Глава 7

Глава 7.Ошибки существуют, чтобы ничему не учиться

На рассвете Джеймс поплелся к конюшне, чтобы проверить лошадей. Там его ожидало потрясение в лице его хозяина, крайне уставшего, бледного, как Тауэрское приведение, но полностью экипированного к отъезду.

Лорд Гринт, фиолетовые пятна под глазами которого явно кричали о необходимости сна, тем не менее, напрочь отказался от предложения отдохнуть. Более того: с решительностью, достойной лучшего применения, он настоял на том, чтобы они, не дожидаясь завтрака, тронулись в путь.

- И не позже, чем через четверть часа! – потребовал он, старательно смачивая себе ледяной водой лицо.

Запротестовавший было Джеймс очень быстро вернул себе постную физиономию, которую принято именовать «почтительной». Не смотря на свою молодость, он считался хорошим слугой, а главной заслугой для этого почетного титула в Англии считалось умение исполнять приказы своего господина быстро и без неуместных расспросов. «Слуга создан для того, чтобы делать, а не для того, чтобы думать. А думать он будет лишь тогда, когда его об этом попросят», - такова была мудрость, которую Джеймс познал в самом начале своего пути и к которой проникся большим уважением.

Ровно в назначенный срок все было готово к отъезду. Как ни старался юноша оставаться хладнокровным, он всё же повернул голову, проезжая вдоль злополучного трактира. Знакомого лица в окне не оказалось. Тогда, переведя дух, лорд пришпорил своего коня и не останавливался почти до самого Парижа. Бедный слуга, едва поспевавший за ним, мысленно возблагодарил Бога и всех известных ему святых в тот момент, когда, оказавшись в черте города, юноша принял решение спешиться и прогуляться пешком.

- Так мы разомнем наши ноги и к тому же сможем осмотреться, - рассудил лорд, ловко соскакивая со своего красавца-коня.

Джеймс ещё никогда не был такого высокого мнения о мудрости своего юного господина.

- Давай, смотри в оба, - наказал ему лорд, - Нам надо найти место для завтрака.

Место это, довольно приличное с виду, вскоре было найдено, и вид горячей еды вернул путешественникам их боевой настрой и жажду деятельности. Джеймсу не полагалось сидеть за одним столом с наследником именитой английской фамилии, но в это утро ему улыбнулась удача. Чувства, свойственные всем живым мира всего, сближают между собой слуг и господ. Лорд Гринт, у которого при виде еды затрепетал желудок, с жалостью покосился на своего подчиненного, который, не смея присесть, вытянулся по струнке подле своего господина. Небрежным жестом, позаимствованным у герцога Норфолк, юноша пригласил его сесть напротив себя и взглядом показал, что не потерпит никаких возражений.

Джеймс с благодарностью опустится на табурет, и два англичанина с аппетитом накинулись на еду.

- Я не собираюсь жить в трактире, - рассуждал лорд Гринт некоторое время спустя, - Это не самое приятное место для меня, к тому же большинство трактирщиков – мошенники. Теперь я сам в этом убедился.

- Это верно. Сыну вашего отца не пристало ночевать в подобных местах дольше, чем того требует необходимость, - ответил слуга почтительно, - Вчера у нас не было выбора, а сегодня вы можете поселиться где угодно.

- Верно, верно! - горячо согласился лорд, который, помимо хорошего завтрака, подбодрил себя бокалом вина, - Всё-таки зря я так усердно бранил тебя вчера. Когда ты не сидишь в седле, ты – незаменимый человек, Джеймс.

Слуга поклонился, не изменяя почтительно-безразличному выражению на своем лице.

- Если мой господин прикажет, я могу сейчас же отправиться на поиски гостиницы, - предложил он.

Лорд Гринт покачал головой.

- Я не желаю жить в гостинице и постоянно сталкиваться с её постояльцами. Мало ли какая путаница может произойти, и мне еще придется разбираться с ее последствиями.

- Я могу найти вам хорошую гостиницу, милорд, - снова попытался Джеймс.

