Глава 20. Крепостного стригут, как овцу догола

20. Крепостного стригут, как овцу догола


     Вова любил возиться с конём, отец купил ещё жеребца. После школы он бежал к лошадям, и мыл, и чистил, и кормил их. Захар был приставлен к скотине. Ему нравился мальчонка, и он охотно с ним беседовал. «- Дядя Захар, - просил Вова, - расскажите что-нибудь про крепостных» - «- Ой, Вова, я могу рассказать, но это все – грустные истории» - «- Я и не жду весёлых», - ответил Вова.

     «- Был у нас Даниил-музыкант, с малолетства играл на музыкальных инструментах: на балалайке и жалейке. Его стали учить игре на скрипке. Даже учиться куда-то посылали. Он вернулся великим артистом, скрипачом-виртуозом. Но помещица была самодуркой, назвала кучу гостей и приказала Даниилу играть. Он играл час-второй-третий… - шестой, без перерыва. Потом говорит ей: «- Мне надо отдохнуть» - «- Нет, - говорит госпожа, - играй!» Он пошёл и треснул скрипкой о камень во дворе. Помещица приказала его высечь и отправила в глухую деревню на навозную работу. «- Да, уж, - сказал Вова, - я бы эту помещицу саму заставил навоз разгребать» - «- А почему цари не защищали крепостных крестьян?» - «- Задаёшь хорошие вопросы, малец», - похвалил Захар Вову. «Все цари руками держатся за трон, боятся его потерять. А кто их поддерживает? Дворяне и помещики. Вот они, чтобы завоевать их расположение, давали им полную волю и тем самым, наоборот, ухудшали положение крепостных, превратили нас в рабов».

     Захар был прав: Пётр Первый упрочил крепостное право. Для строительства городов, заводов, фабрик требовались рабочие руки, много рук, их не хватало, и поэтому царь никого не жалел, ужесточались условия жизни народа. Сам царь был крепостник и дарил крепостных своим любимцам, родственникам, иностранцам, не стесняясь. Торговля крепостными при нём достигла такого колоссального размаха, что он сам ужаснулся, хотел пресечь, но побоялся бунта дворянства. Он обратился в сенат только с пожеланием, что, если невозможно пресечь, то, хотя бы при продаже, чтобы не разделяли семьи.

     Его дочь Елизавета Петровна захватила трон путём бескровного переворота. Всё время опасалась за свою жизнь, из-за своего шаткого положения искала поддержки в дворянстве, старалась всеми силами привлечь дворян и помещиков на свою сторону. В 1741 году был издан указ об отстранении крепостных крестьян от присяги российским самодержцам. Впредь разрешалось крепостным вступать в брак, женить детей, постригаться в монахи только с разрешения помещика. По её указу, крепостным не разрешалось владеть хоть какой-либо недвижимостью, то есть царица лишила их собственности.

     Екатерина Вторая, немка, села на российский трон путём кровавого переворота, уничтожив законного наследника престола Петра Третьего – внука Петра Первого. Она постоянно опасалась за свой трон. Ей не по душе было крепостное право, но она боялась в лице дворянства приобрести фронду и поэтому палец о палец не стукнула, чтобы облегчить положение несчастных людей. За период своего правления она подарила 800 тысяч крепостных «душ». За жалобы крепостных на помещика, по закону 1767 г., их били кнутом (полагалось пятьдесят ударов розг) и ссылали на каторжные работы. Все эти законы приводили к разнузданному произволу помещиков: они приковывали своих крестьян к стене, к стулу на цепи, держали их в железных рогатках. Крепостные мало чем отличались от рабов.


     В 1833 году при царе Николае Первом вышел в свет «Свод Российской империи», в котором ещё больше закреплялось крепостное право. Кроме всего, что уже было, предписывался категорический запрет жаловаться крепостным на помещика и жалобы подавать царю. Самоустранился от народных бед – хорош!


