Глава 19. Когда придёт время Макаренко?

 

          Зал Дворца Культуры железнодорожников. Не были там? Понятно, вы  проживаете не в Петербурге. Учреждение достойное. Имеет свою более чем столетнюю историю. Здания, их два, построены на средства графини Софьи Владимировны Паниной. По проекту знаменитого Юлия Юльевича Бенуа. Основной корпус на Тамбовской улице открылся в 1903 году. В нём разместились театральный зал, читальня, классы для занятий, бесплатная столовая, чайная для неимущих. В цокольном этаже слесарные мастерские для мальчиков,  для девочек - по обучению шитью и переплётному делу. В башне общедоступная обсерватория, где можно наблюдать Юпитер, Венеру, горы на Луне. Комплекс был задуман и построен как Народный дом. В 1910 присуждена награда Брюссельской международной выставки за успехи в распространении научных и технических знаний. Детищем Пановой стал театр, в котором 15 лет режиссером и актером был Александр Александрович Брянцев, создатель и режиссер Ленинградского ТЮЗа.


          После 1905 года Народный дом стал одним из центров политической жизни столицы. Здесь на митингах и собраниях выступали многие известные политические деятели. О выступлении Ленина свидетельствует мемориальная доска.
Во время первой мировой войны здесь разместили лазарет для раненых.


          В 20-е года Корней Чуковский и профессор Евгеньев-Максимов организовали Дом просвещения имени Некрасова. После передачи здания железной дороге Дворец сохранил свой профиль. Здесь работают десять творческих самодеятельных коллективов, профессиональный театр имени Паниной. Проводятся концерты, конференции, вечера отдыха.


          Здесь ни раз бывал на разного рода мероприятиях Аркадий Львович. Приходил вместе с женой. Запомнилась читательская конференция по книге Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Как раз только что совместно со Светланой прочитали книгу в журнале. И тут конференция. Как было не принять участие?


          На этот раз Фрунзенский РОНО организовал учительскую конференцию, посвященную 120-летию со дня рождения Макаренко. Педагогическое руководство района знало о чтении лекций учителем истории в обществе «Знание». Осведомленные о неплохих ораторских данных Аркадия Львовича, поручили основной доклад. В качественном содержании выступления не сомневались. Аркадий Львович в своё время обращался с запиской открыть в районе школу для тех, кто не хочет учиться, имени Макаренко. Районное руководство не поддержало инициативы учителя, но в РОНО помнили об увлечении педагогикой Макаренко.


          Вместительный зал был полон. Каждая школа района делегировала установленную норму учителей. Не выполнить предписание не рискнул ни один директор школы, ни попавшие в список учителя. Вот перед такой аудиторией предстояло выступить.


          На сцене президиум из должностных лиц районного масштаба. Почетные места заняли наиболее известные учителя — отличники народного образования и докладчик. На доклад отвели небольшое время, чтобы не утомлять слушателей, а несколько школ подготовили пятиминутные выступления содокладчиков.


          Председатель предоставил слово Аркадию Львовичу. Историк любил выступать. Не было ни одного педсовета, чтобы учитель не взял слова. Выступал всегда оригинально, необычно, вызывая интерес у присутствующих.  И в этот раз не сомневался в своём успехе. Вышел на трибуну уверенно. Голос и дикция не хуже диктора на радиовещании.


        - Уважаемые товарищи! Мы собрались почтить память великого педагога и засвидетельствовать своё уважение его педагогической системе. Те, кто окончил среднюю школу в советское время, познакомились с Макаренко на уроках литературы. Не ошибусь, если скажу, что многим захотелось стать учителями, пойти в педагогику после прочтения «Педагогической поэмы».


          Позже в педучилище, а тем более  в педвузе много и часто упоминали имя Макаренко. На него ссылались, его цитировали. Но к сожалению и к нашему стыду преподаватели — профессора и доценты — воздавали честь корифею педагогики, но мало знали его, ещё меньше понимали и разбирались в его педагогической системе, его педагогическом наследии. И самый большой грех — государственная власть не позаботилась, не предприняла необходимых шагов, чтобы педагогику Макаренко положить в основу советского народного образования.


          Именно в верхах партийного руководства сошлись на мнении, что педагогика Макаренко уникальна, потому не воспроизводима не только в масштабах школьного образования страны, но и в системе исправительных учреждений. Мол время другое, дети другие, да и  сама система устарела. В 90-е годы нашлись борцы со сталинизмом, которые объявили педагогику Макаренко педагогикой сталинского тоталитаризма, а самого Макаренко  «великим педагогом ГУЛАГа».


