Коломна

               
Начало работы для меня связано с нашей поездкой в Коломну на преддипломную практику на предприятии п/я 101, теперь это Конструкторское бюро машиностроения. Нас было четверо: Вадим Даценко, Олег Кукушкин, Александр Потапов, Николай Орел. Уехали в Коломну мы сразу же после новогодних праздников.
Хотя это была только преддипломная практика, но разъезжались мы уже с предчувствием скорого расставания

Поезда покидают вокзалы,
Hаполняют планету гpомом,
Hаполняют глаза слезами,
Будто это не пpосто вокзалы,
Будто это pакетодpомы.

Коломна нам сразу понравилась. Древний город с неописуемой красоты соборами, с совершенно изумительным Кремлем притягивал не только взгляды, но и душу.
Жили мы сначала в частном доме, чаевничали за диковинным для нас изделием – самоваром. Дом был сырой, по углам плесень, и после того, как я довольно сильно заболел, нас переселили в общежитие.
Дипломировали в Подмосковье и другие выпускники физтеха, и мы иногда с ними встречались в центре Москвы. Из Днепра мы уезжали в дождь, было тепло, и я поехал в шляпе, а Коломна встретила двадцатиградусным морозом, пришлось срочно покупать шапку. Но это первое испытание ничуть не повлияло на мою решимость работать в Коломне. Мне понравились и город, и люди, со многими из которых успел подружиться за полгода практики.
 Предприятием тогда руководил Борис Иванович Шавырин, получивший свои многочисленные награды за создание в годы войны противопехотных минометов и начавший перестраивать свою фирму на создание управляемой ракетной  техники.
Мы с Олегом Кукушкиным попали в лабораторию, набитую современнейшей по тем временам вычислительной техникой. Основу ее составляли самые передовые тогда аналоговые вычислительные комплексы «Электрон», использовавшиеся как для математического, так и для полунатурного моделирования самолетов, ракет и других сложных динамических систем на основе решения обыкновенных дифференциальных уравнений вплоть до 55-го порядка с большим количеством нелинейностей и переменных коэффициентов.

Созданный московским коллективом КБ-1, «Электрон» стал основной аналоговой ЭВМ на оборонных предприятиях. У нас в университете на некоторых кафедрах были моделирующие установки нелинейные МН-7, МН-8, так что общее представление о том, как работать на аналоговых вычислительных машинах, у нас имелось.
Разработка любого изделия начиналась с создания его модели и ее «проигрывания» до тех пор, пока не получались нужные параметры или не закрывалась сама идея изделия. Фактически модель сопровождала изделие с момента зарождения идеи и до конца жизненного цикла. Впервые здесь мы увидели ПТУРСы (противотанковые управляемые реактивные снаряды) и даже пробовали на модели управлять ими. Специально для этого на предприятии готовили операторов, отбирая людей с молниеносной реакцией. Дело в том, что на испытаниях в момент старта снаряд мог иметь любое направление движения, и необходимо было вовремя подхватить его, чтобы не дать врезаться в землю. В лаборатории был свой специалист с совершенно феноменальной реакцией, – на всех ответственных испытаниях управление снарядом поручалось только ему.

Особых сложностей с защитой дипломных проектов у нас не было – все получили пятерки. Но, конечно, были и свои трудности. Олегу Кукушкину предложили использовать новинку – механотрон в качестве датчика ускорения, и он развил бешеную энергию – разыскал даже изобретателя механотрона и ездил к нему в Москву пару раз беседовать, выясняя необходимые подробности.
Мне же никак не могли сформулировать тему и поставить конкретную задачу – и только за месяц до защиты все благополучно разрешилось. Правда, я помню, что у меня на защите сгорел диод, – выбирая тип диода, я впопыхах из-за дефицита времени забыл проверить его предельное обратное напряжение. Но на конечный результат мой мелкий промах не повлиял.

А вообще-то это было благословенное время – пять месяцев дипломирования (с января по май) мы получали кроме стипендии еще почти инженерную зарплату и могли себе позволить развлечься в Коломне или в Москве. Я помню, что затащил тогда Олега на выставку Святослава Рериха – и мы ушли оттуда, очарованные его искусством, его почти неправдоподобными красками.

Студенческая пора завершалась. Приехав из Коломны, мы, уже свободные, гордо взирали на своих остававшихся в Днепре товарищей, которые в поте лица готовились к защите. И отчаянно плясали на свадьбах своих друзей, понимая, что отныне наши пути расходятся, и, может быть, навсегда.

Из нашей коломенской четверки женился Олег Кукушкин и уехал в Свердловск, выбив во время кратковременной остановки в Коломне открепительный талон. Вадим Даценко и Коля Орел тоже приехали с женами. Я же на работу в Коломну приехал холостяком 13 августа 1960 года.
 