На этот раз юноша ничего не ответил, но просто посмотрел на своего слугу. Выражение его лица напомнило Джеймсу столь высокочтимую им мудрость, и он поклонился, признавая свою неправоту.

- Ты найдешь мне съемную квартиру. Их полно в Париже, - продолжал рассуждать лорд, меланхолично размазывая по тарелке остатки своего завтрака, - Да, эдак, пожалуй, будет лучше всего. Никто не будет беспокоить меня без видимых причин, и я могу в любой момент запереться и сделать вид, что меня нет дома. А если хозяева не будут слишком назойливы – но от этого, я уверен, что смогу их отвадить, я смогу принимать… - тут юноша с сомнением покосился на своего слугу, и решил, что излишние откровения ему ни к чему, - всех, кого я посчитаю нужным принять.

Джеймс, в глазах которого было загорелось любопытство, скромно потупил взгляд.

- Я постараюсь найти вам скромную квартиру за справедливую плату, - пообещал он.

- Иди, - наказал ему лорд, - Но сперва найди для наших лошадей конюшню поприличней, где они могли бы отдохнуть. Я пока прогуляюсь по городу.

- Пешком, милорд?

- Да. Весь вчерашний день и сегодняшнее утро я провел в седле. Пора бы мне уже размять ноги, - пожал плечами лорд.

И, осушив до конца свой бокал с вином, он поднялся из-за стола.

- Где мне вас искать после того, как я все обустрою? – Спросил Джеймс, подавая ему плащ.

- Здесь же, около часу дня. Я не хочу, чтобы мы теряли время, бегая по Парижу в поисках друг друга. Видит Бог, улицы здесь такие узкие и извилистые, что просто нельзя угадать, где начинается одна и заканчивается другая. Это тебе не Лондон.

Лорд Гринт был абсолютно прав. Париж мало чем походил на мрачную английскую столицу. В первую очередь тем, что посреди Лондона едва ли можно было предположить такую суматоху. Петляя по улицам наугад, юноша и сам не помнил, как оказался на обширной ярмарочной площади. Ещё меньше он помнил, каким образом его затянуло в середину разраставшейся толпы. Пройдя мимо нескольких прилавков и мельком рассматривая товары, лорд неожиданно для себя обнаружил, что путь назад для него отрезан по меньшей мере дюжиной молодцов в потных рубахах, которые перетаскивали с одного конца площади на другой деревянные скамьи. Впереди его ждало не меньшее столпотворение, собравшееся посмотреть на фокусника из Менга. Тот жонглировал мячами верхом на странном рыжем коне.

В растерянности юноша принялся лавировать между людьми, не очень приветливыми к попыткам сдвинуть их с места. Поздравляя себя с прекрасным решением совершить прогулку пешком, а не на лошади (что весьма бы упростило просьбы уступить дорогу), лорд петлял зигзагами по пространству, пересечь которое напрямую было бы делом трех минут. Когда же, наконец, ему удалось, вежливо расталкивая пешеходов, добраться с одного конца площади до другого, от двух часов свободного времени у него едва оставалось полчаса.

Более всего в Париже, помимо знаменитой дворцовой площади и Лувра, лорда привлекала университетская часть города. Воображение рисовало ему суровые старинные здания с резными башнями, библиотеки, не тронутые позолотой Людовика XIV, их мрачные, темные залы, наполненные старинными фолиантами, знаниями и тишиной. Но за оставшееся в его распоряжении время он, разумеется, не успел бы не только осмотреть все эти столпы научной мысли, которые так живо интересовали его; он не успел бы даже добраться до моста, за котором начиналась эта пленительная часть города. И все же, досадуя на это обстоятельство, лорд утешал себя тем, что все в конечном итоге делается к лучшему. Быть может, сегодня ему не удастся осмотреть Париж так, как ему бы этого хотелось. Но, в конце концов, он здесь всего лишь пару часов, а впереди у него, по меньшей мере, несколько месяцев. 

Да, все верно! Не время предаваться унынию! Зато он уладит разом все бытовые неурядицы и, наконец, со спокойной совестью выспится, а иначе – страдать ему весь завтрашний день от мигрени.

