Солнце, будут делать на станках неплохие, красивые и звонкие скрипки. Но люди на них будут только играть, а не творить… – пророчески заключил Страдивари.

…Наступило утро. Марианна проснулась в хорошем настроении. Одышка не беспокоила. Она вернулась к обычной жизни. Скорее все-таки не к обычной, а, как покажут последующие события, жизни замечательной, творческой и полной эмоциональных переживаний.

В коридоре Марианна встретила маму и попросила ее: 
– Мама, купи мне скрипку.
– Зачем? ¬– недоуменно спросила Мария.
– Я буду на ней играть.
– Марианна! В 18 лет учиться играть на скрипке, наверное, уже поздно. Например, Паганини учился играть с детства.
Дочь, перебивая мать и показывая пальцем в небо: – Он мне велел.
– Кто велел? – встревожено спросила Мария.
– Сам дух Паганини – многозначительно ответила Марианна.

«О! Господи», – подумала Мария, – «что-то с дочкой творится не то после пересадки сердца».

Но делать нечего. Столько сил отдали, чтобы любимое дитя осталось жить. Придется сказать отцу, чтобы купил скрипку…

…Скрипка была самая обыкновенная. Подмосковных мастеров. Но когда Марианна брала ее в руки, она преображалась и звучала как скрипка Гварнери, на которой играл сам Паганини. Поразительно, но и душа скрипки Паганини и душа самого Паганини сливались с душой скрипки Марианны, когда та исполняла на ней концерт великого Маэстро.

Слава не заставила себя долго ждать. Рукоплескания, цветы, награды. И только Григорий Абрамович усомнился во всем этом и добился экспертизы и скрипки и нот седьмого колокольного концерта Никколо Паганини.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.