          И не кто-нибудь по недоразумению. Один известный философ, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН Горелов Анатолий Алексеевич. Другое лицо, известное педагогам по книгам «Искусство воспитывать», «Радость учить и учиться», доктор педагогических наук, художник и писатель Азаров Юрий Петрович. Вот приговор именитых ученых: «воспитание без свободы», «подавление личности во имя интересов коллектива», «разделение людей на наших и ненаших», «создание образа врага». Итог: «Конечно, сам Антон Семенович Макаренко, безусловно личность. Но если отказываться от сталинизма, надо отказаться от макаренковской «педагогики». «...она не может не рухнуть вместе со сталинской системой».


          То, что с ними солидарен профессор Карамышев, сотрудник Академии педагогических наук Российской Академии Образования, известной своей всепобеждающей борьбой с движением педагогов-новаторов, удивляться не приходится. В одном из своих выступлений доктор педагогических наук заявил: «Даже у Макаренко есть установка на то, что нужно воспитывать борца, полного инициативы. Борца с врагами народа!».

Слова «борца, полного инициативы» взяты всезнающим доктором из статьи Макаренко «Цель воспитания». Что пишет Макаренко? «В начале революции наши педагогические писатели и ораторы, разогнавшись на западноевропейских трамплинах, прыгали очень высоко и легко «брали» такие идеалы, как «гармоническая личность». Потом они заменили гармоническую личность «человеком-коммунистом», в глубине души успокаивая себя дельным соображением, что это «всё равно». Ещё через год они расширили  идеал и возглашали, что мы должны воспитывать борца, полного инициативы». Как видите, не Макаренко принадлежат эти слова. Но дюже ученый профессор Карамышев, не разобравшись, выдвигает обвинение Макаренко за слова, которых он не разделял. Вот до чего доводит предвзятость.


          Я назвал трёх достаточно известных лиц. А остальные педагоги: директора школ, ученые-гиганты Российской Академии Образования, штат Министерства образования во главе с министром?


Макаренко не повезло дважды: при жизни и после смерти.

          Макаренко построил коммунизм в одной отдельно взятой коммуне. Точнее в двух. И не в утопии, а на самом деле. В 1928 году в период расцвета двух образцовых учреждений -колонии им. М.Горького и коммуны им. Ф.Э.Дзержинского - в период поразительных, несомненных, небывалых успехов Макаренко против него была развязана кампания обвинений и клеветы. Его упрекали в том, что в воспитании он использует устаревшие понятия чести и долга, заимствованные из арсенала прошлого, что он слишком далеко зашел в праве воспитанников на самоуправление, тем самым принижая руководящую роль педагогов. Его обвиняли в организации конкуренции между воспитанниками и в военизации жизни колонии. Ему ставили в вину применение наказаний и материальное стимулирование воспитанников. Против Макаренко в 1928 году на съезде комсомола с жесткой критикой выступила Крупская.

Макаренко в письме: «... как меня Крупская разделала... шельмование во всесоюзном масштабе... добьются-таки, что меня посадят».

          Против Макаренко ополчились Наркомпрос Украины, Рабоче-крестьянская инспекция, секретариат ЦК ЛКСМ Украины. «Система Макаренко не соответствует основам советской педагогики». Ему устроили разнос в печати: «командирская педагогика», аракчеевщина, «свиновод Макаренко».  Была публикация Луначарского против Макаренко.   Научно-методические советы Наркомпроса и НИИ педагогики Украины, заслушавшие в 1928 году доклад Макаренко, вынесли резолюцию: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская».

 
          В сентябре 1936 года поступил политический донос на Макаренко, в котором его обвиняли в критике Сталина и поддержке оппортунистов. Донос исходил из коммуны им. Дзержинского. Его подписал секретарь парткома - лицо, появившееся в коммуне уже после перевода А.С. Макаренко оттуда на службу в наркомат, но текст письма был единогласно принят на закрытом партийном собрании коммунистов коммуны - за него проголосовали вчерашние единомышленники педагога, вчерашние друзья. В газете «Дзержинец» были опубликованы клеветнические материалы против Макаренко.

          Нарком внутренних дел Украины Балицкий дал личное указание вычеркнуть Макаренко из списка лиц, уже оговоренных как троцкистов, тем спас ему, возможно, жизнь.


