Интерпретация
Вспомнил детство. Я стою со скрипкой, пытаясь её перепилить смычком, издавая "нечеловеческие" звуки, а мама, тогда ещё совсем молодая женщина, говорит:
- Игорёчек, играй с душой.
Откуда мама, с образованием в три класса школы, знала, что на инструменте надо играть с душой?
Смеётесь наверное?
Согласен. Для того, чтобы знать про игру "с душой", не надо заканчивать университет.
- А что надо?
- Надо иметь душу.
- Секундочку! Дык она же у всех есть!
- Есть-то она есть... А может нет?
- А что тогда у тебя ноет?
- Я не знаю. Может так мозги наши устроены? Думают, мечтают, планы строят, вспоминают, а нам уже кажется, что это душа. Представьте, что ладонь одной руки - это одна извилина, ладонь другой руки - ещё одна. Теперь начните интенсивно потирать ладонь о ладонь. Чувствуете? Тепло? Это тепло - это что? Может так же дело обстоит и с нашими извилинами? Ради интереса попробуйте ни о чём не думать. Если вам это удастся, то на душе сразу станет хорошо и спокойно.
Вот, пожалуйста, опять я выразился "на душе станет хорошо". Нам просто кажется, что на душе, а на самом деле в мыслях.
- Понятно. Всё очень просто. Тогда тебе надо было начать так: "Мозги! Почему вы так ноете? Зачем? Что сделать для вас, чтобы вы радовались?" По-твоему, надо просто не думать.
- А что! Так оно и есть!
- Тогда мама должна была тебе сказать: "Игорёчек, играй с мозгами".
- В принципе, это самое я говорю своим студентам в консерватории каждый день. Кстати! Ты мне можешь сказать как понять душу композитора, которую он вложил в своё произведение, а ты решил его исполнить?
- А зачем тебе душа композитора? Вкладывай свою. Ноты играй композитора, а душа твоя, родимая.
- А если у меня не душа, а душонка? А если её вообще нет? А ещё такая вещь: что такое интерпретация? Представь, что ты сочинил сочинение и интерпретируешь его сам. Такое возможно?
- Не понимаю. Конечно возможно.
- А как ты понимаешь само слово "интерпретация"?
- Как, обыкновенно! Это то же самое, что и исполнение.
- Э нет!!! Понятие "интерпретация" включает в себя возможность разнообразия прочтения оригинала. В связи с этим повторяю свой вопрос: возможно ли интерпретировать своё собственное произведение?
- А почему нет? Сегодня одно, завтра другое.
- А не является ли творение результатом каких-то определённых переживаний? Может в нём зафиксирован совершенно определённый момент личной трагедии или радости, а мы его интерпретируем как нам хочется, как мы чувствуем. Да мало ли что мы чувствуем!
- Ну хорошо! А что такое, по-твоему, исполнение?
- А ты сам подумай. Исполнение. Само слово подразумевает некую подчинённость. Нет?
- Да. Но я не хочу!
- Не хочешь? Ищи другую профессию. Интересно где ты такую найдёшь.
- Ты хочешь сказать профессия музыканта - подчинённая профессия? Ну, то есть, свобода художника, как я себе её представляю, - это пшик?
- Почему? Если ты композитор - ты свободен как ветер.
- А если...
- А если ты скрипач, пианист, трубач или кто угодно - сочини своё и обретёшь свободу. Кстати, раньше так и делали. Возьмите Паганини: он не исполнял чужих произведений, нет таких сведений. Да и в истории музыки сохранились имена композиторов, и только редкий случай исполнителей.
- Сейчас-то, с появлением звукозаписи, ситуация изменилась же!
- Да, заходи в интернет и наслаждайся. Но, к сожалению или к радости, насладиться можно единицами. И отличаются они от массы тем, что проникают в душу исполняемого произведения, в душу композитора, забывая напрочь о себе.
- В душу или мозги, как ты выражаешься?
- Не знаю.
- Самоотверженность?
- Именно.
Ну вот, на душе стало легче!
Свидетельство о публикации №217120300410
Рецензия или интерпретация это судить Вам, маэстро!
Даилда Летодиани 03.12.2017 09:00 Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Даилда.
Игорь Должников 03.12.2017 09:29 Заявить о нарушении