Проработал на предприятии я всего два года, но до сих пор благодарен этой выдающейся фирме за ту науку, которую я – молодой специалист – успел там почерпнуть.

Хотя первый мой производственный конфликт произошел в Коломне. Я дипломировал в отделе автоматики, а на работу меня направили к радистам, куда одновременно со мной пришло много выпускников Рязанского радиотехнического института, уже имевших богатый опыт схемотехнических разработок. Целый год я добивался перевода к автоматчикам и только под угрозой забастовки добился своего.
И так получилось, что на новом месте мне сразу же пришлось столкнуться с проблемой точного сдвига фазы на 90 градусов. Из-за погрешностей при установке сдвига фазы проходивший тогда заводские испытания ПТУРС «Малютка» имел серьезные проблемы с управлением. Я предложил свое решение, которое оказалось для специалистов довольно неожиданным. И после этого довольно долго моему бывшему начальнику отдела приходилось выслушивать упреки:
– Вот у тебя молодые специалисты не хотят работать, а видишь, какие у них идеи.
Но, конечно, конфликтовал я только из-за желания работать по специальности, и мои отношения с сотрудниками и радийного отдела, и отдела автоматчиков оставались прекрасными долго еще и после того, как я покинул Коломну.

 Новизна впечатлений на работе не оборвала все же прежних привязанностей. Летом 1961 года во время отпуска в Днепропетровске я встречался с Олегом, который приехал из Свердловска. От него узнал, что для аналоговых вычислительных машин «Электрон» выпущена приставка «Оптимизатор» с очень интересными функциями, и зимой того же года я ездил в командировку в Свердловск для консультаций по части использования оптимизатора. Поскольку в Москве в то время был достаточно большой выбор хороших вин, мне как-то не пришло в голову, что в других местах это не так. И я до сих пор помню горестный вздох Вали Шешеговой:
– А уж мы-то надеялись, что Саша привезет хорошего вина.

Лабораторией вычислительной техники, входившей в состав теоретического отдела, во время моей преддипломной практики, а затем и работы руководил Николай Иванович Гущин, впоследствии начальник и генеральный конструктор предприятия. Прекрасный специалист и человек, одинаково ровно и дружелюбно относившийся и к своим сотрудникам, и к окружающим. После того как я получил от Олега довольно подробную информацию об оптимизаторе, вернувшись из отпуска, рассказал все Гущину. Он этим заинтересовался и предложил мне съездить в командировку, чтобы на месте более подробно ознакомиться с работой оптимизатора. Как-то так получилось, что командировочное удостоверение я пришел подписывать к главному инженеру уже в самом конце рабочего дня.

 Так я познакомился с Непобедимым Борисом Павловичем, который вскоре после смерти Бориса Ивановича Шавырина станет начальником и генеральным конструктором КБМ, и в течение многих лет под его руководством будут разрабатываться уникальные изделия предприятия, которые и сегодня не потеряли своей исключительной значимости.
А для меня это знакомство было не особенно приятным. Когда я протянул Непобедимому на подпись командировочные бланки, он почти плачущим голосом сказал:
– Ну что это такое! Неужели нельзя приходить с этими бумагами в установленное время?
Но удостоверение все же подписал.

Помимо интересной работы в Коломне были исключительные природные условия. С трех сторон она окружена водными пространствами – реками Коломенка, Москва и Ока, за которыми находятся обширные лесные массивы.
Грех было этим не воспользоваться, и летом, а часто и зимой в выходные дни мы пропадали в походах по окрестным лесным массивам, ночуя в палатках на берегу реки. Выбирались и в более дальние места, например на родину Есенина.
Как-то в одном из походов мне пришлось стрелять из топора. Расположились мы в палатке на берегу небольшой речушки Осетр, а особую ценность – бидон с квасом – опустили в воду, чтобы охладился. Часа в два ночи один из ребят будит нас:
– Вставайте, квас украли!
Оказывается, он увидел проезжавшую мимо лодку и решил проверить бидон. Обнаружив, что его нет, разбудил нас. Лодку мы догнали метров через триста. Пока остальные объяснялись с пассажирами лодки, я забежал немного вперед, так что для тех, кто в лодке, я был на фоне яркой луны, выставил перед собой туристский топорик и скомандовал:
– А ну причаливай, а то стрелять буду!
С полминуты поторговавшись, лодка ткнулась носом в берег, но обнаружить нам так ничего и не удалось. Все это время я держал лодку «на мушке».

Общественная жизнь в Коломне била ключом – регулярные вечера в трех Дворцах культуры крупных предприятий, там же концерты, собрания – комсомольские, профсоюзные, дружина, спортивные соревнования. Конечно, на всем сказывался идеологический перебор.

