Надлом. Часть 1. Глава 14

Глава 14. На колхозной работе

Первый день после замужества вышла Алена на колхозную работу. Женщины собрались у амбаров, ждут бригадира.
- Смотрите бабоньки, кто-то к нам в гороховое царство скачет на коне.
- Иван-царевич невесту выбирать.
- Если невесту выбирать, чур, моя первая очередь, - взяла руку под козырек Язычиха.
- Это все те же, а мы думали свежи, - скорчила гримасу Филимониха.
- А бригадир где? Ты, Митрий, сегодня за него, что ли?
- Вечером подойдет, я вот вам только амбар открою, и задание выпишу, - Митрий подъехал к Алене, - может, домой пойдешь, голуба моя? 

- Э-э! Так дело не пойдет, ты нам молодайку не уводи, пусть привыкает к колхозной работе барыня твоя. Анфису Никола не пустил, говорит, что  на снастях она.
Алена вспыхнула, услышав имя Николы, что-то всколыхнулось на сердце и тут же успокоилось, как давно ушедшее в прошлое.
- Всем понятно задание, я в контору, - подмигнул он Алене.
- Ну, Иваныч, это не под силу нам. Кто переберет таку кучу за день? Мы же не веялки каки тебе.
- Веялки-сеялки. Я дал задание, а с вас спрос.
- Спрос у своей бабы спрашивай, а мой спрос бородой оброс, - шутила Филимониха. 
- Вот кто-то с горочки спустился, - запела Лиза свою любимую песню.
- То оно и лучше, с песней дела быстрей пойдут. 

- Муженек у тебя Алена, как огонь. В постели тоже горячий такой?
- Какая там постель. Поди, старый Иван в середине у молодых по очереди спит.
- В один день Иван двух сынов женил. Одна пара будет несчастливой.
- Да у Ивана с Домной целый отряд в хате невесток, да ребятишек.
- Мы отделяемся с Митей, - шепнула Алена сестре и показала кивком на живот, - недалеко от тебя будем жить.
- Да мы знаем уже, не секрет, Семен с Никодимихой сговорился насчет хаты, - встряла в разговор сестер Филимониха. - Увезли дети Никодимиху, пойдем вечером хату смотреть. Я помогу тебе белить.
- Мне сестры помогут, целый взвод помощниц дома осталось. Мама от-правила их сегодня прибрать у Никодимихи.
- Кого ждешь?
- Митя сына хочет, а по мне кого Бог даст.

Малые ребятишки разыгрались, бегают вокруг амбара.
- Все, бабоньки, спина отваливается. Давайте-ка перекур сделаем, - пошла на крыльцо Филимониха, доставая котомку с едой.
- Мама, а тетеньки  же не курят! - недоумевая, сказала Маша, старшая дочь Филимонихи.
- Тогда, бабоньки,  перекусим, - засмеялась Филимониха.
- Пусть у дядей перекур будет, а у тетей перекус, - рассудила девочка.
- Смышленая какая, все по полочкам разложила, - сказала соседка Лиза.
- Смышленая! Да не по годам! - ответила Филимониха. - Давече комиссия приходила самогонные аппараты изымать, и самогон искать, так она, паразитка, такое учудила. Говорю им, мол, откуда у меня самогон, мужика в доме нет. А Маша заявляет: «Есть у нас самогон, есть! В подполье он!  Мама, ты что забыла, что бутыль с самогоном в картошке закопала?». Еле-еле выкрутилась.

Чаще пороть их надо, - сказала Антушиха, - совсем от рук отбиваться стали. Толька мой тоже учудил. Как пошла комиссия по хатам, я-то своих сорванцов на печку загнала и приказала сидеть, помалкивать. Комиссия явилась, как ясное солнышко утром без опозданий. Герасим глазами зыркает по углам. Как бы, не так! Не дождетесь! Я за  божничку бутыль поставила. А комедиянты эти допытываются, гнала я самогон к Пасхе или нет?  Вот нашли дур-ру! Так я им доложила! Сами-то небось гонят, думают, что им все можно. Только собрались уходить прохиндеи, как занавеска на печи открывается, и голова Толика появляется. Сердце в пятки ушло. Слышу: « А я не скажу вам, что мамка бутылку с самогонкой за божничку  поставила». Экспроприировали! Тьфу, не выговоришь по-ихнему. Потом Дуня сказывала,  всю ночь в конторе пили экспроприаторы нашу самогону.

Филимониха взяла младшую дочку, Валюшу, которая рачком уснула на крыльце, занесла в амбар и бережно положила на тюфяк сторожа. Лизавета положила рядом уснувшего сынишку. Дети постарше не спали днем, а вот малышам не под силу было вытерпеть длинный день. Засыпали после обеда прямо на крыльце.
Сад-ясли в колхозе открывали летом во время сенокоса, но, как правило, за младшими детьми присматривали старшие дети или бабушки. Только колхозницы, у которых не кому было доглядеть за маленькими детьми, носили малышей в ясли.               

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/12/01/2252


Рецензии
Самогон.... Как правило гнали его к октябрьским праздникам. Только проблема была с водой для охлаждения змеевика, а со льдом в октябре в наших краях ещё туго. В бараках то водопровода не было.
Кто-то дожидался когда снег выпадет, да лёд намораживали. Но этот самогон на новый год уже был. А потом ещё на 1 мая успевали. Аппарат у нас знатный был - дед-то мастеровой был. Бак ставили на печу.
Бывало притихнет наш околоток из трёх бараков, свет повыключают. А дымок из печных вьётся себе голубоватой змейкой. Да периодически откроются двери - это за новой порцией снега или льда выходили. И опят - щёлк засов на дверях....
Тоже ходила комиссия. Но мои не попадались. А порой в штиль ползёт самогонный душок по дворам. И собаки не надо.
И это в городе такое было.
Да - был самогон для некоторых валютой, А что делать-то. Были ещё семьи в бараке, чьи мужики с войны не вернулись. Хотя уже вступили в права 60-е.

Виталий Сыров   27.02.2024 19:43     Заявить о нарушении
Доброго дня, Виталий! Спасибо за чтение и отзывы. Вот у нас в деревне круглый год лед в колодце был. Его долбили, когда нарастал толстый слой и ведро плохо пролазило. Дальше в одной из глав я писала как колхозники пешней лед в колодце долбил в подвешенную бадью, а а кто гонит самогон в это время, домой возили. Самогон гнали из солодовой муки, хлебная была. Это теперь приловчились гнать из сахара. Комиссии постоянно наездами делали проверки.
С неизменным уважением,

Любовь Голосуева   28.02.2024 09:25   Заявить о нарушении
Самогон - ему бражка нужна. А вот брага - она уж по местным условиям. Можно из мороженой картошки - там крахмал в сахароиды переходит. А лучше всего из виноградного вина - там вообще глюкоза. Потому грузинский самогон - ЧАЧА - самый крепкий первак. Я владею теориёй брожения. У специалистов инструктажи получил.

Виталий Сыров   28.02.2024 10:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.