Негенетическое наследование и цивилизация
Это не компиляция и не научпоп. Здесь излагается оригинальный взгляд автора на процессы наследования вида "homo sapiens".
Чтобы легче понимать, как могут две эволюции иметь место в одном живом существе, представим человека состоящим из 2 сущностей- тела и души. Строение тела (морфология) определяется генетикой. Вместо души будем говорить о ментальности человека. Смысл этих слов близок. Просто понятие души не научное, применяется в разговорной речи и в религиях.
Так вот ментальность определяется частично генами, а частично обучением образованием, жизненным опытом человека. Адаптация ментальности к окружающим условиям существования в социуме это собственно культурная эволюция. Ментальные адаптации помогают человеку выживать в окружающей среде даже в большей мере, чем адаптации морфологические. Ибо морфологические адаптации присущи всему живому, а культурные адаптации только человеку, который благодаря им стал доминирующим видом на планете.
Для многоклеточных организмов кроме генов еще одним инструментом запоминания адаптаций оказались структуры мозга МЭМы. Они позволяют запоминать полученный опыт, т.е свежую информацию. Запоминать, не перестраивая свою структуру, а изменяя функции соответствующих программ мозга, т.е. запоминать путем функциональных изменений. Эти адаптаци относятся к ментальности и не затрагивают морфологию человека.
Такое запоминание (адаптирование) имеет 2 особенности. С одной стороны запоминается свежая информация, относящаяся к текущему моменту. Это тонкая настройка механизма адаптаций происходящая "Здесь и сейчас". С другой, при функциональном запоминании оказывается почти невозможным передавать свой полученный в жизни опыт следующему поколению, невозможна вертикальная передача информации, вертикальная репликация, потому что со смертью особи теряется вся накопленная ей на опыте информация, не передавшись в следующее поколение. МЭМы будучи репликаторами, могут передавать информацию в основном только своему поколению(горизонтальная репликация).
Через ограниченный канал "Традиций популяции" информация передаются и в последующую генерацию в очень ограниченном количестве. Традиции и обычаи в социумах позволяют через МЭМы организовать небольшой вертикальный канал передачи информации в следующее поколение.
Гены будучи репликаторами бессмертны. Умирают организмы, а гены переходят существовать в своих копиях в следующее поколение. Естественный отбор отбирает самые удачные организмы и, значит гены в них, которые получают жизнь в новом поколении. Они управляют развитием организма в процессе онтогенеза, выполняя одновременно 2 функции - и отбираются, и участвуют в развитии организмов в новой генерации. В генах эти две функции неразрывно связаны и их можно назвать полноценными репликаторами.
Не так обстоит у МЭМов. МЭМы подвержены социальному отбору, но вот наследоваться, передавать свою информацию в следующее поколение им затруднительно, как было сказано выше.
Оплодотворенная клетка (зигота) содержит в своём составе набор из генов родителей, который образуется в процессе мейоза (процесс образования половых клеток). Так гены легко из одного поколения переходят в другое.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез), от оплодотворённой клетки до конца жизни делится на два периода:
1.Эмбриональный — от образования зиготы до рождения;
2.Постэмбриональный — от рождения до смерти организма.
Гены активно участвуют в процессе эмбрионального развития, где у них есть все рычаги влияния, почти полностью определяющие этот процесс. Сами гены, расположенные на хромосомах внутри ядра клетки не участвуют в строительстве клетки непосредственно, участвуют некоторые их копии.
Сначала ДНК хромосом копируется на похожую по свойствам молекулу РНК в процессе транскрипции, затем РНК через поры ядерной мембраны перемещается из ядра в область метаболизма клетки, где из этой РНК вырезаются лишние части, которые не требуются для строительства белков (интроны), оставшиеся части сшиваются (сплайсинг), и в клетке начинается строительство белковых молекул (Трансляция) с помощью выделенной группы генов. Выделение группы (экспрессия генов) для того или иного процесса это функция особых управляющих генов.
После рождения, когда организм продолжает рост и развитие, гены также активно управляют этими процессами.
Записи адаптаций в геном происходит в результате эволюции популяции. Это процесс длительный. Поэтому информация в генах относится к далёкому прошлому, это долговременная память. Она подходит только для записи морфологических адаптаций. Для участия в оперативном управлении организмом она не годится.
