Я- русский офицер. Ч. II. Гл 21
«Начальник, не всегда прав,
но он всегда начальник».
- Итак, слушайте меня внимательно Василий, я расскажу Вам, о том, что мне известно ещё во время моего пребывания в Вене, а остальное будете выяснять на месте.
Ещё в январе 1924 года предполагалась первая встреча «трех китов» руководства спецслужб начала XX века — австрийца, полковника Максимилиана Ронге, немца полковника Вальтера Николаи и русского генерала Николая Батюшина.
Она была предложена по просьбе Н. С. Батюшина, пославшего к Николаи своего представителя.
Встреча была назначена на середину января 1926 года в Вене. И состоялась она 16-17 января в одном из отелей. Она, естественно, не протоколировалась, ведь разведчики умеют хранить секреты.
На второй день – 17 января, на неё прибыл также бывший шеф австрийской службы разведки Максимилиан Ронге. В настоящее время он работает на важном посту в министерстве внутренних дел Австрии. Это назначение он получил в качестве награды за свои заслуги в войне и кажется, уже стал генералом.
О чём именно говорили эти «три кита» европейской разведки, в течение двух дней, мы не узнаем никогда. Но, несомненно, они не могли не затронуть «пресловутого» дела Редля и военно-политическую обстановку в Европе. Однако кое-что нам стало всё-таки известно. Например, то, что во время этой встречи Николаи, открыто, предложил Батюшину «передать» немцам списки русской заграничной агентуры.
Однако, русский генерал вежливо, но твёрдо отказал полковнику, сказав, что это было бы «неэтично».
Но не исключено, что это благородство Батюшина было вынужденным: он мог практически не иметь сведений, интересующих Николаи, поскольку сам генерал отошёл от разведывательной деятельности против немцев ещё в 1915 году, и данные о двух-трёх незначительных агентах произвели бы на его коллег жалкое впечатление.
Если Вы помните, то громкое дело важного австрийского полковника Альфреда Редля закончилось предсказуемо и печально.
Поздним вечером 25 мая 1913 года в отель, где он остановился, прибыла комиссия в составе заместителя начальника Генерального штаба генерал-майора Хефера, начальника разведывательного бюро полковника фон Урбански, руководителя агентурной группы майора Ронге и старшего военного прокурора Ворличека.
Дверь в номер без сопротивления открыл сам Редль, который, конечно, уже знал, с чем связан этот поздний визит. Как раз перед этим он успел закончить прощальные письма брату и командующему корпусом. Редль сказал вошедшим:
- Господа, я знаю, зачем вы пришли. Я погубил свою жизнь и прошу вас позволить мне уйти из неё.
Затем он рассказал майору Ронге о своей деятельности в качестве агента русской разведки и заверил, что работал в одиночку, без сообщников. Потом попросил револьвер. Члены комиссии, поколебавшись, вышли из комнаты.
Прошло более четырёх часов тягостного ожидания, а выстрела так никто и не услышал. Заволновавшись, что изобретательный полковник мог устроить побег, члены комиссии поспешили в комнату. Полковник Альфред Редль лежал на полу. Его висок был пробит пулей.
Генштаб принял решение сохранить происшедшее в тайне, и на следующее утро, 26 мая, 1913 года, венские газеты поместили заметку, в которой утверждалось, что полковник Редль в припадке безумия покончил с собой.
Но правды не скроешь. Слухи о том, что самоубийство было совершено не из-за психического расстройства, а по совсем другим причинам, все-таки просочились в общество.
Существует мнение, что письмо, с деньгами предназначенное Редлю было перехвачено в Берлине еще на пути в Вену, и попало к Вальтеру Николаи. А тот уже отправил его в Вену. Это достаточно разумное предположение.
Как потом стало известно российской контрразведке, этого самого полковника Редля, завербовал один из коллег полковника Батюшина, полковник Рооп и он в течение одиннадцати лет поставлял важнейшие сведения военного характера военному руководству России.
Но, вряд ли необходимость этой встречи, заключалась только в том, чтобы вспомнить о несчастном полковнике.
Интересно знать, о чём говорили, что решили и что задумали эти «три кита», вот это нам с Вами Василий Николаевич, приказано попытаться выяснить.
