3. Князья и Солнца

На миниатюре И.Г.Блинова, помещённой выше, изображены 4 солнца, причём два из них ярко-алые, а два бледные. Из этого заключаем, что оформитель считал двух «молодых месяцев» двумя младшими князьями-солнцами. Из князей изображены лишь двое: под первым солнцем – Игорь (он же изображён на фронтисписе), под третьим – вероятно, его племянник Святослав. Над Игорем красное знамя (он солнце), над Святославом – синее (он месяц).

Зададим в поисковике слово «солнце» и посмотрим в тексте все места с его «участием».
Вот эти фрагменты в порядке их следования:

1. Сцена затмения:
«Тогда Игорь възр; на св;тлое солнце и вид; отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.» (8)
Красивый образ: князь Игорь смотрит на солнце и видит его затмение, потом поворачивается к дружине и видит, как на воинов надвигается тьма.
Войска, покрытые тьмою, значит погибшие. Таково пророчество о том, что княжескому войску предстоит погибнуть. В народных плачах по умершему говорится: «зашло красное солнышко» (человек = солнце, смерть человека = заход солнца).

2. Немного ниже читаем:
«Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и по;ха по чистому полю.»
Солнце ему тъмою путь заступаше» (26 - 27)
Затмение солнца служит преградой на пути и предвестием неудачи похода. Солнце (Бог) не благоволит задуманному. Этот фрагмент зеркален тому, когда ситуация изменилась и Игорь из плена бежит:
«Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу». (184)

3. «чръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти д; солнца, а въ нихъ трепещуть синіи млъніи.» (44)
Здесь тучами названы вражеские войска, а солнцами названы 4 князя, участники похода. Таким образом, имеем отождествление Солнце = Князь.

4. Ниже этот же образ получает развитие в сцене пленения князей, развивая метафору «князь – солнце»:
«Темно бо б; въ ґ; день: два солнца пом;ркоста, оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая м;сяца, Олегъ и Святъславъ, тъмою ся поволокоста.» (103)
Закрывание тучами солнца = пленение князя (туча-дракон «сжирает» солнце). При этом два солнца из четырёх остаются, а два заменяются на молодые месяцы.
4 солнца – 2 солнца = 2 молодые месяца
Таким образом, два солнца – это два старшие князя Игорь и Всеволод, а молодые месяцы – два младшие князя Святослав и Владимир*. Однако, вместо ожидаемых имён в тексте названы Олег и Святослав» (?) Этот момент будет рассмотрен отдельно ниже.
«Нъ уже Княже Игорю, утрп; солнцю св;тъ, а древо не бологомъ листвіе срони:
по Рсі и по Сули гради под;лиша. А Игорева храбраго плъку не кр;сити! (136 – 137)
(«Но для князя Игоря помрачился уже свет солнечный; не от добра опали с деревъ листы…» - перевод первых издателей)
В данном случае помрачение солнца вторит первому фрагменту со словом «солнце» (8) – князь Игорь оборачивается и видит своё войско в тени. Опадение листьев с деревьев означает гибель дружины (каждый упавший на землю лист – чья-то жизнь).

5. Есть солнце и в плаче Ярославны:
«Ярославна рано плачетъ въ Путивл; на забрал;, аркучи:
«Св;тлое и тресв;тлое слънце! Вс;мъ тепло и красно еси!
Чему, господине, простре горячюю свою лучю на лад; вои? Въ пол; безводн; жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче»». (181 – 183)
В данном случае солнце – это именно солнце, стоящее в одном ряду с «ветром ветрило» и «Днепром Славутичем». В то же время параллельность князей и солнц присутствует и здесь:
«Солнце и тресветное солнце» = Игорь (ладо Ярославны) + 3 князя-свояка
(Есть мнение, что эпитет «тресветлое» аналогично индуистскому Тримурти (Брахма – Вишну – Шиву) и означает три положения солнца – восход, полдень и закат. В любом случае, это никак не отменяет вышесказанное про 4-х князей-солнц).

6. И наконец, место, где автор ещё раз, теперь уже открыто и во весь голос, провозглашает тождество и синхронность Солнца и Князя:
«Солнце св;тится на небес; – Игорь князь въ Руской земли.» (211)
Пары «х на небе, y на земле», например, сокол на небе, ворон на земле, много раз встречаются в тексте, начиная с Мысленного Древа Бояна.


РЕЗЮМЕ:

1. Идя от финальной синхронности солнца и князя Игоря к 4-м солнцам, мы не сомневаемся, что солнца в этом эпизоде – это участвовавшие в походе 4 князя (одна из «научных» гипотез гласит, что в данном фрагменте имеется в виду оптическое явление). Далее, следуя от 4 солнц к 2 солнцам и 2 молодым месяцам, мы удивляемся нестыковке имён двух младших князей (запомним это).

2. Любопытно, что пышное величание солнца в плаче Ярославны, которое на первый взгляд кажется очень фольклорным, возможно, также связано с 4 князьями.

3. Учитывая нерасторжимую пару «князь и дружина» фразы с солнцем можно разделить на две группы. Когда речь идёт про само скрывшееся за тучами солнце – это относится к князьям и означает плен, когда речь идёт про погасший солнечный свет – это относится к дружине и означает смерть.

4. Сюжет «Слова о полку Игореве» – солнечный, т.к. подчинён коловороту солнца: солнце скрывается за тучами – пленение, тьма на земле (без Игоря) – значит князь в половецком плену, а его Русская земля предана на разграбление, бегство Игоря подобно восходу солнца, солнце катится по небу – князь Игорь едет в Киев. Значит ли это, что после Великого Святослава он первый кандидат на киевский стол?


Рецензии