Но генетика смогла создать быстрые и эффективные инструменты оперативного управления в виде информационных структур мозга (МЭМов). Эти инструменты начинают действовать независимо от создателя (генов), сообразуясь с внешней обстановкой, получаемой через органы чувств.
Нетрудно увидеть логику в том, что в результате эволюции при возникновении все более сложноорганизованных особей появился такой инструмент как нервные клетки, клетки мозга. Они не задуманы высшим существом, они востребованы процессом развития, эволюцией, для тонкой настройки поведения особей. Объяснять оперативное поведение сложных живых существ с помощью одной генетики невозможно.
Генетика создав тело слонов таким, как мы их видим, тем самым повлияла на их поведение. Строение тела слонов такое, что не позволяет слонам лазить по деревьям, накладывает и другие ограничения на поведение. Но более тонкую настройку поведения гены осуществлять не могут. На этапе оперативного управления организмами гены как бы делегировали свои полномочия МЭМам.
Всё вышесказанное относится только к культурным МЭМам, возникающим в процессе жизни. Врожденные МЭМы, задающие инстинкты (инстинктивное поведение) не изменяются и не реплицируются.
Сами гены, например, не могут содержать в своём коде такие сложные паттерны (шаблоны) поведения, как построение плотин и всего образа жизни бобров, потому, что бобры строят плотины из подходящего окружающего материала, который неживой и никакие адаптации естественного отбора к нему невозможны.
Информация в генах относится только к процессу построения белка: она указывает порядок следования аминокислот в молекуле белка. Никакого поведения в генах не записано. Но следует помнить, что каскад биологических реакций в конечном счете через посредников оказывает влияние и на поведение.
Пауки строят паутину в обстоятельствах, которые не прописаны в генах. Если бы у пауков не было органов чувств, то создавать паутину им не удалось бы. Потому как без обратных связей это сделать невозможно. Значит, в этом процессе используются рецепторы и обратные связи, востребованные только при наличии мозга. Поэтому попытки объяснять оперативное поведение особи генетикой, даже и с привлечением понятия о «Длинной руке гена» кажутся неуместными. Генетика формирует только инструменты, использование же их неподвластно генетике.
Предположим, строители передали здание парламенту, оснастив его всем необходимым для работы, но кое какие работы выполнив не совсем качественно. Вряд ли, какие то дефекты или особенности здания могут существенно повлиять на качество принимаемых парламентом законов. Впрочем, в России всё может случиться. Это особая страна.
Все МЭМы (МЭМном) оперативно управляют поведением человека вместе с его сознанием. Не сознание самостоятельно управляет поведением, а только участвует в управлении поведением совместно с МЭМами, локализованными в подсознании и бессознательном, которые оказывают на сознание значительное давление. Это же можно сказать и про наших «меньших братьев».
Применительно к человеку, нужно отметить, что некоторые функции управления организмом в постэмбриональном онтогенезе гены делегируют культурным МЭМам, которые становятся при некоторых условиях репликаторами культурной эволюции. Культурные МЭМы несут негенетические, функциональные адаптации, созданные отбором в социальной среде.
КУЛЬТУРА ЭТО ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕДАВАЕМАЯ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ НЕГЕНЕТИЧЕСКИМ ПУТЕМ.
Бессмысленно говорить о эволюции культуры самой по себе. Имеет смысл рассматривать только культурную эволюцию человека.
Здесь надо уточнить, что естественная репликация культурных МЭМов носит преимущественно горизонтальный характер, а для наследования(передачи в новую генерацию популяции) нужно, чтобы она имела вертикальный характер. Это собственно и есть упомянутое условие.
В этом случае все атрибуты эволюции культуры окажутся в наличии и она непременно должна начаться. Пока же культурная эволюция среди млекопитающих, кроме человека, не наблюдается с темпом сравнимым с культурной эволюцией человека. Вот когда обезьяна начнет что-то записывать, можно будет сказать, что процесс пошёл.
СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ИНСТРУМЕНТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ
Напомню, что неживая природа просто реагирует на изменения среды и в этом заключается её способ эволюционирования. Живая природа реагирует на изменения среды, вырабатывая адаптации в процессе отбора, чтобы сохранить гомеостаз, т.е. условия своего существования в определённых рамках, а значит, сохранить и жизнь. Создание адаптаций и наследование их это непременный атрибут эволюции любой жизни, один из трёх обязательных атрибутов эволюции.
