Интерпретация

          Душа. Почему ты так ноешь? Зачем? Что сделать для тебя, чтобы ты радовалась?
          Вспомнил детство. Я стою со скрипкой, пытаясь её перепилить смычком, издавая "нечеловеческие" звуки, а мама, тогда ещё совсем молодая женщина, говорит:
          - Игорёчек, играй с душой.
          Откуда мама, с образованием в три класса школы, знала, что на инструменте надо играть с душой?
          Смеётесь наверное?
          Согласен. Для того, чтобы знать про игру "с душой", не надо заканчивать университет.
          - А что надо?
          - Надо иметь душу.
          - Секундочку! Дык она же у всех есть!
          - Есть-то она есть... А может нет?
          - А что тогда у тебя ноет?
          - Я не знаю. Может так мозги наши устроены? Думают, мечтают, планы строят, вспоминают, а нам уже кажется, что это душа. Представьте, что ладонь одной руки - это одна извилина, ладонь другой руки - ещё одна. Теперь начните интенсивно потирать ладонь о ладонь. Чувствуете? Тепло? Это тепло - это что? Может так же дело обстоит и с нашими извилинами? Ради интереса попробуйте ни о чём не думать. Если вам это удастся, то на душе сразу станет хорошо и спокойно.
          Вот, пожалуйста, опять я выразился "на душе станет хорошо". Нам просто кажется, что на душе, а на самом деле в мыслях.
          - Понятно. Всё очень просто. Тогда тебе надо было начать так: "Мозги! Почему вы так ноете? Зачем? Что сделать для вас, чтобы вы радовались?" По-твоему, надо просто не думать.
          - А что! Так оно и есть!
          - Тогда мама должна была тебе сказать: "Игорёчек, играй с мозгами".
          - В принципе, это самое я говорю своим студентам в консерватории каждый день. Кстати! Ты мне можешь сказать как понять душу композитора, которую он вложил в своё произведение, а ты решил его исполнить?
          - А зачем тебе душа композитора? Вкладывай свою. Ноты играй композитора, а душа твоя, родимая.
          - А если у меня не душа, а душонка? А если её вообще нет? А ещё такая вещь: что такое интерпретация? Представь, что ты сочинил сочинение и интерпретируешь его сам. Такое возможно?
          - Не понимаю. Конечно возможно.
          - А как ты понимаешь само слово "интерпретация"?
          - Как, обыкновенно! Это то же самое, что и исполнение.
          - Э нет!!! Понятие "интерпретация" включает в себя возможность разнообразия прочтения оригинала. В связи с этим повторяю свой вопрос: возможно ли интерпретировать своё собственное произведение?
          - А почему нет? Сегодня одно, завтра другое.
          - А не является ли творение результатом каких-то определённых переживаний? Может в нём зафиксирован совершенно определённый момент личной трагедии или радости, а мы его интерпретируем как нам хочется, как мы чувствуем. Да мало ли что мы чувствуем!
          - Ну хорошо! А что такое, по-твоему, исполнение?
          - А ты сам подумай. Исполнение. Само слово подразумевает некую подчинённость. Нет?
          - Да. Но я не хочу!
          - Не хочешь? Ищи другую профессию. Интересно где ты такую найдёшь.
          - Ты хочешь сказать профессия музыканта - подчинённая профессия? Ну, то есть, свобода художника, как я себе её представляю, - это пшик?
          - Почему? Если ты композитор - ты свободен как ветер.
          - А если...
          - А если ты скрипач, пианист, трубач или кто угодно - сочини своё и обретёшь свободу. Кстати, раньше так и делали. Возьмите Паганини: он не исполнял чужих произведений, нет таких сведений. Да и в истории музыки сохранились имена композиторов, и только редкий случай исполнителей.
           - Сейчас-то, с появлением звукозаписи, ситуация изменилась же!
          - Да, заходи в интернет и наслаждайся. Но, к сожалению или к радости, насладиться можно единицами. И отличаются они от массы тем, что проникают в душу исполняемого произведения, в душу композитора, забывая напрочь о себе.
          - В душу или мозги, как ты выражаешься?
          - Не знаю.
          - Самоотверженность?
          - Именно.
          Ну вот, на душе стало легче!


Рецензии
Я очень любила стихи Блока. Читала и заучивала наизусть, потому что воспринимала их сквозь призму своей жизни или души. А потом прочитала авторские комментарии к стихам и стало ясно, что писались они по совершенно другим поводам и имелось ввиду совсем другое. Не читаю Блока вовсе.
Рецензия или интерпретация это судить Вам, маэстро!

Даилда Летодиани   03.12.2017 09:00     Заявить о нарушении
Это произведение, ибо Ваше, выстраданное.
Спасибо Вам, Даилда.

Игорь Должников   03.12.2017 09:29   Заявить о нарушении