          Государственная система образования все шестнадцать лет блестящей педагогической работы Макаренко вела против него борьбу и прихлопнула крамольный эксперимент, не посчитавшись с восторженными отзывами сотен отечественных и зарубежных делегаций и защитительные письма Горького. Объяснение простое: система Макаренко основывалась на принципах народовластия. Того самого народовластия, которое воспевалось большевистской пропагандой, а на деле выжигалось каленым железом. Макаренко, полагаю, до конца дней вряд ли понял, почему его замечательные открытия отвергали те, кто якобы строил общество, в котором народ - хозяин жизни.  В 1930 году Макаренко в один день уволил всех штатных воспитателей: “Коммунары уже настолько выросли и настолько выросло их самоуправление, что они могли уже в дальнейшем сами вести коммуну”. Самоуправление несовместимо с диктатурой.


        - «Почему в советской школе никогда не было самоуправления? - спрашивает Кумарин, один из наиболее известных и обстоятельных макаренковедов. - Ответ “с места” уже готов: А кому оно было нужно? Сталину? Хрущёву? Брежневу? Ответ принимается. Но почему в сегодняшней школе, после того, как коммунистический режим развалился, после того, как школе никто не мешает, положение то же самое? Задумались. Это уже хорошо. Тогда позвольте высказаться вашему покорному слуге. Причина аж режет глаза. Потому что в школе как не было, так и нет «собственно воспитания».


Из кого в коммуне комплектовалось “правительство”, т.е. Совет командиров? Из командиров разновозрастных отрядов? А кто такой командир? Самый старший, а стало быть, самый опытный и серьёзный человек. Нужны такому лидеру административные подпорки? Не нужны: командир отряда - естественный лидер. Может такой лидер управлять подразделением всего из 10 человек, в котором к тому же представлены все возрасты, начиная с первоклассника? Бесспорно: все “подчинённые” уступают ему опытом жизни, коммунарской выучки. Может директор школы рассчитывать на такого помощника и через него, а не через учителя, проводить свою воспитательную линию методом параллельного педагогического действия? Вне всякого сомнения: в отряде командира не только уважают, но и любят, как старшего брата. Ему подчиняются, не превозмогая себя, потому что подчиняться тому, кто превосходит тебя опытом и культурой даже лестно.


Есть у командира не только формальное, но естественное  право представлять интересы своего отряда в Совете командиров? Может он в своём отряде безупречно выполнять директивы Общего собрания? Праздные вопросы, только разновозрастный состав отряда предоставляет каждому ребёнку возможность ”порулить”: поупражняться в организаторских навыках и в ответственности за чрезвычайно важную, “взрослую” работу, за собственно воспитание в первичном коллективе, где он сам вырос. Только здесь, в разновозрастном отряде каждый малец знает, что наступит день, и ему тоже вручат перед строем заветные регалии командира отряда. Он годами готовится к тому, чтобы стать командиром, как те, имена которых произносятся с придыханием и передаются от поколения к поколению.


Что он тоже будет возиться с отрядом, получать за свою работу “втыки” от самого “Антона”, быть его правой рукой в Совете командиров, помогать ему в собственно воспитании (тут центральная фигура - только директор школы), будет требовать, но тут же и подчиняться (не только Секретарю совета командиров, не только дежурному командиру или заведующему, но кое-кому ещё - сейчас узнаете, кому именно), будет содрогаться при мысли об “импичменте”, потому что первичный коллектив имеет право в любой момент войти в Общее собрание и открыто сказать: “Наш командир руководить не умеет. Он грубиян, склочник и трус. Просим сместить, а назначить Сидорова”. Сравните с классом, где пусть и формально, но в “лидерах” все десять лет ходит один и тот же “отличник учёбы”.


Какими организаторами (кроме всего прочего!) приходили на производство, в вуз, куда-угодно все до единого выпускники коммуны! Как они разбирались в характерах людей, как освоили искусство строить человеческие отношения без конфликтов, склок, зависти, наушничества, сплетен, оговоров и тому подобных неизбежных спутников “коммунистического социума”, в змеином сплетении которых, прохиндей-начальник и чиновник-бездарь, ворюга и взяточник чувствуют себя как рыба в воде. Вот что такое собственно воспитание, вместо которого академики АПН-РАО и такие же молодцы из минобраза внедрили в нашу школу «воспитывающее обучение»!