Естественный отбор считается единственным процессом, создающим адаптации, а гены единственным инструментом запоминания и репликации адаптаций. Другие способы эволюционирования (поток и дрейф генов, мутации и др. ) не создают сами по себе адаптаций. Если же созданные в результате генной перестройки изменения генома будут одобрены отбором, то они закрепляются в геноме как адаптации. Естественный отбор даёт путевку в жизнь всем генным перестройкам.
Запоминая адаптации, гены создают определённый способ наследования, передачи благоприятных признаков особей в последующие поколения популяции. Выяснением правил наследования занимается генетика.
Человек единственный вид, создавший новые инструменты наследования. Речь идет о наследовании благоприобретённых признаков, опыта, добытых знаний, усвоенных норм поведения в социальном обществе. Всякий человек знакомый с основами генетики сразу скажет, что гены не могут организовать подобное наследование. Догмой генетики является невозможность наследования приобретённых признаков.
Культурные МЭМы эту задачу частично решают. У млекопитающих и даже у насекомых, имеющих мозг на 5 порядков меньше нашего, благодаря МЭМам, становится возможным обучение и накопление определённого опыта. Даже муравьи, как заметили исследователи, бывают умными, средними и тупыми. МЭМы являются репликаторами при передаче информации внутри одной популяции, т.е. при горизонтальной передаче информации.
МЭМы содержат функциональные адаптации, а они генетически не могут быть переданы в следующее поколение. Когда особь умирает, то и все функциональные адаптации исчезают вместе с ней. Вертикальная передача информации от МЭМов (передача от поколения к поколению) впрямую невозможна. Только через институт воспитания в некоторой мере. Также как религия передаётся. Ведь большинство людей самих религиозных текстов не читает. Они знакомы с ними в пересказах, в интерпретации служителей церкви и сочувствующих.
Для МЭМов не существует полового процесса размножения, сложного процесса мейоза(образование половых клеток из соматических), который собственно и обеспечивает передачу генами наследственной информации по вертикали.
Аналогия. Когда компьютер обесточен, то все программы в оперативной памяти стираются. Для передачи программ в следующие сеансы в компьютере служит жесткий диск, не нуждающийся в питании для сохранения информации.
Человек создал развитый язык общения, который позволяет изустно передавать информацию, полученную из опыта, в виде мифов, преданий, легенд, верований в последующие поколения. Собственно религия и представляет набор из этих ингредиентов. Для поддержания этого набора на плову созданы социальные институты, которые и до сих пор играют важную роль в современном социальном обществе, хотя физических предпосылок к этому не видно. Это как фантомная боль в пятке давно отрезанной хирургом ноги. Архаичные институты создают возможность вертикального реплицирования, впрочем давно существовавших взглядов. Это не передача свежего социального опыта, нужного для построения цивилизации, но зато это первые инструменты созданные самим человеком, а не генами, для целей наследования культуры.
Другой канонический путь освоения возможностей для вертикального реплицирования культуры, связан с появлением письменности в том или ином виде. Сначала это были стены пещер, где можно было выполнять и сохранять рисунки (наскальная живопись). Но важнейшим инструментом следует считать появление вслед за развитой речью письменности. Попутно возникают и материальные носители письма. Дошедшие до нас глиняные пластины и берестяные грамоты стали первым подходящим материалом. Изобретение бумаги значительно упростило процесс, сделало его более удобным. Древних летописцев надо признать носителями первоначальной системы наследования.
Бумага и книгопечатание поставили процесс наследования на индустриальную основу. Появилась возможность управлять городами и государствами на основе издаваемых указов и законов. Происходит эволюционирование самих правил управления большими массами людей, что равнозначно установлению обновлённых правил искусственного социального отбора.
Конечно люди при этом становятся менее свободными, заложниками ими же созданных правил поведения. Но это и есть прогресс. Ведь наиболее свободным был Робинзон, но с появлением Пятницы и у него появилась необходимость о нём заботиться.
Появление телеграфа, телефона, почтовой связи, железных дорог, морского транспорта, и, наконец, радио позволили охватить средствами коммуникации весь Земной шар, что колоссально расширило возможности культурного наследования, значительно сблизило удаленные друг от друга точки земного шара и каждого государства. Телевидение, компьютеры и Интернет завершили процесс, сделав процесс культурного наследования глобальным, а культурную эволюцию проникающей во все уголки Земного шара. Процесс создания цивилизации принимает глобальный характер. Ни уйти, ни спрятаться от него невозможно.