     Наша молодёжь мало знает о крепостничестве. На просторах интернета много разной литературы по этой теме. Меня удивил один из авторов, который благостно писал о времени крепостничества и о нём самом. Например, он приводит такой пример, что все крепостные имели коров в то время, как за границей иметь корову считалось роскошью. Или он говорит, что крепостным нельзя было только подавать жалобу на имя императора, а лишь адресовать другим органам. Как будто бы он не знает, что в других органах сидели дворяне. А ворон ворону глаз не выклюет. Это все равно, что плевать против ветра. Известная история с помещицей Салтыковой, которая изощрённым способом жестоко издевалась над крепостными. Двадцать один раз суд начинал следствие и тут же его прекращал. Столько было у неё защитников. Она погубила более пятидесяти семи крепостных, а в деле фигурировало число тридцать семь. Лишь вмешательство Екатерины Второй помогло произвести суд над убийцей крепостных людей, в результате которого Салтычиха постояла один час у позорного столба и была пострижена в монахини. А сколько погибло тех, кто писал эти жалобы?! Самой глубокой работой по крепостному праву, на мой взгляд, является статья Бориса Тарасова.


     Крестьяне на Руси делились на три группы: государственные (казённые), удельные и крепостные. В середине девятнадцатого века г о с у д а р с т в е н н ы х крестьян числилось примерно девятнадцать миллионов «душ». Они имели земельные наделы и обязаны были платить как государственные подати и сборы, так и денежный оброк. Им с 1801 года было дозволено в собственность приобретать землю. Они сами свободно выбирали, чем им заняться: земледелием или другим ремеслом, создать своё предприятие или перейти в число горожан. Но правительство могло в любой момент отдать их в военные поселения, или подарить в собственность какому-нибудь дворянину, или перевести их в другой разряд крестьян, а именно – удельных.

     У д е л ь н ы х крестьян было около двух миллионов «душ» обоего пола. Они несли оброк в пользу царской семьи, платили государственные налоги и отрабатывали натуральные повинности.

     К р е п о с т н ы е крестьяне принадлежали помещикам. Земля, которая принадлежала помещику, состояла из двух частей: из собственно барской запашки – её обрабатывали крепостные – и из крестьянской, которая находилась в их пользовании, но принадлежала помещику. Крепостной был прикреплён к земле. За ним закреплялся надел, но собственником надела он не являлся. Помещик мог отнять у него этот надел. Помещики часто расширяли территорию барской запашки за счёт пустошей и за счёт уменьшения крестьянских наделов.

    Крепостные платили оброк и работали на барщине. Оброк преобладал в промышленных нечернозёмных губерниях, в непромышленных чернозёмных губерниях преобладала барщина. Крепостные крестьяне должны были платить оброк деньгами. Чтобы расплатиться с помещиком, крестьяне уходили на заработки в города. Помещики требовали, кроме денег, чтобы крестьяне поставляли им продукты – стяги говядины, свиные и бараньи туши, множество птиц, коровье масло, мёд, ягоды, грибы, овощи – а также дрова, сено, холсты, пеньку и лён. Заставляли крепостных работать на помещичьих угодьях. Они работали на барщине по шесть дней в неделю, не оставалось совсем времени для обработки своего надела, который кормил их семью. На себя крепостные вынуждены были работать ночью и в воскресенье – в их единственный выходной день.

    У каждого помещика были свои требования. Один просил оброк по шесть рублей с души и требовал обработку шестисот десятин его земли. Другой посылал копать пруды, мучил людей побоями. Третий – впрягал всю семью: мужа, жену и детей - вместо лошади и заставлял пахать землю. Борис Тарасов привёл в пример село Гуслицы, которое поставляло помещику: 3 270 рублей, сена – 11 тысяч пудов, овёс, дрова трёхаршинные, баранов – 100, огурцов – 40 тысяч, рубленой капусты – 250 вёдер, куриц – 200 штук, яиц – 5 тысяч, ягод, грибов, овощей, сколько потребуется для домашнего обихода. Некоторые помещики повышали налоги и так разоряли крестьян, что они шли по миру просить милостыню

     Захар рассказывал Вове много разных историй и вызвал у него жалость к несчастным людям. Вечером они слушали, как Василий читал вслух «Капитанскую дочку» о пугачёвском бунте. Вдруг Вова произнёс: «- Так вот почему Пугачёв поднял бунт: крепостные люди были несчастными и бесправными. Их могли продать и убить, а Пугачёв мстил помещикам за все безобразия, которые они творили» - «- Вова, теперь, слава богу, нет крепостного права» - «- Но было же. Дядя Захар остался без семьи и чудом выжил» - «- Будем надеяться, что это никогда не повторится», - сказал Василий. «- Цари должны каяться перед народом», - завершил разговор Вова. И это была его первая революционная мысль.
 


Рецензии