Рассуждая таким образом, лорд плавно перешел к вопросу, что в таком случае делать дальше. Юноша не решался ни отправляться к трактиру, где его ожидали счастливые воспоминания о ночи на ступенях, ни идти через площадь, где ему пришлось бы вновь смешаться с толпой. В которой, между прочим, помимо наглых горожан, имелись ещё и ловкие торговцы. А уж этим господам помятый, но все ещё изящный дорожный костюм лорда говорил весьма много о содержимом его кошелька.

В то время, пока в сознании юноши шло яростное противостояние между двумя сторонами одной дилеммы, сам он описывал круги вокруг фасада здания, в котором, если бы он только составил себе труд приглядеться, мог бы распознать скромную обитель мирового судьи. Однако, не имея никакого интереса ни к нынешнему ее обитателю (который, впрочем, являлся человеком мало чем примечательным, помимо своей жадности), ни к процессу судопроизводства Парижа, лорд не обращал внимания на этот столп справедливости и закона, который он по меньше мере дюжину раз обошел вокруг. А между тем на него самого обращали внимание, как и изнутри здания, так и за его пределами. Господин мировой судья по сосредоточенному лицу юноши и тому, с какой решительностью тот уже который раз проходил мимо его святилища, «распознал» в нём обещанного инспектора от его величества. Своими криками он перебудил половину чиновников, умчавшихся распоряжаться, чтобы на сегодняшних процессах разбирались самые показательные дела, по которым без сомнений будет вынесен обвинительный приговор. Сам господин судья остался у наблюдать у окон, готовый в любой момент, когда юноша соблаговолит обратить на него внимание, расплыться в рабоплетской улыбке.

Что касается наблюдателей с улицы, это в основном были обычные ротозеи, которых забавлял молодой франтик, явно не отдававший себе отчета в своем одиночном хороводе. Среди любопытствующих, однако, особенно выделялся один молодой дворянин. По возрасту едва ли превосходящий лорда, он был одет если не столь изящно, то с не меньшим шиком, и так же ловко держался в седле. Понаблюдав за нашим английским другом некоторое время, молодой человек развернул коня с твердым намерением подъехать прямиком к нему, и уже положил руку на шляпу, которую собирался снять в знак приветствия. Но, как на зло, именно в этот момент лорд взглянул на свои карманные часы, и, прошептав, «ну вот, теперь я опаздываю», быстрым шагом направился прочь.

Господин судья, увидев решительность, с которой юноша повернулся к его обители спиной, распознал в этом дурной знак и тут же послал первого же подвернувшегося под руку чиновника проверять фасад: ужель так очевидно было отсутствие ремонта, на который ещё два года назад были пожалованы деньги? Любопытствующие прошли по своим делам. Молодой дворянин, с досадой убравший руку со шляпы, взглядом отыскал спину лорда и тихо сказал себе: «В следующий раз».

Когда лорд добрался до трактира, слуга уже поджидал его там.

- Ну, что? – поинтересовался лорд, уставший, но все же вполне удовлетворенный своей прогулкой.

- Париж сейчас просто переполнен. Хозяева или уже раздали свои комнаты под аренду, или, если мне всё-таки посчастливилось оказаться первым кандидатом, запрашивают такую цену за месяц, за которую в Лондоне можно прожить полгода.

- Хочешь сказать, ты ничего не нашел? – сухо поинтересовался лорд Гринт, приподнимая бровь.

- Напротив, милорд, - возразил Джеймс, - Мне все-таки удалось найти для вас комнату. Она всего одна, без кабинета. Но вместо этого в ваше распоряжение предоставляется столовая на первом этаже. Хозяйка – вдова весьма почтенного возраста, прекрасная и добродушная женщина, однако…

- Однако? – переспросил лорд, поднимая теперь уже обе брови.

- Однако, – продолжил слуга, виновато опуская голову, - Должен сказать, что она находится дальше от центра города, чем было бы удобно милорду.

Юноша равнодушно пожал плечами.

- Далеко от центра? Вот и прекрасно. Значит мне не придется слышать эту ярмарку каждый раз, когда я буду открывать окна.

