Легенда в картине - а
Из цикла "Айвазовия" http://www.proza.ru/avtor/belas&book=4#4
На море штиль, и молоком тумана
Облит от моря к небу Аю-Даг,
Плывёт он к горизонту неустанно,
Но тот ушёл за розоватый мрак.
Мрак красит солнце, пробиваясь к морю,
Где бирюзой подстелен людный чёлн,
И Аю-Даг, огромный, с ними в споре
Плывёт, собой не образуя волн.
Над бирюзою в розоватой дымке
Комочком света солнышко стоит
И к Аю-Дагу шлёт, посланьем пылким
Из глуби лет, всем морякам тот вид -
Скала у моря грезится им Храмом, *)
И Дева тавров по морю идёт -
В тумане древняя всплывает драма,
Где в жертву обращён морской народ.
Зловещий штиль, где бесполезен парус,
Кровавой пеной в пасти скал туман,
Храм жертвенный, как мультиглазый Аргус,
И Девы-призрака на море стан...
Художник рисовал воображением,
Сакральность места, безусловно, знал
И кистью передал людей стремление
Уйти от мест, где ужас их сковал.
*) Индоевропейский народ тавры поклонялись культу Великой Матери, как двуединого Владыки всякого рождения и всякой жизни (смерти), принося Ей человеческие жертвы. Жертвами были пришельцы со стороны враждебного им моря. Головы принесенных в жертву выставлялись на шесты для оберега жилищ. Тавры верили, что Великая Мать, беря жизни жертв, отдаёт их детям тавров и приплоду их скота и сада.
Греки Херсонеса восприняли Богиню тавров, как Деву (Парфенос), и связали с охотницей-Артемидой (римск. Диана-охотница). Та перенесла в Крым пожертвованную ей (за попутный ветер на Трою) дочь царя Агамемнона Ифигению, заменив её в последний момент на жертвеннике ланью. Ифигения стала в Крыму жрицей Артемиды и обе отождествились у греков с культом человеческих жертвоприношений Деве тавров.
Жертвенники этой Богини предполагаются во многих местах, от Кара-Дага до мыса Фиолент, по всему Южнобережному окаймлению Крыма, называемому Таврика, как страна тавров. В частности, жертвенник предполагается на мысу горы Аю-Даг, что между Гурзуфом и Партенитом (по преданию, храм Артемиды стоял на мысу Перентий (созвучно Партениту!), что переводится, как Девичий).
Свидетельство о публикации №217120300693