          В.В. Кумарин предлагал уяснить, какую модель жизни воплощала в себе колония им. Горького. В течение первых пяти лет ее можно считать «своеобразным островком беспартийности». Центральный печатный орган КП(б)У - газета «Коммунист» - в сентябре 1925 года пишет: «Одним из недостатков колонии было отсутствие в составе администрации и преподавательского персонала коммунистов и комсомольцев».


          Макаренко: Я должен сделать не паровоз и не консервы, а настоящего советского человека, а наробразовские идеалисты требуют не меньше как «человека-коммуниста».
Тем не менее, выдержать напор всесильных политических органов  не удалось. ЦК комсомола Украины, по требованию Наркомпроса, направил в колонию комсомольца Л.Т. Коваля в качестве политрука. Эдакий Фурманов при Чапаеве.


          Для Макаренко смыслом жизни и главной целью были его воспитанники, борьба за человеческое в каждом из них. Ему в высшей степени были свойственны великая любовь к Человеку, вера в его созидательные силы и оптимизм. 
Особенно популярен среди педагогов Запада принцип Макаренко: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему.


          В нашем сознании закрепилось представление, что Макаренко — воспитатель, успешный, удачный, уникальный. И мы забываем, а порой просто не знаем, что он был ещё и учитель, Школа в коммуне тоже подчинялась ему. В ней он вёл уроки истории, русского языка, черчения и рисования. В коммуне-колонии создает построенную по собственному образцу школу, о которой не были осведомлены наробразовцы. В «Объяснительной записке к проекту организации трудового детского корпуса» Макаренко изложит своё видение на учебный процесс: «Только крупное производство может подготовить, с одной стороны, и токаря и револьверщика массовой продукции, но, с другой стороны, и высокой квалификации слесаря-инструментальщика, или лекальщика, или модельщика.


          Такая колония должна обладать и школой на разные вкусы и способности. Беспризорная масса даёт очень разнообразный букет личных качеств. Многим нужно будет дать в прибавку к квалификации только обычную грамотность - не больше, как за четыре группы, другим - грамотность семилетки или фабзавуча, третьим знания специального техникума, четвёртым общее среднее образование, может быть, даже без всякой квалификации с установкой на вуз».


          Макаренко берет на вооружение великое наследие Коменского, Локка, Песталоцци, Дистервега и Ушинского. Чтобы уяснить истоки природосообразного обучения, уместно напомнить аксиомы из «Великой дидактики» Коменского.


Первая: Человек есть самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение ("Великая дидактика", гл. I); - вот о чем должен помнить каждый из нас, общаясь с учениками, вот что лежит в основе педагогики сотрудничества;

Вторая: Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы (там же, гл. V);

Третья: Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо взращивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом (там же); - обратите внимание: не вносить, как что-то внешнее, чуждое ребёнку, а выращивать то, что в нем заложено природой;

Четвертая: Врождены также человеку стремление к знанию и не только способность переносить труды, но и стремление к ним (там же);

Пятая: … наш ум жаждет предметов, сам всегда открывается пред ними, сам хочет созерцать все, сам воспринимает все, сам быстро все усваивает; везде он неутомим, лишь бы только не был он подавлен множеством предметов и лишь бы все ему предоставлялось для созерцания одно вслед за другим, в надлежащем порядке (там же);

Шестая: Кто усомнился бы в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным (там же, гл. VI);

Седьмая: Не может служить препятствием то, что некоторые дети от природы являются тупыми и глупыми. Это обстоятельство еще более решительно требует универсальной культуры умов. Кто по природе более медлителен и зол, тот тем более нуждается в помощи,
чтобы по возможности освободиться от бессмысленной тупости и глупости. И нельзя найти такого скудоумия, которому совершенно уж не могло бы помочь образование (cultura). (там же, гл. IX);

Восьмая: Как организм растет и крепнет, не требуя никакого расширения и растягивания своих членов, если только его разумно питать, дать ему тепло и упражнения, так, говорю я, разумно доставляемые душе питание, тепло, упражнения должны сами собой переходить в мудрость, добродетель, благочестие (там же, гл. XII);

Девятая: Образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким (там же); - а мы любим повторять слова Суворова: «Тяжело в учении — легко в походе!» Что верно для военных, нельзя переносить в школу, на детей. Ученье должно доставлять радость ребенку. Тогда от него польза;

