Три сестры. Гл. 64Скифы

                Глава 64

                «Скифы»

                Время небес. Бесконечное бытие.
               
                Легенда об Эдипе и Сфинксе

            Всё смешалось в … сознании Кеши. Лихие 90-е, рок, желание перемен и его полеты во сне и наяву.
Может быть, поэтому ему хватило сил заговорить со Сфинксом.
- Скажите пожалуйста, мы сейчас случайно не в Египте находимся?  -громко, но несколько дрожащим голосом задал Кеша свой вопрос. 
-Ты, человек, находишься на Гизехском плато, - последовал спокойный и важный ответ каменного иероглифа.
-Гизех? А.…Гизех... это недалеко от Каира..., - припомнил Кеша, благословляя судьбу за то, что много раз смотрел клуб кинопутешественников, - значит я в Египте. Но где же пирамиды?
-Ты видишь итак достаточно много: меня, колесо, обезьяну и собаку. Тебе этого мало?
-Но по истории Древнего Египта нас учили, что за Сфинксом стоит пирамида, а это ведь чудо света... Куда же оно делось?
- А по литературе вас учили читать стихотворение Блока «Скифы», (54) которому Россия представлялась Сфинксом? В России нет пирамид.
- Я некоторые строки запомнил на всю жизнь. Я даже помню, как актриса Наталья Белохвостикова читала это стихотворение в фильме Герасимова «У озера», особенно вот это:

О старый мир! Пока ты не погиб,
        Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
        Пред Сфинксом с древнею загадкой!
«Россия — Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..»

-  Загадка у России одна, - продолжил Кеша, - и со времен Эдипа она задается и, что удивительно, решается. Столько черной крови пролилось у вас за века, а Россия всё время возрождается «и с ненавистью, и с любовью» точнее не скажешь.
- Скажи мне, Кеша, ты ведь начитанный человек, хоть на каждом углу заявляешь, что кроме баранки мусоровоза ничего не признаешь, но университетское образование и бурятских родственников никуда не денешь…. Так вот ты сам сейчас здесь, при мне, вековечном каменном Сфинксе, можешь рассказать легенду обо мне и Эдипе? Я знаю, что эта история близка тебе по духу…
- Колесо жизни никто не отменял и в какие бы истории мы не погружались, повторяется одна история жизни и смерти.
- Я тебя слушаю.
- Коротко это звучит так.
И Кеша, заученно, как школьник пересказал Сфинксу легенду об Эдипе и Сфинксе.

«Пришел, наконец, Эдип в Фивы. В великом унынии застал он город. Мало того, что погиб царь, послали боги и еще одну напасть: появилось рядом с городом чудовище Сфинкс. Имело оно голову женщины, туловище льва, львиные же лапы с острыми когтями и громадные крылья. Всем путникам загадывала Сфинкс загадку и, если ее не отгадывали, сбрасывала людей вниз с высокой скалы. Многие смельчаки пробовали найти ответ на загадку, и ни один из них не остался в живых. Решил и Эдип попытать счастье. «Чем жить на чужбине безродным изгнанником, уж лучше погибнуть!» – подумал он. Достиг он скалы, где жила Сфинкс. «Загадывай загадку! Я готов!» – сказал он чудовищу. «Скажи-ка мне, если такой смелый, какое существо утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех, и чем больше у него ног, тем меньше сил?» – спросила Сфинкс. Рассмеялся Эдип: «Твоя загадка совсем проста. Это – человек. Утром своей жизни, когда он еще мал и слаб, медленно ползет он на четвереньках; днем, то есть в зрелом возрасте, ходит на двух ногах; в старости же, вечером своей жизни, становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль, который и служит ему как бы третьей ногой». Услышала Сфинкс ответ на свою загадку, в отчаянии бросилась вниз со скалы и разбилась насмерть».

 - Ну с моей смертью вы, люди, преувеличили. Не дождетесь!


Примечание:

(54) «…И мы широко откроем ворота на Восток. Мы на вас (европейцев) смотрели глазами арийцев, пока у вас было лицо. А на морду вашу мы взглянем нашим косящим, лукавым, быстрым взглядом; мы скинемся азиатами, и на вас прольется Восток. Ваши шкуры пойдут на китайские тамбурины. Опозоривший себя, так изолгавшийся, — уже не ариец. Мы — варвары? Хорошо же. Мы и покажем вам, что такое варвары. И наш жестокий ответ, страшный ответ — будет единственно достойным человека (…) Европа (ее тема) — искусство и смерть. Россия — жизнь».
                (Из дневника А. Блока)


Рецензии