Для этой цели, Вам придётся дней на пять, шесть, нелегально, по новому швейцарскому паспорту, выехать в Вену, там встретиться с моим агентом, и с его помощью, постараться выяснить всё, о встрече этих разведчиков.
«Старик» считает, что в связи с зарождением нацизма в Германии, и появлении нового лидера Адольфа Гитлера, НСДАП, будет стараться привлекать бывших руководителей разведки и полиции, в свои ряды. И наша задача, направить туда наших людей, чтобы знать, всё, что происходит в окружении Гитлера.
И помочь нам в этом деле мог бы именно генерал Батюшин, имеющий огромный авторитет у военных разведчиков всех европейских стран.
Всё дело в том, что в феврале 1925 года Гитлер воссоздал запрещенную в 1923 году Национал-социалистическую рабочую партию. С осени того же года он удачно распродал значительный тираж первого тома своей «Майн Кампф».
Появившаяся в продаже книга Адольфа Гитлера «Майн камф», раскупалась с большим успехом, но не потому, что все хотели прочесть её, а потому, что каждый уважающий себя член НСДАП, должен был иметь это программное произведение национал-социализма на своей полке.
Из 55000 членов 1923 года, НСДАП сумела к концу 1925 года привлечь в свои ряды примерно половину, сейчас их уже почти 60000 человек.
Услышав о том, что он будет «работать» в Вене, по швейцарскому паспорту, Василий рассмеялся.
- Знаете, герр Бьёрк, я уже когда-то был швейцарским гражданином, и несколько раз пересекал границу Италии, Турции и Германии. Но, это было очень давно. Ещё, в той, прошлой жизни. Тогда я был Клаусом Майером.
Ну, а сейчас, Вы будете, - Бьёрк достал из кармана паспорт, открыл его и прочитал:
- Хьюго Франсоном, 1888 года рождения, уроженцем города Цюриха.
Вы торговый представитель фирмы «Хольм и К», занимающейся торговлей хлеба на бирже в Милане. В Вену приехали по делам фирмы.
Документы подлинные, там вклеена даже Ваша фотография, посмотрите, - и резидент с улыбкой протянул швейцарский паспорт удивлённому Василию
- Я лично знаком с генералом Батюшиным, служил под его руководством зимой 1914 и весной 1915 года, почти четыре месяца. И было бы хорошо сейчас встретиться с ним и поговорить по душам и о полковнике Николаи я много слышал от того же Батюшина.
Ян Карлович Берзин рассказывал мне, что Николаи, после того, как его в 1920 году отправили в отставку, без восторга, и с большим скепсисом отнёсся к появлению на политической арене Германии национал-социалистической рабочей партии.
Хотя отставной полковник постоянно предлагал свои услуги спецслужбам Германии, новая политическая элита с большим подозрением относилась к опытному разведчику и всякий раз отвечала отказом на его предложение о сотрудничестве.
Очевидно эти попытки, во многом приукрашенные немецкими журналистами, выдававшими желаемое за действительное, позднее стали основой этой мифологии.
С другой стороны, следует признать, что Николаи, действительно удалось тогда перед войной создать самую мощную разведывательную систему в мире и мне лично пришлось столкнуться с его агентами, действующими у нас в Санкт-Петербурге.
После крушения, её осколки продолжали и продолжают существовать автономно, а со временем начали снова претендовать на роль реаниматора и создателя такой же сильной спецслужбы новой Германии, прикрываясь при этом именем и авторитетом своего создателя.
Любая империя, подчиняется одинаковым законам возникновения или гибели.
Талант и способности Вальтера Николаи, оказались не востребованными но-вой германской государственностью. Они были не нужны в Веймарской республике, не понадобились и партийным бонзам Третьего рейха. Сейчас ему пришлось довольствоваться лишь третьестепенной ролью эксперта в институте истории новой Германии. И он уже не участвует в выработке, а тем более в принятии каких-либо важных решений.
Генерал-майор Батюшин, тоже оказался не удел, но встретится с ним и поговорить, сейчас это для нас будет очень важным делом.
- По имеющимся у меня данным, он последнее время проживает в Белграде, но точного адреса его я не знаю. Но в Белград, Вам Василий ехать опасно, там очень много наших бывших соотечественников живёт. Но задание надо выполнять.
Свидетельство о публикации №217120401543