Таким образом, созданная человеком система наследования основана на сохранении информации на внешних носителях. Тем самым культурные МЭМы получили возможность вертикального наследования, стали полноценными репликаторами культуры.
Реально структуры мозга содержат в себе только информацию, которая нужна человеку для оперативного управления своим поведением в социуме, для обмена информацией с окружающими, процесса, который я называю горизонтальным наследованием.
ВЫВОД.
Культурная эволюция человека стала возможной потому, что он сам создал недостающие Homo sapiens инструменты вертикального наследования культуры. Таким образом, для осуществления культурной эволюции у человека оказались полностью все три составляющие любой эволюции живого - изменчивость (изменчивость ментальности в популяции), КУЛЬТУРНЫЕ МЭМы, как фиксирующие элементы приобретённых особью свойств и, наконец, инструменты вертикального наследования, которых нет у других приматов, но которые вместе с социальным отбором сделали культурную эволюцию реальностью. Инструментом вертикального наследования надо признать социальные институты и создание письменности.
В книге «Социобиология: новый синтез» Э.О. Уилсон, который считается отцом социобиологии. (Фото перед статьёй) (Эдвард Осборн Уилсон родился 10 июня 1929 года в г. Бирмингем) задаётся вопросом, на который мы попытались здесь ответить:
«Какие особенности окружающей обстановки побудили гоминид адаптироваться иначе, чем других приматов, и начать их уникальный путь эволюции?».
Адаптации мозга, как в морфологическом так и в функциональном плане выявили для гоминид эффективность развития в этом направлении. Они открыли возможность создания орудий охоты, правильной её организации, успешного существования Homo sapiens, не обладавшего большой силой и быстрыми ногами. Ведь по морфологии мы недоразвитые обезьяны. Эта недоразвитость вероятно и стала побудительным мотивом выбора вектором развития Homo sapitns социализацию.
В дальнейшем разум и социализация достигли некоторого критического уровня позволившего значительно развить язык общения, а затем изобрести и письменность. Причем подобные процессы происходили в разных изолированных человеческих популяциях, что доказывает их востребованность. Востребованность надо понимать как давление отбора в данном направлении. Далее процесс культурной эволюции принял автокаталитический характер.
Была постепенно разработана искусственная система фиксации приобретённой информации на внешних носителях, которая создала возможность культурного наследования. В виду наличия двух других атрибутов эволюции (изменчивости и горизонтальных репликаторов - МЭМов) культурная эволюция Homo sapiens стала неизбежной.
У приматов есть 2,5 атрибута для культурной эволюции, а системы вертикального наследования культуры на внешних носителях нет. Поэтому они остановились в своём культурном развитии на некотором уровне.
Инструменты, для организации вертикального наследования, человек создал сам в ходе эволюционного развития. Не труд или прямохождение, как писал Ф.Энгельс, превратили обезьяну в человека, а созданные человеком инструменты наследования культуры, прежде всего развитая речь и письменность, которые сделали культурную эволюцию реальностью. С этого момента скорость культурной эволюции принимает экспоненциальный характер.
Если сейчас мысленно отнять у человека все средства коммуникации, то он неизбежно впадет в первобытное состояние, ведь все человеческие адаптации закреплены в культуре, которая без обмена информацией немыслима. Без культуры, понимаемой в широком смысле этого слова, человек, втянувшись в тупое состязание с другими видами, вымрет как динозавры в течении короткого времени.
Свидетельство о публикации №217120400139
«Но генетика смогла создать быстрые и эффективные инструменты оперативного управления в виде структур мозга (МЭМов). Эти инструменты начинают действовать независимо от создателя, сообразуясь с внешней обстановкой, получаемой через органы чувств».
Вам, как специалисту, кажется, что читателю ясно, но попадаются «чайники» и зависают на некоторых абзацах.
С уважением,
P.S С наступающим Новым годом! Пусть он принесёт только удачу!
Ирина Алешина 31.12.2017 17:06 Заявить о нарушении
Виктор Ефременко 31.12.2017 21:59 Заявить о нарушении