Нас воспитывают газеты,
Нас воспитвают райкомы,
Нас воспитывают поэты
И просто знакомые.
Мы набрались культуры,
Никаких с нами хлопот –
Откровенной халтуре
Очень вежливо хлопаем.
Нашим чувствам нечаянно
Не прорваться наружу,
Мы их сами отчаянно
В корне задушим.
А чтоб нам было легче
Справиться с ними,
Приглашают на вечер
Вместе с нами дружину.
Аплодируем равно
Искусству и пошлости,
Это было б забавно,
Если б не было тошно.
Воспитанность ценна,
Но вопрос простой:
Мещанство на сцене,
А в зале кто?

За два года я успел получить водительские права и освоить профессиональную кинокамеру «Конвас», так что на открывшемся в 1961 году ледовом стадионе снимал выступление тогдашнего чемпиона мира Виктора Косичкина.

С этим моим увлечением связан один курьезный, но неприятный случай, по счастью, закончившийся для меня благополучно.
Предприятие имело (и, по-видимому, имеет) полигон, на котором, в частности, оборудована испытательная лаборатория, где регулярно проводился прожиг двигателей с фиксацией процесса на кинопленку. Однажды куда-то запропастился оператор, возможно, заболел. Кто-то вспомнил про меня и решил привлечь к этому делу. Договорились с моим начальством, я взял камеру и поехал. Испытания и съемки прошли благополучно, а когда мы вернулись, разразился скандал.
Режимное мероприятие никак не было оформлено, а у меня не было даже допуска на полигон. Я, молодой специалист, недавно пришедший на предприятие, этих порядков, конечно, не знал, а без штатного кинооператора, который, наверное, все оформлял сам, никто об этом не позаботился. Сначала все сосредоточились на мне, но довольно быстро поняли, что могут пострадать многие, и дело быстренько замяли.
Фактически в Коломне я стал взрослым. До этого к своему будущему я относился довольно легкомысленно и не строил никаких долгосрочных планов. Когда перед окончанием физтеха мне предложили поступать в аспирантуру, я отказался, даже не особенно размышляя. Теперь же я понял, что, несмотря на полученные на физтехе обширные знания, во многих случаях мне не хватало глубины.
Прекрасный коллектив фирмы сумел в феноменально короткие сроки перейти от разработки и выпуска минометов к созданию первоклассной ракетной техники. И сегодня эта фирма – одно из ведущих предприятий со своим стилем ракетостроения.
Однако аспирантура там появилась, по-моему, только лет через двадцать, в восьмидесятые годы. Решив поступать в аспирантуру, я долго колебался, на чем специализироваться – на автоматике или радиолокации. В конце концов выбрал ИРЭ – Институт радиотехники и электроники АН СССР и двенадцать лет работал там, занимаясь статистической радиотехникой, а более узко – статистической теорией и практикой обнаружения сигналов и оценки их параметров.
В моих записных книжках тех лет сначала стихи идут вперемежку со схемами и формулами, даже касаются иногда того, чем я тогда занимался. Вот два маленьких примера моих попыток описать в стихотворной форме свою работу.

Сверкнула молния, и грянул гром.
А мы с тобой лишь этого и ждем:
Мы разворачиваем вмиг аппаратуру
И измеряем атмосфериков структуру.
Но мне становится яснее с каждым днем,
Что нам не справиться с заданием вдвоем.
Пусть хлещет дождь или сияет неба бирюза,
Я вижу лишь твои прекрасные глаза.

Корреляция
Что такое, братцы, корреляция?
Это связь случайных величин.
И о ней сообщенья как реляции:
Все, что надо, скажем,
        а не надо – умолчим.

Затем стихов становится все меньше и меньше, а к 1965 году стихи совсем пропадают.

Освоенные статистические методы мне удалось применить и в ряде смежных областей, например, в ядерной физике, где понадобилось воспользоваться таким нетривиальным современным аппаратом, как статистическая теория случайных потоков. Сейчас же, работая в «Истоке», я занимаюсь направлением, которое выбрал в 62 году, – радиолокацией, хотя по дороге к этому пришлось осваивать и многие другие вещи – АСУП, САПР, станки с числовым программным управлением, информатику, вычислительные системы, процессоры. После этого в полной мере понимаешь, насколько грамотно нас учили на физтехе. Каждый наш выпускник стихийно владел системным подходом, что позволяло за счет некоторого накопления дополнительных знаний решать почти любые вопросы.


Рецензии
Очень интересные воспоминания. Бывал в Коломне. Слышал о знаменитом КБ. Конечно, в нем не был. Но многое в городе посмотреть удалось. Понятно, великолепный Кремль. Потрясающей красоты Бобренев монастырь. Природа. Вообще старинные города Подмосковья - это исторический и природный кладезь. Ну, и, конечно, мощный научно-технический потенциал.

Алексей Мельников Калуга   03.12.2017 19:43     Заявить о нарушении
У меня те же впечатления. Спасибо за проявленный интерес. Успехов Вам!

Александр Потапов 6   04.12.2017 20:28   Заявить о нарушении