Десятая: Пыткой является для юношества: 1) Если его заставляют ежедневно заниматься по шести, семи, восьми часов классными занятиями и упражнениями да, кроме того, несколько часов дома. 2) Если оно бывает переобременено до обморока и до умственного расстройства (как это часто мы видим) диктантами, составлением упражнений и заучиванием наизусть чрезвычайно больших отрывков.  ...Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает, так как нужно помогать способностям, а не подавлять их... (там же, гл. XVII);

Одиннадцатая: Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)...(там же, гл. XVIII);

Двенадцатая: Не без основания было сказано: "Нет ничего более пустого, как знать и изучать многое", т.е. то, что, однако, не принесет пользы; а также "мудр не тот, кто знает многое, но тот, кто знает полезное". Сообразно с этим школьные работы можно будет сделать более легкими, внося в них некоторые сокращения. Надо опускать: 1) То, что не является необходимым, 2) Чуждое, 3) Слишком специальное. (там же);

Тринадцатая: Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или другого ученика. ...Встречаются счастливцы, которые все постигают, но нет недостатка и в таких, которые в определенных предметах удивительно непонятливы и тупы.  Что здесь делать? Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой - напрасное дело.
 (там же);

Четырнадцатая: Добродетель взращивается посредством дел, а не посредством болтовни (там же, гл. XXIII);

Пятнадцатая: Академические занятия (имеется ввиду в вузе) будут подвигаться вперед более легко и успешно, если, во-первых, мы туда будем посылать только избранные умы, цвет человечества, а остальных направим к плугу, ремеслам и торговле, смотря по их природной склонности.

Во-вторых, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т.д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции. Именно здесь слишком часто делается ошибка, так как по своему произволу, не обращая внимания на природную склонность, из каждого чурбана мы хотим сделать гения (ex guovis ligno Mercurios fingere). Отсюда происходит то, что, обращаясь к тому или иному занятию вопреки склонности, мы не достигаем ничего достойного внимания и часто располагаем большими знаниями в каком угодно постороннем деле, чем в собственной профессии.

...Натуры высокодаровитые надо поощрять ко всему, чтобы не было недостатка в людях, получивших всестороннее образование и вполне обладающих мудростию.
Надо, однако, следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. (там же, гл. XXXI).


          Обратите внимание. Прошло более трёх с половиной столетий, а советы и наставления будто адресованы нам, нынешним педагогам. Я бы посоветовал каждому учителю выучить наизусть эти аксиомы как библейские заповеди. И перед началом новой четверти читать как молитву.


          В школе Макаренко детям дали возможность выбора, право изучать предметы, которые соответствуют их врождённым способностям и в которых можно добиться успеха с прицелом на профпредназначенность. Только сделал это нелегально. Попросил учителей, чтобы те не очень “зверствовали”, если видят, что ребёнок старается, но не тянет, и не будут скупиться на хорошие оценки по предметам, которыми дети занимаются без понукания, с удовольствием. Если видно, что на этом образовательном пятачке ребёнок уловил нечто, значит, созвучно его призванию.  Если кто-нибудь, несмотря на старания, не продвигался дальше арифметики, но сочинял отличные капустники или писал стихи и сочинял музыку, виртуозно работал за станком, с него не драли три шкуры из-за алгебры или физики, а с лихвой восполняли пробел не менее ценными «компонентами образования».


          Те, кто собирался поступать в вуз, занимались как раз теми предметами, которые надо было сдавать на приёмных экзаменах (остальные по Коменскому: для общего кругозора). Что касается воспитания - физическая закалка, характер, привычки, нравственность, дисциплина, культура общения,- то над этим непрерывно и с невероятным эффектом трудился коллектив, а точнее его структура, которая создавалась по особым “технологическим чертежам” и которая не имеет ничего общего со стандартной структурой наркомпроса. Следуя за великими предшественниками, их установку в «Педагогической поэме» перефразировал на свой лад: «В мире беспризорных, как и в мире учёных, “первого сорта” очень мало, немного больше “второго”, а подавляющее большинство - “третий сорт”: подавляющее большинство никуда не бежит и ничего не ищет, а простодушно подставляет нежные лепестки своих детских душ организующему влиянию соцвоса».


          Успехи, которых Макаренко добился, обманув “государственный образовательный стандарт”, превзошли самые смелые ожидания. За пять лет коммуна сделалась фирменным поставщиком не только рабочих с “золотыми руками”, но буквально наводнила украинские вузы отменными абитуриентами.