- Милорд, вы уверены в этом? Это доставит вам определенные неудобства…

- Определенные неудобства у меня появятся, если я вовсе не размещусь, - заметил лорд Гринт с намеком на улыбку, - Смотри, как бы и эту квартиру не увели у тебя из-под носа. Ты уверен, что, пока ты здесь препираешься со мной, какой-нибудь купец из Бове не занял моё место?

Завершив последнюю фразу, лорда невольно фыркнул и поднял к небу глаза: ночное происшествие явно злило юного дворянина больше, чем тот хотел показать.

- Уверен, - ответил Джеймс, - Я не знал вашего ответа, милорд, но на всякий случай я все-таки внёс хозяйке задаток.

- То есть, квартира уже в моем распоряжении?

- Как только я доплачу оставшуюся сумму, да, милорд.

- И ты говоришь, комната достаточно чиста и хорошо обставлена?

- Весьма недурно для съемных комнат, милорд.

- Неужели? - допытывался лорд, прищурившись.

Джеймс не заметил лукавого блеска в глазах своего господина, и, распрямив плечи, ответил со всем имеющимся у него достоинством:

- За сегодняшний день мне довелось видеть по меньшей мере три квартиры, что выглядели в три раза грязней, чем эта, но стоили трижды ее дороже.

- И с хозяевами, говоришь, не будет проблем?

- Владелица комнаты - крайне любезная и почтительная дама.

- И ты не врешь мне, Джеймс?

- Как можно!

- В таком случае это не квартира, а настоящее сокровище! – рассмеялся лорд, - Как же тебе повезло всего за два часа ее раздобыть? Либо это чудо, либо…быть может, квартира выкуплена на мое месячное жалованье? И в просторной столовой, предоставленной в мое полное распоряжение, я буду сидеть и грустно смотреть на пустую скатерть?

Лорд Гринт более чем хорошо знал своеобразное чувство юмора своего слуги. Под своеобразным подразумевалось то, что оно отсутствовало вовсе. Не удержавшись от этого легкого поддразнивания, юноша с умилением наблюдал, как вытягивается угловатое лицо Джеймса, оскорбленного в лучших своих порывах.

- Милорд, - произнес он, наконец, с таким выражением, что лорду стоило больших трудов подавить подкатывающийся к горлу смех, - Я понимаю ваше недоверие. Я и сам был не столько приятно удивлен, сколько насторожен, когда впервые наткнулся на чистое, прибранное помещение, которое не было к этому моменту трижды перекуплено. Но хозяйка комнаты быстро развеяла мои сомнения. Как оказалось, мадам недавно лишилась своего постоянного жильца.

- Вот как? – протянул лорд Гринт заинтересованно.

- Да, милорд. Он уехал будто бы по семейным делам, якобы собираясь в скором времени прислать ей плату. Но вот уже месяц как он канул в воду. И потому хозяйка решилась сегодня вновь дать объявление о сдаче, и я был первым, кто его увидел.

- Что-то это мне уже напоминает, - Хмыкнул юноша с нехорошей улыбкой. Но, осознав, что снова вспоминает о ночном скандале, лорд раздраженно мотнул головой. Право же, как навязчивы могут быть воспоминания о собственных неудачах!

Джеймс, скромно опустив голову, ожидал пояснений, и лорд Гринт с явной неохотой их дал.

- Не доверяю я людям, у которых внезапно пропадают жильцы, обещавшие заплатить. Но будем надеяться, что на этот раз мне повезет больше. Веди!


ОБЪЯВЛЕНИЕ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ К ПРОЧТЕНИЮ

Автор понятия не имеет, насколько целесообразно сообщать об этом здесь, но она посчитала, что так у тех, кого хоть чем-то зацепило ее творчество, больше шансов это увидеть. В данный момент большая часть времени автора уделяется вот этому порталу: https://lit-era.com/book/nebo-bez-znamen-b48418. Если вы хотите оставить отзыв или повысить рейтинг произведения, она будет вам крайне благодарна.


Рецензии