Дистервег: «Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам, счастливо через него и всё Человечество».

          Этим озабочен и Макаренко. Благодаря тому, что “государственный образовательный стандарт” был нейтрализован, все воспитанники, почти без усилий определяли врождённые способности, ещё до вуза или техникума, до цеха на сложном предприятии или до службы в армии досыта вкушали ни с чем не сравнимую радость труда по призванию. А в итоге получалось почти как в нынешней американской школе: образование получали все, но каждый своё. Никаких перегрузок, страхов и нервотрёпки.
 

          В 1988 году председатель государственного комитета СССР по народному образованию Геннадий Ягодин подписал приказ, разрешающий переводить и выпускать из VIII и X(XI) классов «не освоивших один-три предмета», а в случае, если «неосвоившие» не пересдадут осенью на «тройку», записывать в свидетельстве о неполном среднем образовании и в аттестате зрелости, что выпускник эти предметы «прослушал». Как с Макаренко списал. Приказ пришлось отменить.

У Макаренко  «неосвоивший» один-три предмета уже обнаружил врождённые способности в усвоении других предметов, нашел свое призвание в кружковой-клубной работе, определился профессионально. У Макаренко гуманизм подлинный, у председателя — видимый. «Двоечники» Макаренко налегали на любимые предметы, «двоечники» председателя вообще перестали учиться.

          Народоволец Степняк-Кравчинский привел такую статистику: в 1873 году в 63 российские гимназии были приняты 57 917 охотников за знаниями. Через семь лет до финиша дотянули 6511 юношей. 90 процентов отсеялось. Они не были дурачками или с задержкой в развитии. Такие же дети, как наши, нынешние.

          В период, когда действовал «Закон о всеобщем среднем образовании», могли сказать: у нас все первоклассники доходят до аттестата зрелости. Только какие это аттестаты? - ставит вопрос Кумарин. - Их правильнее назвать «аттестат незрелости».

          Педагог делает вывод: пока в подсознании не сформируется несокрушимый рефлекс гражданского поведения и гражданских поступков, только тогда придёт избавление от повального воровства и продажности, от сращивания государства с бандитизмом и всепроникающей коррупцией.

Неужели у нас никогда не будет министра с Таким мышлением и президента с Таким знанием педагогики, которое он мог бы победно противопоставить напору “научных психологов”, “научных дидактов”, “научных философов образования”? Печально, недопустимо и нетерпимо!


          Достижения многочисленных последователей Макаренко свидетельствуют, что педагогика его жива. Его труды переиздаются. В 2003 году «Педагогическая поэма» впервые издана в полном объеме. Опубликованные в последние годы материалы содержат много новой и неожиданной информации. Опубликованы письма, высказывания, служебные документы, незаконченный роман «Пути поколения», переписка Макаренко с женой.

          Большая работа по исследованию творчества Макаренко проводилась сотрудниками Марбургского университета, где с 60-х годов действовала макаренковская лаборатория.


          В 1988 году по решению ЮНЕСКО столетие со дня рождения Макаренко отмечалось во всем мире. К фамилиям Д.Дьюи, Г.Кершенштейнера, М.Монтессорио добавлено имя Антона Семеновича Макаренко — четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке.


          Только при жизни автора, начиная с 1933 и по 1 апреля 1939 года вышло 14 книжных и журнальных публикаций «Педагогической поэмы» общим тиражом 363 200 экземпляров согласно данным лаборатории «Макаренко-реферат» (ФРГ, 1976). Также при жизни Антона Семёновича «Поэма» была переведена на английский, французский, голландский языки.


          Пока государство в лице верховной власти не возьмется за внедрение педагогики Макаренко на государственном уровне и в государственном масштабе, все предлагаемые реформы ведут
народное образование к деградации.


Вежливые аплодисменты.

П р е д с е д а т е л ь: В президиум поступили записки с вопросами. После выступления содокладчиков ответы на вопросы. Слово предоставляется...




П р и м е ч а н и е: Блюстителей авторских прав ставлю в известность: основная часть выступления сделана по материалам статьи Кумарина Валентина Васильевича «Макаренко, какого мы никогда не знали или куда реформировать школу?» (вошла как одна из глав в книгу «Педагогика природосообразности и реформа школы» // М.: «Народное образование», 2004)

                http://www.proza.ru/2018/02/03/2112


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.